Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
Описать последствия инфляции;
Проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации;
Дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Инфляция как социально-экономическое
явление
5
1.1. Понятие инфляции, ее виды и измерение
5
1.2. Причины и формы проявления инфляции
8
2. Социальные и экономические последствия инфляции в российской федерации
12
2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни
13
2.2. Влияние инфляции на объем производства
17
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации
19
3. Антиинфляционная политика в российской федерации на современном этапе развития
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
Список использованных источников
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
34
В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%) (см. Приложение 1).
Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.
Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.
Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:
В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении и уровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)
Рис. 3.1. Система регулирования уровня инфляции
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
Реализация комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.
Можно выделить
следующие направления
1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. [6, c.8]
2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.
4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]
5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.
6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов. [16, c.13]
Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсового исследования необходимо сделать следующие выводы.
Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, в которой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.
В зависимости от различного размера роста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
Истоки инфляционных явлений коренятся: в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.
Отличительной чертой переходного периода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являются мощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяжении ряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.
Проведенный анализ показывает, что наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2