Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности, причин, видов и форм инфляции. Необходимо так же изучить механизмы открытой инфляции, рассмотреть показатели уровня инфляции.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Сущность инфляции………………………………………………………5
1.1 Инфляция. Причины инфляции………………………….…………5
1.2 Виды и формы инфляции……….………………………………….10
2. Механизмы открытой инфляции…………...…………………………..14
3. Показатели измерения уровня инфляции……………………………...17
Заключение……..…………………………………………………………..28
Ответы на КТЗ………...………………………………………………...….29
Список использованной литературы……………………………………...30
Рис.1. Графическое изображение инфляции спроса
Основными причинами этого могут быть:
Альтернатива инфляции спроса – инфляция издержек (рис.2).
Рис.2. Графическое изображение инфляции предложения
Это рост цен, вызванный ростом издержек производства и снижения совокупного предложения.
Этот тип инфляции приводит к стагфляции, то есть к одновременному росту инфляции и безработицы, на фоне спада производства. Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижению выпуска фирм и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту уровня цен и увеличению темпа инфляции.
Причины инфляции:
1. Рост цен на сырье;
Энергетический кризис в 70-х годах вызвал огромное подорожание нефти и других энергоресурсов. Как следствие - среднегодовой рост цен подскочил с 1,5% в 60-е годы до 12% в 70-е.
2. Олигополистическая политика ценообразования;
3. Рост заработной платы, который не уравновешивается ростом производительности труда;
4. Повышение налогов.
.
В России и других переходных экономиках последствия инфляции оказываются тяжелыми для значительного числа семей потому, что в дореформенных экономиках основным видом семейного дохода была фиксированная заработная плата. По мере реформирования систем оплаты труда и расширения числа источников доходов негативные последствия инфляции могут быть постепенно элиминированы.
Если рассматривать темпы роста цен, то можно выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная (ползучая) инфляция.
В условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Темп роста цен постоянен. Умеренная инфляция типична для рыночной экономики. Она продолжается длительное время и рассматривается, как нормальное экономическое явление. При этом ожидаемый темп инфляции, как правило, учитывается в коммерческих соглашениях.
2. Галопирующая инфляция.
Рост цен составляет от 29 до 200% в год. Это уже довольно таки серьезное напряжение для экономики. При галопирующей инфляции большинство контрактов «привязывается» к росту цен или к иностранной валюте. Деньги начинают ускоренно, (по мере нарастания темпов инфляции), материализоваться в товары, и кредит по обычной ставке не предоставляется.
3. Гиперинфляция.
Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного времени (не меньше полугода). До 200% в год.
Стоимость денег падает так быстро, что они уже не в состоянии выполнять свои главные функции. Их роль сильно уменьшается, на смену товарно-денежным отношениям приходят другие формы расчета. Например, бартер. Возможен переход к натуральной зарплате.
Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофическим и начинает влиять на уровень благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев населения.
Все вышеперечисленные виды инфляции существуют только при открытом типе инфляции. Он характерен для рыночной экономики со свободными ценами.
Главный признак – рост цен.
При подавленном типе, рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться. Подавленный тип инфляции характерен для экономики с фиксированными ценами.
И главный признак – дефицит предложения.
Яркий пример подавленной инфляции – СССР.
На протяжении нескольких десятилетий пачка соли стоила 1 копейку, мороженое – 20 копеек. Цены были фиксированными. Об этом, посещая магазины, вспоминают все пожилые люди (поэтому и хотят вернуть прежние времена). Дефицит был нормой жизни.
Теперь же мы понимаем, что одна и та же цена, причем слишком заниженная, не реальна для развития здоровой экономики. А что случилось с экономикой, да и с самим СССР? Результаты, как говорится, на лицо.
Также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.6
2. Механизмы открытой инфляции
Открытая инфляция - инфляция в виде роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией
Рис.3. Подходы подавления инфляции
Инструменты управления процессом различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и так далее.7
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений, на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.8
3. Показатели измерения уровня инфляции
Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Существует несколько индексов цен:
1. Индекс потребительских цен. Он измеряет стоимость “корзины” потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
2. Индекс розничных цен набора, из 25 важнейших видов продуктов питания.
3. Индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение.
4. Индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
- индекс оптовых цен производителя;
- дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП), то есть, отношение номинального ВВП к реальному, или показатель падения реального ВВП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются статистические данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Таким образом, для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В частности, в мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах предлагается, как метод изучения инфляции, непосредственно измерять избыточный объём бумажных денег. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся количественная неопределённость, связанная с категорией "избыточного бумажноденежного обращения", ведёт к условно-ненадёжным результатам.
Самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применяться для оценки влияния инфляции, как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий. В связи с применением этого метода возникают следующие проблемы: способ расчета индексов; методика статистики цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.
Индекс Паше (1) является одним из самых распространённых индексов:
(1)
,
где – индекс цен в году t+1; – цены товара соответственно в годах t и t+1; – объем его продаж в году t+1; n – количество видов товарной продукции.
Когда , можно утверждать, что в указанном году цены в среднем были стабильны, неравенство свидетельствует о росте цен, - об их снижении. Индекс Пааше не свободен от недостатков. Он отличается высоким уровнем агрегирования, но потребительские корзины различных слоев населения неодинаковы. Индекс Пааше лишен избирательности и улавливает любое повышение цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным. Он совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции, так как в соответствии с этим индексом сравниваются цены только тех товаров, которые продавались в году t и в году t+1. Поэтому появление в последнем году «нового» и более дорогого изделия учтено не будет. Индекс Пааше не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене. Допустим, что товары i и j относятся к разряду взаимозаменяемых. Тогда, например, увеличение в году t+1 может привести к повышению спроса на товар i и расширению его продаж . Индекс поглотит этот эффект и выдаст результат, который будет зависеть не только от цен (а требовалось именно это), но и от количеств.