Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности, причин, видов и форм инфляции. Необходимо так же изучить механизмы открытой инфляции, рассмотреть показатели уровня инфляции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Сущность инфляции………………………………………………………5
1.1 Инфляция. Причины инфляции………………………….…………5
1.2 Виды и формы инфляции……….………………………………….10
2. Механизмы открытой инфляции…………...…………………………..14
3. Показатели измерения уровня инфляции……………………………...17
Заключение……..…………………………………………………………..28
Ответы на КТЗ………...………………………………………………...….29
Список использованной литературы……………………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того, ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении национальных счетов в постоянных ценах.

Для удобства компиляции практически все официальные  ИПЦ в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса (2) для отношений цен к базовому периоду:

J= , (2)

 

где  J  – индекс для периода n по отношению к базе  0, – цена товара j  в базовом периоде, – цена товара j в периоде n, – количество товара j  в базовом периоде.

Этот вариант формулы  Ласпейреса можно также представить  более просто (3) в виде взвешенной средней отношений цен товара:

 

J= , (3)

где является весом товара j, или долей расходов на товар j в общих расходах, а    – индивидуальный индекс цен для товара j.

Однако эти варианты формулы Ласпейреса не дают гибкости, необходимой для текущей ситуации в России. Для каждого товара j в них используется отношение цены к базовому периоду ( , и поэтому необходимо сравнение изменения цены товара за длительные периоды, требующие жесткого контроля за сохранением характеристик данных товаров. Эти требования сложно применить в контексте текущей ситуации в России, где характеристикой розничной торговли является непостоянство наличия продаваемых товаров.

Поэтому применяется  вариант формулы Ласпейреса с использованием , отношения цены товара к цене в предыдущем периоде.

Основной формулой для расчета ИПЦ в России является:

J=  (4)

  где  .

Данная формула (4), которая арифметически тождественна формулам, приведенным выше, считается более универсальной, чем формула Ласпейреса, использующая отношение цены товара к цене в базовом периоде, поскольку используемый ценной процесс облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.

Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с  определением ИПЦ, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.

Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль  своего поведения (а, следовательно, состав рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.

Во-вторых, ИПЦ не принимает  во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции – и, вероятно, весьма существенно. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая, как было указано ранее, является одной из причин инфляции.

Особенностью экономики  России последних лет является существенное замедление инфляции. Однако такие темпы инфляции, являющиеся для России заметным достижением, для многих стран мира представляются существенными (при росте цен в этих странах в пределах 3% за год). Поэтому совершенствование методологии наблюдения за потребительскими ценами в России продолжает ориентироваться на достаточно заметный их рост.9

Российская статистика, используя в своей практике методы сбора информации о ценах и расчета индексов цен, признанные многими странами и соответствующие мировым стандартам, испытывает дополнительные трудности, связанные со структурными изменениями, при формировании отечественной методологии. Состав потребительской корзины в этих условиях должен обновляться достаточно регулярно, с тем, чтобы отражать изменение в ассортименте предлагаемых товаров и услуг, а также в структуре потребления домохозяйств.

Главной целью наблюдения за уровнем цен и тарифов на потребительском рынке является сбор информации для расчета индекса потребительских цен как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе республик, краев, областей, автономных округов.

Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Расчет индекса потребительских  цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

– данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

– данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Органами государственной  статистики (наряду с ежемесячной  регистрацией цен по полному перечню товаров и услуг) проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, и производится расчет его контрольной стоимости. Кроме того, в еженедельном режиме рассчитывается стоимость набора из 25 важнейших продуктов питания и собирается информация о ценах на алкогольную продукцию.

Наблюдение за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке, и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:

–отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;

–отбор товаров и услуг – представителей;

–регистрация цен и тарифов;

–формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;    

–расчет индекса потребительских цен;

–расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

–определение стоимости и изменения стоимости набора из 25 основных продуктов питания, входящих в прожиточный минимум (взамен рассчитываемого до 1997 г. набора из 19 важнейших продовольственных товаров);

–расчет контрольной стоимости необходимого социального набора (37 наименований).

Для регистрации цен  отбираются в каждом городе крупные, средние и мелкие предприятия  торговли и сферы услуг, расположенные  как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).

В сферу наблюдения репрезентативно  включаются предприятия торговли, в том числе комиссионные, предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. Также регистрация цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках). Зарегистрированная ценовая информация по каждому товару, услуге заносится на отдельный лист журнала регистрации потребительских цен на товары и услуги.

Важной особенностью потребительского набора для расчета  ИПЦ является определенная гибкость его формирования. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку товаров и услуг, потребляемых населением.

В набор включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и так далее). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Такой набор формируется  на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).

На региональном уровне специалисты детализируют общее описание товарной группы теми товарами – представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес на потребительском рынке данного города, и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

В условиях замедляющихся  темпов инфляции повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с этим ужесточаются правила регистрации цен, а также требования по замене товаров и предприятий торговли, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.

Расчет ИПЦ производится с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Расчет индексов цен  за квартал, полугодие, период с начала года производится “цепным” методом, то есть путем перемножения месячных индексов потребительских цен.

Одной из важнейших проблем  при построении индекса потребительских  цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам.

Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке  показывает, что цены некоторых товаров и услуг, особенно по отдельным видам плодоовощной продукции, подвержены заметным сезонным колебаниям в течение года. При этом такие колебания, как правило, носят циклический характер.

Уже в настоящее время  при расчете индекса потребительских  цен Госкомстат России применяет ряд методов сезонной корректировки, одним из которых является замена товаров.

Этот метод используется в случае, если цены на сезонные товары, отсутствующие в отдельные периоды  года, меняются пропорционально ценам на аналогичные или эквивалентные товары соответствующей группы, имеющиеся в наличии в данное время. Например, цены на отдельные виды сезонных товаров, входящих в группы одежды и обуви, регистрируются лишь в периоды массовой реализации этих товаров. В несезонные периоды года повторяется последняя имеющаяся в наличии цена периода массовой реализации товара, без каких-либо ее изменений до начала следующего сезона, либо данная цена индексируется с учетом изменения цен на аналогичные виды эквивалентных летних или соответственно зимних предметов одежды и обуви, либо индексируется с учетом темпов роста цен в целом по соответствующей группе товаров.

Кроме метода замены товара, одним из применяемых в настоящее  время методов сезонных корректировок является расчет средневзвешенной цены на картофель. В этом случае производится расчет средневзвешенной цены картофеля с учетом постепенно возрастающего в общем объеме реализации этого товара (в течение летнего периода) удельного веса молодого картофеля и, соответственно, снижающегося удельного веса картофеля урожая предшествующего года. При этом в расчет средневзвешенного показателя цена на молодой картофель начинает включаться только в период его массовой реализации. Этот метод в определенной степени обеспечивает увязку цен на картофель урожая текущего года с ценами картофеля урожая предыдущего года.

Динамика индексов цен, а также индексов (коэффициентов) сезонности по отдельным видам плодоовощной продукции показывает, что имеют место ярко выраженные сезонные колебания индексов цен в отдельные месяцы рассматриваемых лет.

Применение индексов сезонности при расчете индексов потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная волна, то есть, сглажены сезонные колебания цен, что особенно важно в условиях умеренных темпов инфляции.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Люди боятся инфляции. Это факт неоспоримый. Почему это происходит? Сказать сложно. Одно из возможных объяснений – состояние неопределенности,  создаваемое инфляцией. Цены могут вырасти  на 5, 10 или 20% , и ты уже не знаешь, что сможешь купить на свою зарплату. А будут ли такими же цены, когда тебе вернут взятые в долг деньги? Если подняли зарплату – вскоре жди подорожания. И закрутилась опять спираль инфляции…

При настоящем положении  вещей в российской экономике, я считаю необходимым развитие реального сектора экономики, его поддержку со стороны государства, но с учетом ошибок советского периода, когда убыточнее предприятия тянулись за счет господдержки и не приносили реальной пользы для экономики. Свое мнение я основываю на самом определении понятия «инфляция». Увеличение ВВП страны за счет производства уменьшит соотношение товарооборота к объему денежных средств, что приведет к снижению уровня инфляции.

С учетом нынешнего кризиса  в США, причиной которого является большая  часть спекулятивных операций на американском рынке, развитие реального сектора экономики России на основе современных нанотехнологий считаю самым приоритетным направлением оздоровления экономики, и как следствие, борьбы с инфляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания

Информация о работе Инфляция