Информационная экономика: сущность, структура и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать полноценное определение понятия информации и исследовать категорию информации как ведущего фактора современного общественного производства; произвести структурный анализ информационной экономики как явления и как современной стадии развития цивилизации, осмыслить и выявить ключевые закономерности, принципы и особенности ее организации, а также обозначить проблемы связанные с ее функционированием.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Информация как производительная сила современного общества
Информация: сущность, понятие, виды ………………………………..6
Информация как фактор производства ………………………………...9
Информационная экономика в эпоху глобализации
Понятие и сущность информационной экономики ………………….15
Информационный тип экономического роста ……………………….21
Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика ……26
Особенности становления информационной экономики в России …31
Заключение …………………………………………………………………….35
Список использованных источников …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая рабта по макроэкономике.docx

— 92.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт градостроительства, управления и региональной экономики

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Информационная экономика: сущность, структура и особенности функционирования

 

 

 

 

Руководитель__________________                     

                                    (Ф.И.О. подпись)

Выполнил студент 

гр.

 

 

 

Красноярск 2010

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………….3    

  1. Информация как производительная сила современного общества      
    1. Информация: сущность, понятие, виды ………………………………..6      
    2. Информация как фактор производства ………………………………...9   
  2. Информационная экономика в эпоху глобализации    
    1. Понятие и сущность информационной экономики ………………….15  
    2. Информационный тип экономического роста ……………………….21  
    3. Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика ……26
    4. Особенности становления информационной экономики в России …31 

Заключение …………………………………………………………………….35

Список использованных источников …………………………………………36 

 

 

 

Введение

 

Информационная  экономика – экономика постиндустриального  общества

 

Мы живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Сегодня можно достаточно обоснованно говорить о том, что  наступает качественно новый  этап развития цивилизации, существо которого состоит в освоении и широкомасштабном использовании информации и ее высшей формы - научных знаний — практически во всех сферах социальной активности общества.

Современная научно-техническая  революция коренным образом изменила положение информации в системе  факторов общественного производства, выдвинув ее в ряд ведущих предметов  труда, решающих средств труда, а также важнейших продуктов человеческого труда. Информация стала одним из ведущих хозяйственных ресурсов, наряду с трудом, капиталом и природными факторами определяющим эффективность производства и логику макроэкономической динамики. Производство и потребление научно-технической информации играют ведущую роль в современных хозяйственных системах, предопределяя место отдельных стран и регионов в мирохозяйственном разделении труда, обуславливая радикальные изменения характера, содержания и форм общественного труда и оказывая решающее воздействие на характер, темпы и источники экономического роста.

Свидетельством этому  является бурно развивающийся в  последние десятилетия процесс  информатизации общества, который охватывает сегодня многие страны мира и все  более отчетливо принимает характер глобальной информационной революции. И как следствие происходит процесс перехода от «материального» к информационному обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Это - новая качественная ступень развития человечества. Информационная революция равна по своему значению переходу от эпохи собирания плодов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства, но наряду с технологической и экономической информацией выделяется  а духовно-творческая информация.

Известно, что информационные революции в истории человечества происходили и ранее. Первой стало  изобретение письменности пять-шесть  тысяч лет назад в Месопотамии, затем -- независимо, но несколько тысяч  лет спустя -- в Китае, и еще  на 1.500 лет позднее -- майя в Центральной  Америке. Вторая информационная революция  произошла в результате изобретения  рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно. Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время.

Однако та, которую мы наблюдаем сегодня, является принципиально  новой как по своему содержанию, так и по тем последствиям, которые  она вызывает практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Постиндустриальная стадия развития общества отождествляется с понятием  “информационное  общество". Таким образом, переосмысление роли информации в развитии природы  и общества, а также освоение информации как стратегического ресурса  и движущего фактора дальнейшего  развития цивилизации являются сегодня  исключительно важными и актуальными  проблемами, которые приобретают  не только общенаучную, но и общецивилизационную значимость.

 

Экономическая информация

Дать однозначное определение  понятия “информация” представляется достаточно сложным, поскольку в  зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория  приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее, можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие “информация”, охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании.

Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова  «informatio» , изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее  определение. Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов  подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.

Информация в экономике  проявляется во множестве аспектов, — вот только некоторые из таких  способов проявления:

    • производство информации как таковой — это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
    • информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
    • информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
    • некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
    • информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновеснго состояний экономической системы;
    • информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
    • информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.

Таким образом, по мере своего создания экономика информационного  общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную  информацию (постоянно обновляемые  теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них  служат факторами производства, последние  два — необходимыми условиями  их эффективного использования. Тем  самым экономика индустриального  общества переходит в свою очередную  постиндустриальную фазу - информационная экономика.

Актуальность исследования: сегодня мир переживает самый настоящий “информационный бум”, происходит глобальная информатизация всех сторон жизни человека. Осуществляется информатизация общества и экономики, в которой информация начинает выступать определяющим фактором производства. Таким образом, исследование информационной парадигмы в современной экономике представляет собой сравнительно молодую, недостаточно детально изученную и полную вопросов научно-экономическую задачу.    

Цель данной работы: дать полноценное определение понятия информации и исследовать категорию информации как ведущего фактора современного общественного производства; произвести структурный анализ информационной экономики как явления и как современной стадии развития цивилизации, осмыслить и выявить ключевые закономерности, принципы и особенности ее организации, а также обозначить проблемы связанные с ее функционированием.

 

 

 

  1. Информация как производительная сила современного общества  

 

      1. Информация: сущность, понятие, виды.

 

Человечество на протяжении многих веков вырабатывало свои представления об информации, но для закрепления этих представлений в определенных научных категориях настало время лишь тогда, когда люди не только сознательно поставили перед собою задачу передачи, хранения и — несколько позже — переработки информации, но и научились так или иначе ее решать. В 20-х годах двадцатого столетия появились первые публикации по данным проблемам, положившие начало развитию весьма разветвленной и неоднородной на сегодняшний день теории информации.

Настоятельная потребность  изучения таких категорий как  “информация”, “информационный ресурс”, “информационная технология” в отечественной экономической теории проявилась в конце 80-х годов. Обусловлено это было развитием процесса информатизации, охватившем тогда практически все стороны жизни общества и способствовавшем серьезному качественному ее изменению. Значимую роль в повышении влияния информационных процессов на экономику сыграл мощный толчок в развитии вычислительных систем. Широкое распространение компьютеров способствовало не только более быстрой передаче информации, но и существенно ускорило ее обработку, что порождало новую информацию, становившуюся одним из наиболее значимых производственных ресурсов, которым уже нельзя было пренебрегать при экономическом анализе. В конце XX в., впервые в человеческой истории, основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация.

Отечественная наука с  самого начала указывала на глубокую связь понятия информации с основополагающими философскими категориями. "...В самом общем случае, — писал И.А.Акчурин, — понятие информации связано с философскими категориями возможности и действительности... Всюду, где имеют место различные возможности, из которых реализуется, переходит в действительность, приобретает бытие только одна, имеет смысл говорить об информации, которую несет с собой эта реализовавшаяся возможность. Более широко, переход любой потенции в бытие, в какой бы форме он ни осуществлялся, можно рассматривать как возникновение новой информации. Если же этот переход совершается посредством осознанных действий человека, то такое превращение потенциального в актуальное есть акт производства информации. Помимо категорий возможности и действительности, в развитии теории информации важную методологическую роль играют также категории необходимости и случайности, сущности и явления, конечного и бесконечного, дискретного и непрерывного, абсолютного и относительного, общего, особенного и единичного и целый ряд других. Последовательное развитие этих подходов в конечном итоге позволило придать понятию информации не только общефилософский, но и общенаучный характер. В современной науке насчитывается множество определений информации, но нет ни одного, признаваемого всеми учеными, работающими над проблемами информации. Как отмечают некоторые исследователи, в каждом из них отражены либо специфика отрасли знания, в которой используется данное определение, либо особенности профессиональной деятельности лица, давшего или предложившего указанное определение, либо просто его персональный вкус и терминологические склонности. Поскольку проблема информации сегодня по существу является интегральной проблемой современной науки, стоящей на пересечении философии, кибернетики, логики, экономики, психологии, общей теории систем, то, будущее исследования этой проблемы принадлежит не узкоспециальному, а интегральному, комплексному подходу. Ограничивая свое внимание проблемами исследования материальных систем, можно сформулировать определение информации следующим образом.

Информация — всеобщее, универсальное свойство материи, выражающее характер и степень ее упорядоченности. Ниже приведены некоторые следствия, вытекающие из этого определения.

Информация, рассматриваемая как свойство материальных систем, материальна. Будучи всеобщим свойством материи, информация имеется налицо везде, где существует сама материя, и в процессе ее развития информация переходит из одних качественных состояний в другие, что обусловлено изменением качества самой материи. Информация существует постольку, поскольку существуют материальные системы, которые характеризуются различными типами неоднородностей. Этот факт подчеркивает объективный характер информации, не обязательно связанный с включением ее в практическую познающе-преобразующую деятельность человека.

Информация представляет собой единство количественных и качественных характеристик, неразрывно связанных друг с другом и переходящих друг в друга согласно закону взаимного перехода и превращения количественных и качественных изменений. В предложенном определении участвуют характеристики качества (характер) и количества (степень) упорядоченности материи, а это значит, что информация выражает меру упорядоченности материи, поскольку противоречивым единством количества и качества является мера.

Информация невещественна. Она не представляет собою ни вещество, ни поле, ни энергию особого рода, и не существует такого особого вида материи, который явился бы субстанцией информации как материального объекта. Следовательно, информация имеет нефизическую природу и потому не может быть измерена в каких бы то ни было физических единицах. Поскольку информация не является субстанциально-вещной, она нуждается в своем материально-энергетическом носителе (веществе или поле), благодаря которому она могла бы проявиться согласно всеобщему закону отражения, свойственному всему материальному миру. В то же время, материя в любой ее субстанциальной форме является как потенциальным, так и действительным носителем информации как ее всеобщего свойства. Поэтому информация, носителем которой выступает вся существующая материя, во всех своих проявлениях подчеркивает информационное единство мира и выступает основой этого единства.

Как было сказано ранее, понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Информация о работе Информационная экономика: сущность, структура и особенности функционирования