Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:39, курсовая работа
Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Рыночная инфраструктура представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.
Введение
4
1 Теоретические аспекты инфраструктуры рынка
5
1.1 Сущность и роль рыночной инфраструктуры
5
1.2 Составляющие инфраструктуры рынка
9
1.3 Этапы развития инфраструктуры
15
2 Становление и развитие инфраструктуры рынка
18
2.1 Инфраструктура рынка в командно-плановой экономике
18
2.2 Инфраструктура рынка в переходной экономике
20
3 Проблемы формирования и развития инфраструктуры рынка
23
Заключение
31
Библиографический список
Правовое обеспечение
Рисунок 1 - Основные части рыночной структуры можно также представить в виде схемы
Инфраструктура рынка капитала – это, прежде всего:
- банковское законодательство;
- валютное законодательство;
- законодательство об иностранных инвестициях;
- биржевое законодательство;
- Центральный банк;
- государственные займы и государственный долг;
- коммерческие банки;
- фондовые биржи;
- страховые компании;
- сберегательные банки;
- пенсионные фонды;
- инвестиционные банки;
- ипотечные и земельные банки;
- строительные общества;
- финансовые компании;
- венчурные компании;
- консалтинговые и аудиторские фирмы;
- предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;
- специальные информационные и профессиональные периодические издания.
Инфраструктура рынка товаров и услуг включает следующие элементы:
- торговое законодательство;
- законы о рекламе;
- законодательство о защите прав потребителя;
- санитарно-гигиенические нормы;
- предприятия оптовой торговли;
- предприятия розничной торговли;
- товарные биржи;
- транспортные предприятия;
- складское хозяйство;
- консалтинговые фирмы;
- рекламные агентства;
- информационные периодические издания.
Инфраструктура рынка труда включает:
- законодательство о труде;
- законодательство о занятости;
- законодательство о социальной защите;
- законодательство об охране труда;
- Министерство труда и занятости;
- местные органы регулирования занятости и социальной защиты;
- государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;
- агентства по найму (рекрутинговые агентства);
- государственные и частные центры и системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- профессиональные союзы;
- коллективные и индивидуальные трудовые соглашения;
- специальные информационные и профессиональные периодические издания.
Инфраструктура рынка земли предполагает следующие элементы:
- земельное законодательство (Земельный кодекс);
- законодательство о защите окружающей среды;
- земельный кадастр;
- Министерство землепользования;
- Министерство экологии;
- государственные региональные земельные комитеты;
- агентства по торговле недвижимостью;
- консалтинговые и информационные агентства на рынке недвижимости;
- ипотечные и земельные банки;
- профессиональные ассоциации фирм по торговле недвижимостью;
- специальные информационные и профессиональные периодические издания.
Макроэкономическая
- бюджетное устройство и бюджетный процесс (бюджетный кодекс);
- налоговое законодательство (Налоговый кодекс);
- федеральный бюджет;
- Министерство финансов;
- бюджетно-финансовая политика;
- Центральный банк;
- денежно-кредитная политика;
- государственный арбитраж;
- Министерство экономики;
- структурная политика;
- Министерство внешней торговли;
- внешнеэкономическая политика;
- государственные и частные институты экономического анализа и прогнозирования;
- институт экономических советников президента.
Иногда выделяют такой элемент
рыночной инфраструктуры, как уровень
рыночного мышления и поведения
населения, его готовность следовать
правилам и закономерностям
1.3 Этапы развития инфраструктуры
Роль информации в экономических процессах на всем протяжении развития рыночной экономики стремительно возрастала. Особенно очевидно это стало в последнем десятилетии ХХ века, когда новые информационные технологии позволили создать комплекс отраслей производства, деятельность которых связана исключительно с накоплением, хранением, обработкой и передачей информации. Эти отрасли демонстрируют наиболее быстрый экономический рост и в начале XXI века позволяют говорить об информационной интеграции производств на транснациональном уровне. В качестве элемента рыночной инфраструктуры они стали необходимым условием эффективной организации производства как на микро, так и на макро уровне.
Основными предпосылками возникновения рыночной инфраструктуры стали общественное разделение труда, появление товарного производства и возрастающая производственная специализация.
Первые элементы рыночной инфраструктуры
возникли еще на этапе первобытнообщинного
способа производства, одновременно
с появлением общественного разделения
труда. Специализация отдельных
общин на различных видах производства
привела к установлению регулярного
обмена между племенами, т.е. превратила
продукт их производства в товар.
Процесс регулярного обмена обеспечивался
определенными ритуалами и
Одновременно с появлением товарообмена появляются сопутствующие ему процессы обмена информацией о товаре. Информация, передаваемая устно, а затем и письменно, сразу стала неотъемлемой частью формирующейся рыночной инфраструктуры. С расширением рынков и увеличением объемов товарообмена специализация элементов рыночной инфраструктуры возрастала.
С распространением и расширением рыночных отношений специализация углублялась, и вместе с ней росло число видов деятельности, связанных с обеспечением основного производства. На каждом этапе движения продукта от производителя к потребителю возникали посреднические институты, обеспечивающие это движение (инфраструктура).
Развитие общественного
Отрасли инфраструктуры стали важнейшим фактором становления рыночной экономики. По мнению Вальтера Ойкена именно революция в транспорте позволила перейти от монополизированных локальных рынков к эффективной капиталистической экономике с полноценным товарообменом и конкуренцией.
Одновременно с революциями
в области транспорта и связи
в ходе становления хозяйственных
отношений происходили
Каждая из революций происходит
из-за объективно назревающей потребности
хозяйственных процессов в
Следующая революция связана с переходом к массовому промышленному производству. Последняя революция происходит сейчас и заключается в глобализации и унификации информационного обмена одновременно с тесной производственной интеграцией различных государств13.
2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1
Инфраструктура рынка в
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов «infra» — ниже, под; «struktura» - строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы14.
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка15.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры в период командно-плановой экономики является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование16.
2.2
Инфраструктура рынка в
Необходимость
перехода от командно-административной
экономики к современной
Инфраструктура рынка - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными
элементами инфраструктуры
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3)
кредитная система и
4)
эмиссионная система и
5)
система регулирования
Информация о работе Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль