Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Рыночная инфраструктура представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.

Содержание работы

Введение
4
1 Теоретические аспекты инфраструктуры рынка
5
1.1 Сущность и роль рыночной инфраструктуры
5
1.2 Составляющие инфраструктуры рынка
9
1.3 Этапы развития инфраструктуры
15
2 Становление и развитие инфраструктуры рынка
18
2.1 Инфраструктура рынка в командно-плановой экономике
18
2.2 Инфраструктура рынка в переходной экономике
20
3 Проблемы формирования и развития инфраструктуры рынка
23
Заключение
31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)

Правовое обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов  и организаций (органов), которые  их обеспечивают. Обычные суды разрешают  имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц  разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.

Рисунок 1 - Основные части рыночной структуры можно также представить в виде схемы

Инфраструктура рынка капитала – это, прежде всего:

- банковское законодательство;

- валютное законодательство;

- законодательство об иностранных инвестициях;

- биржевое законодательство;

- Центральный банк;

- государственные займы и государственный долг;

- коммерческие банки;

- фондовые биржи;

- страховые компании;

- сберегательные банки;

- пенсионные фонды;

- инвестиционные банки;

- ипотечные и земельные банки;

- строительные общества;

- финансовые компании;

- венчурные компании;

- консалтинговые и аудиторские фирмы;

- предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

Инфраструктура рынка товаров  и услуг включает следующие элементы:

- торговое законодательство;

- законы о рекламе;

- законодательство о защите прав потребителя;

- санитарно-гигиенические нормы;

- предприятия оптовой торговли;

- предприятия розничной торговли;

- товарные биржи;

- транспортные предприятия;

- складское хозяйство;

- консалтинговые фирмы;

- рекламные агентства;

- информационные периодические издания.

Инфраструктура рынка труда  включает:

- законодательство о труде;

- законодательство о занятости;

- законодательство о социальной защите;

- законодательство об охране труда;

- Министерство труда и занятости;

- местные органы регулирования занятости и социальной защиты;

- государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;

- агентства по найму (рекрутинговые агентства);

- государственные и частные центры и системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- профессиональные союзы;

- коллективные и индивидуальные трудовые соглашения;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

Инфраструктура рынка земли предполагает следующие элементы:

- земельное законодательство (Земельный кодекс);

- законодательство о защите окружающей среды;

- земельный кадастр;

- Министерство землепользования;

- Министерство экологии;

- государственные региональные земельные комитеты;

- агентства по торговле недвижимостью;

- консалтинговые и информационные агентства на рынке недвижимости;

- ипотечные и земельные банки;

- профессиональные ассоциации фирм по торговле недвижимостью;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

Макроэкономическая инфраструктура в рыночной экономике состоит  из следующих важнейших институтов:

- бюджетное устройство и бюджетный процесс (бюджетный кодекс);

- налоговое законодательство (Налоговый кодекс);

- федеральный бюджет;

- Министерство финансов;

- бюджетно-финансовая политика;

- Центральный банк;

- денежно-кредитная политика;

- государственный арбитраж;

- Министерство экономики;

- структурная политика;

- Министерство внешней торговли;

- внешнеэкономическая политика;

- государственные и частные институты экономического анализа и прогнозирования;

- институт экономических советников президента.

Иногда выделяют такой элемент  рыночной инфраструктуры, как уровень  рыночного мышления и поведения  населения, его готовность следовать  правилам и закономерностям функционирования рынка. Это самый субъективный элемент  рыночной инфраструктуры, игнорирование  которого приводит к нежелательным  последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах10.

1.3 Этапы развития инфраструктуры

Роль информации в экономических процессах на всем протяжении развития рыночной экономики стремительно возрастала. Особенно очевидно это стало в последнем десятилетии ХХ века, когда новые информационные технологии позволили создать комплекс отраслей производства, деятельность которых связана исключительно с накоплением, хранением, обработкой и передачей информации. Эти отрасли демонстрируют наиболее быстрый экономический рост и в начале XXI века позволяют говорить об информационной интеграции производств на транснациональном уровне. В качестве элемента рыночной инфраструктуры они стали необходимым условием эффективной организации производства как на микро, так и на макро уровне.

Основными предпосылками возникновения  рыночной инфраструктуры стали общественное разделение труда, появление товарного производства и возрастающая производственная специализация.

Первые элементы рыночной инфраструктуры возникли еще на этапе первобытнообщинного  способа производства, одновременно с появлением общественного разделения труда. Специализация отдельных  общин на различных видах производства привела к установлению регулярного  обмена между племенами, т.е. превратила продукт их производства в товар. Процесс регулярного обмена обеспечивался  определенными ритуалами и лицами, занятыми в этих ритуалах. Таким  образом, постепенно меновые операции стали особым видом деятельности, образовав первый институт рыночной инфраструктуры11.

Одновременно с появлением товарообмена появляются сопутствующие ему процессы обмена информацией о товаре. Информация, передаваемая устно, а затем и письменно, сразу стала неотъемлемой частью формирующейся рыночной инфраструктуры. С расширением рынков и увеличением объемов товарообмена специализация элементов рыночной инфраструктуры возрастала.

С распространением и расширением рыночных отношений специализация углублялась, и вместе с ней росло число видов деятельности, связанных с обеспечением основного производства. На каждом этапе движения продукта от производителя к потребителю возникали посреднические институты, обеспечивающие это движение (инфраструктура).

 Развитие общественного производства  сопровождалось равноценным развитием  инфраструктурных отраслей. Особенно очевидно это стало с появлением крупного машинного производства. Транспорт и связь как традиционно основные элементы инфраструктуры развивались пропорционально развитию производства. Как отмечал Карл Маркс, революция в способе производства промышленности и земледелия на этапе перехода к мануфактурному производству сделала необходимой революцию в средствах связи и транспорта. Затем новая революция транспорта и связи произошла на этапе появления крупной промышленности12.

Отрасли инфраструктуры стали важнейшим  фактором становления рыночной экономики. По мнению Вальтера Ойкена именно революция в транспорте позволила перейти от монополизированных локальных рынков к эффективной капиталистической экономике с полноценным товарообменом и конкуренцией.

Одновременно с революциями  в области транспорта и связи  в ходе становления хозяйственных  отношений происходили информационные революции 

Каждая из революций происходит из-за объективно назревающей потребности  хозяйственных процессов в новых  средствах накопления, хранения и  передачи информации.

Следующая революция связана с  переходом к массовому промышленному производству. Последняя революция происходит сейчас и заключается в глобализации и унификации информационного обмена одновременно с тесной производственной интеграцией различных государств13.

 

2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

2.1 Инфраструктура рынка в командно-плановой  экономике

Впервые термин инфраструктура был использован  в  экономическом  анализе для  обозначения   объектов   и   сооружений,   обеспечивающих   нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов «infra» — ниже, под; «struktura» - строение,  расположение.  Несмотря  на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

    Одна  группа  авторов  определяет  инфраструктуру   как   всю   систему обслуживания,  видя   функцию   инфраструктуры   в   предоставлении   услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

    Другие понимают  под инфраструктурой  только  систему  производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства,  в обеспечении деятельности основного производства.

    Известна  и   такая  точка  зрения,  согласно   которой   инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов  и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия  для успешного   функционирования   предприятий   промышленности,   как    часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

    В 40-е  годы  XX  в.  на  Западе  под  инфраструктурой   стали  понимать совокупность   отраслей,    обслуживающих    нормальное    функционирование материального производства В нашей экономической  литературе  эта  проблема получила основное развитие в 70-е годы14.

    Инфраструктура - это   обязательный   компонент   любой   целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную  часть общего  устройства  экономической  или  политэкономической  жизни,  носящую подчиненный   вспомогательный   характер   и   обеспечивающую    нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

    Процесс   формирования   инфраструктуры   в    качестве    относительно самостоятельной  сферы  общественного  производства  прошел   ряд  этапов, определяемых  крупными  вехами  в  общественном  разделении   труда.   Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда,  вызвав  появление  городов,  объективно   способствовало   усилению продуктообмена между городом и  деревней,  что  вело  к  развитию  объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение  труда  в  обществе  -  отделение торговли от земледелия и промышленности  - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых  территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

    Сегодня   выделяют   производственную   инфраструктуру,   обслуживающую производство  (транспорт,  связь,  оптовая  торговля  и  т.д.),  социальную инфраструктуру  -  совокупность   объектов   отраслей   сфер   обслуживания (транспорта   и   связей   по    обслуживанию    населения,    образования, здравоохранения, социального  обеспечения  и  т.д.),  деятельность  которых направлена   на    удовлетворение    личных    потребностей,    обеспечение жизнедеятельности  и  интеллектуального   развития   населения,   а   также инфраструктуру рынка15.

    При  рассмотрении  вопроса  о  производственной  инфраструктуре   важно выделить то,  что  она  не  производит  какой-либо  продукт,  лишь  создает необходимые условия для его производства.

    Инфраструктурные   элементы   экономики   являются   лишь    следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.  Поэтому  в   определении   производственной   инфраструктуры первичным  признаком  выступают  ее  функции,   состоящие   в   обеспечении производства.

    Особенностью  хозяйственной  деятельности  предприятий   инфраструктуры в период командно-плановой экономики является  то,  что  результат  их  деятельности  нельзя  резервировать  или складировать, ибо он проявляется в форме  процесса  перемещения,  хранения, передачи информации и т.д. Не следует  характеризовать  инфраструктуру  как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.

Новым  видом  инфраструктуры  является   рыночная   инфраструктура.   С развитием рыночного механизма в экономике страны  появляется  необходимость создания   специализированного   вида   деятельности   по    удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей  спрос  и предложение. Появление рынка обусловило  возникновение  новых  организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование16.

2.2 Инфраструктура рынка в переходной  экономике

Необходимость перехода от командно-административной экономики к современной рыночной обусловлена негибкостью, медленной  адаптацией ее к переменам, крайне низкой производительностью вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы, нараставшей недееспособностью  экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Инфраструктура  рынка - это совокупность правовых форм,  опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность  институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих  определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

    Основными  элементами инфраструктуры современного  рынка являются:

    1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые,  валютные),  их  организационно оформленное посредничество;

    2)  аукционы,  ярмарки  и  другие  формы  организационного  не биржевого посредничества;

    3) кредитная система и коммерческие  банки;

    4) эмиссионная система и эмиссионные  банки;

    5) система регулирования занятости  населения и центр государственного  и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

Информация о работе Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль