Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Рыночная инфраструктура представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.

Содержание работы

Введение
4
1 Теоретические аспекты инфраструктуры рынка
5
1.1 Сущность и роль рыночной инфраструктуры
5
1.2 Составляющие инфраструктуры рынка
9
1.3 Этапы развития инфраструктуры
15
2 Становление и развитие инфраструктуры рынка
18
2.1 Инфраструктура рынка в командно-плановой экономике
18
2.2 Инфраструктура рынка в переходной экономике
20
3 Проблемы формирования и развития инфраструктуры рынка
23
Заключение
31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)

    6) информационные технологии и  средства деловой коммуникации;

    7) налоговая система и налоговая  инспекция;

    8) система страхования коммерческого  хозяйственного риска  и   страховые компании;

    9) специальные рекламные агентства,  информационные центры  и  агентства средней массовой информации;

    10)   торговые   палаты,   другие    общественные,    добровольные    и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

    11) таможенная система;

    12) профсоюзы работающих по найму;

    13) коммёрческо-выставочные комплексы;

    14) система высшего и среднего  экономического образования;

    15) аудиторские компании;

    16) консультативные (консалтинговые) компании;

    17)  общественные  и   государственные   фонды,   предназначенные   для стимулирования деловой активности;

    18) специальные  зоны  свободного  предпринимательства.  Инфраструктура призвана   обеспечить   цивилизованный   характер   деятельности   рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне,  а  порождены  самими рыночными отношениями17.

    Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет  двойственный характер: с одной  стороны,  это  обслуживание   рыночных   субъектов,   с   другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е.  фактора,  который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

    - облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

    - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

    - организационное оформление рыночных отношений;

    - облегчение   форм   юридического   и    экономического    контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

    - подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

    Изменения  в экономике страны не могут  не отразиться на  ее  структурных институтах:  учреждениях,  организациях,  обслуживающих  и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на  инфраструктуре рынка18.

  3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И  РАЗВИТИЯ ИНФРА - СТРУКТУРЫ РЫНКА

В настоящее время уровень развития инфраструктуры рынков в России в  целом и в регионах не соответствует  условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличились в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что  непременным условием эффективности  функционирования экономики рыночного  типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют  очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение  или наоборот увеличение объемов  поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки  производства в некоторых случаях  и др.

В услугах оптовых баз  особенно нуждаются мелкие и средние  потребители, так как из-за не транзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

В настоящее  время в России насчитывается  около 20 тыс. посреднических организаций  с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями  оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции  составляет около 25 %. Два года назад она не превышала 10 %, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40 %.

Условия рынка ставят задачу увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и, прежде всего - реализующих  товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а  также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также  более равномерного их размещения на территории России. Более 70 % предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном – 24 %. Западно-Сибирском - около 14 %, Поволжском и Уральском - более 11 %. Северо-Кавказском – 10 %.

В марте 2011 г. оборот оптовой торговли составил 2889,0 млрд.рублей, или 94,1 % к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 30,5 % оборота оптовой торговли.

В марте 2011г. оборот оптовой торговли на 79,8 % формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 2304,2 млрд.рублей, или 91,1 % к марту 2010 года.

В I квартале 2011г. ситуация для предпринимательской деятельности в оптовой торговле не претерпела существенных изменений. Как «благоприятную» и «удовлетворительную» ее охарактеризовали 90,5 % руководителей торговых организаций против 89,4 % в IV квартале 2010г., как "неблагоприятную", соответственно 9,2 % и 10,6 %19.

Важной  проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы  соответствующего информационного  обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые  базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания)20.

Не  отвечает объективным требованиям  и нормативно-правовое обеспечение  торговых отношений, не сформирована его  четкая система и достаточная  законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассагласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.

Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс  дезинтеграции, в то время как  в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные  компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать  грузо-движение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание  рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики  в региональном, отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредственного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 2010-2012 г.г. доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3 % в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

Структура объемов закупок товаров в  наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка  в своей области -30 %, в соседних областях – 25 %, в других областях России – 25 %, в других государствах – 20 %. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50 %, в соседних областях – 20 %, в других областях России – 20 %, в других государствах – 10 %.

В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30 %, а в закупках товаров – 30-40 %.

По  мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции21.

Из  новых посреднических организаций  комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться, в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20 %. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

Влияние биржевых структур на формирование товарного  рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи  будет продаваться менее 1 % общего объема реализации продукции.

Основными задачами, для развития инфраструктуры рынка являются:

- развитие  рыночной экономики в агропромышленном  производстве невозможно без  формирования системы организованных  сельскохозяйственных рынков. Предстоит  сформировать необходимое количество  региональных, межрегиональных специализированных  и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерсными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование участников торгов от чрезмерного колебания цен;

- развитие, аукционной торговли шерстью,  льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны  получить постоянно действующие  ярмарки розничной и оптовой  продажи всех видов сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, оптовые  универсальные продовольственные  плодоовощные, мясные рынки, рынки  живого скота и морепродуктов  (особенно в местах их массового  производства). Для развития оптовых  продовольственных рынков требуется  экономическое стимулирование сельскохозяйственных  товаропроизводителей с целью  увеличения объемов производства  и улучшения качества продукции,  оздоровления социально-экономической  ситуации в агропромышленных  компаниях.

Учитывая  ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на районном, городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо максимально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры);

- развитие  информационного обеспечения на  основе создания системы единого  информационного пространства и  расширения возможностей получения  всеми участниками рынка наиболее  качественной и полной информации  обзорного, рекомендательного и  прогнозного характера о состоянии  товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики  продукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и  т.п.). Эта система будет обслуживать  как постоянных клиентов, так  и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации;

- создать  комплексные программы региональных  и головных информационно-маркетинговые  центров, сформировать соответствующие  банки данных, разработаны методическое  и программное обеспечение функциональных  задач, механизмов информационного  обмена между производителями  информации, а также производителям, потребителями и посредниками. При  совершенствовании нормативно-правовой  базы предполагается привести  в соответствие друг другу  положения, регламентирующие правила  розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности  производителей и государства.  Новые общие принципы и положения  должны обеспечивать единую направленность  норм и актов создание четкой  логической схемы регулирования отношений;

Информация о работе Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль