Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:39, курсовая работа
Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Рыночная инфраструктура представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д.
Введение
4
1 Теоретические аспекты инфраструктуры рынка
5
1.1 Сущность и роль рыночной инфраструктуры
5
1.2 Составляющие инфраструктуры рынка
9
1.3 Этапы развития инфраструктуры
15
2 Становление и развитие инфраструктуры рынка
18
2.1 Инфраструктура рынка в командно-плановой экономике
18
2.2 Инфраструктура рынка в переходной экономике
20
3 Проблемы формирования и развития инфраструктуры рынка
23
Заключение
31
Библиографический список
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8)
система страхования
9)
специальные рекламные
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13)
коммёрческо-выставочные
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16)
консультативные (
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями17.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка18.
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФРА - СТРУКТУРЫ РЫНКА
В настоящее время уровень
Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за не транзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.
В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25 %. Два года назад она не превышала 10 %, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40 %.
Условия
рынка ставят задачу увеличения количества
торгово-посреднических предприятий
и организаций, и, прежде всего - реализующих
товары производственного назначения
в розницу и мелким оптом, а
также оказывающих чисто
В марте 2011 г. оборот оптовой торговли составил 2889,0 млрд.рублей, или 94,1 % к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 30,5 % оборота оптовой торговли.
В марте 2011г. оборот оптовой торговли на 79,8 % формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 2304,2 млрд.рублей, или 91,1 % к марту 2010 года.
В I квартале 2011г. ситуация для предпринимательской деятельности в оптовой торговле не претерпела существенных изменений. Как «благоприятную» и «удовлетворительную» ее охарактеризовали 90,5 % руководителей торговых организаций против 89,4 % в IV квартале 2010г., как "неблагоприятную", соответственно 9,2 % и 10,6 %19.
Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания)20.
Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассагласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.
Что
касается системы транспортно-
Создание
рациональной инфраструктуры товарных
рынков требует координации
В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 2010-2012 г.г. доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3 % в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.
Структура
объемов закупок товаров в
наиболее крупных коммерческо-
В объеме
реализации товаров коммерческо-
По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции21.
Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться, в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20 %. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1 % общего объема реализации продукции.
Основными задачами, для развития инфраструктуры рынка являются:
- развитие
рыночной экономики в
- развитие,
аукционной торговли шерстью,
льноволокном и племенным
Учитывая
ограниченность капитальных вложений,
при формировании товаропроводящей
сети и создании ее рыночной инфраструктуры
на районном, городском, региональном,
межрегиональном уровне необходимо
максимально полно использовать
имеющуюся материально-
- развитие
информационного обеспечения
- создать
комплексные программы
Информация о работе Инфраструктура рынка сущность, основные элементы, роль