Инфраструктура рынка. Сущность, проблемы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашей работы – изучение роли рыночной инфраструктуры в России и определение проблем развития.
Основные задачи исследования:
1. Изучение сущности и основных понятий рыночной инфраструктуры на основе анализа литературы.
2. Выделение основных элементов рыночной инфраструктуры и их анализ.
3. Описание проблем развития рыночной инфраструктуры в России и анализ различных путей решения проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Инфраструктура рыночной экономики: основные понятия. 4
1.1. Анализ понятия «рыночная инфраструктура». 4
1.2. Функции рыночной инфраструктуры 5
1.3. Элементы инфраструктуры рынка 6
1.3.1. Рынок труда 7
1.3.2. Рынок капитала 8
1.3.3. Рынок товаров и услуг 10
1.3.4. Рынок информации 11
1.3.5. Рынок земли 13
2. Рыночная инфраструктура в России. 14
2.1. Формирование рыночной инфраструктуры 14
2.1.1. Формирование торговой инфраструктуры 14
2.1.2. Формирование финансово-кредитной инфраструктуры 15
2.1.3. Формирование информационной инфраструктуры 16
2.1.4. Формирование экономико-правовой инфраструктуры 19
2.2. Особенности инфраструктурного рынка России и предложения по перспективе его развития. 20
2.2.1. Торговая инфраструктура 20
2.2.2. Финансово-кредитная система 21
2.2.3.Информационная система 23
2.3. Государственные программы по развитию рыночной инфраструктуры 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!1.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

В дореволюционной России эти функции выполняли коммерческие суды, которые разрешали такие споры. В период НЭПа возник Госарбитраж, который выполнял функции коммерческих судов. При переходе к рынку вновь возникла необходимость в независимых структурах, обеспечивающих разрешение экономических споров. Это привело к преобразованию единой системы органов Госарбитража в независимые арбитражные суды, которые действуют самостоятельно на уровне области, края, государства.

  • Биржевой арбитраж 

Орган в составе региональной биржи, основная задача которого заключается в разрешении споров, возникающих по биржевым сделкам биржевой торговли.

  • Арбитражные суды

Органы судебной власти, занимающиеся рассмотрением экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

2.2. Особенности инфраструктурного рынка России и предложения по перспективе его развития.

2.2.1. Торговая инфраструктура

 

Для России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры. Уровень обеспеченности основными элементами рыночной инфраструктуры в России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня развитых стран. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий показатель по на 72,7%, что можно объяснить бурным ростом численности бирж, в 1991-1992 гг. (см. таблицу 2.2.) (10). Вместе с развитием рынка и становлением новых производственных отношений биржи уже прошли ряд этапов: возрождение, быстрый рост, спад биржевой активности, реорганизацию. И им еще предстоит нелегкая судьба выживания в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, идет активная подготовка квалифицированных кадров, разработано государственное законодательство, развивается теория биржевого дела (4). Развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, прежде всего в приватизационные предприятия, акционерные общества.

С учетом изменений в  экономике и регулирования биржевого  дела биржи могут быть подвержены ликвидации, объединению в той  или иной форме, и наконец, преобразованию. К настоящему времени многие из созданных в 1990-1992 гг. бирж уже ликвидировались (10). Поглощение более крупными биржами - это второе направление упорядочения биржевой торговли. Третий путь - это превращение бирж в другие коммерческие структуры: торговые дома, торговые и финансовые компании. Четвертое направление преобразований бирж - это их перепрофилирование, когда созданные первоначально как товарные эти биржи начинают торговать ценными бумагами т.е. функционируют как фондовые биржи.

 

Таблица 2.2.

Основной показатель деятельности товарных бирж

 

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число бирж на конец года

224

91

45

31

26

23

28

26

23

Средняя численность рабочих (тыс.человек)

7.8

1,7

0,5

0,2

0,2

0,2

0,4

0,4

0,5

Численность проведённых торгов(1992-тыс)

2,0

287

70

55

47

47

44

25

31

Число заключённых сделок, тыс

147,7

125,2

9,8

22,6

4,9

36,0

46,2

85,8

73,0

Биржевой оборот(млн руб, до 2000-млрд рублей)

335,1

1675

4997

7404

5345

46895

66800

115523

257110


2.2.2. Финансово-кредитная система

 

Уровень обеспеченности по коммерческим банкам в России в 48 раза ниже, чем в Европе и США, по небанковским финансово-кредитным институтам - в 15 раз, страховым компаниям - в 7,3 раза. Реструктуризация банковской системы идет крайне медленно. Основные причины, препятствующие этому, заключаются в неравномерности в распределении финансовых ресурсов по территории страны, их концентрацией в крупных банках Федерального значения.(см. табл. 2.3.) (9).

Рынок межбанковского кредитования окончательно не восстановился после череды потрясших его финансовых кризисов 90-х годов. Степень взаимного недоверия между банками остается достаточно высокой. Объемы кредитования физических лиц остаются незначительными (см табл. 2.4.)

Кроме того, отчетливо проявляются тенденции к усилению монопольного положения Сбербанка РФ.

Таблица 2.3

Основные показатели деятельности кредитных организации

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2009

2010

Количество действующих кредитных организаций

2126

2003

1828

1668

1518

1409

1345

1030

1074

Число филиалов действующих кредитных организаций

3793

3433

3326

3219

3238

3295

3281

3280

3019

Филиалы сбербанка России

1529

1233

1162

1045

1011

1009

859

714

591

Число кредитных организаций, имеющих генеральные лицензии

244

262

293

310

311

301

287

294

287

Зарегистрированный уставной капитал, млрд.рублей

207,4

261,0

300,4

362,0

380,5

444,4

566,5

1129,0

1192,0




 

 

Таблица 2.4.

Кредиты, депозиты и прочие размещённые средства

 по данным банка  России

 

2009

2010

Общий объем размещённых средств

19424,4

20106,9

Кредиты и прочие размещённые средства, предоставляемые организациям

13014,4

13608,6

Кредиты и прочие размещённые средства, предоставляемые кредитным организациям

2823,0

2823,0

Кредиты, предоставленные физическим лицам

3586,2

3804,5


Пользуясь поддержкой государства, Сбербанк РФ, помимо доминирующего положения на рынке частных вкладов, активизирует свою деятельность с юридическими лицами. Группа системообразующих банков постепенно сдает свои позиции по многим сегментам рынка (6). Скорее всего, это связано с постепенным «умиранием» наиболее пострадавших от кризиса банков. 

Российским банкам необходимо менять цели своей деятельности в направлении сосредоточения внимания на показателях эффективности использования капитала и прибыльности. Это приведёт к изменениям в ценообразовании, размещении и управлении капиталом. В связи с ограниченностью ресурсов капитала, важнейшей задачей должна стать разработка систем анализа риска с целью точного выявления, измерения и учета риска для увеличения доверия со стороны заёмщиков и увеличений объёмов кредитования. В целях снижения рисков при осуществлении кредитной деятельности банков, необходимо создать общероссийский центр информации о кредитных историях потенциальных заемщиков. Указанная база данных позволит банкам получать оперативную информацию о наличии нарушений прежних кредитных соглашений потенциальным заемщиком.

В связи с вышеперечисленным, необходимо разработать концепцию развития банковской системы РФ,  в которой должны быть предусмотрены элементы совершенствования денежных и кредитных отношений, а так же оптимального распределения ответственности между государственными и частными банками (7).

2.2.3.Информационная система

 

Если говорить об информационной инфраструктуре, то в России развитие рынка информации имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительные особенности рынка информации:

  • Все новейшие средства информатизации и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках;
  • происходит интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;
  • быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг

По уровню доступа  к информационным технологиям Россия находится в верхней трети рейтинга (на 48-м месте из 159 стран.), и это лучший результат среди стран СНГ. При этом темпы роста превосходят западные.

По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826 %(см рис.2.2) (10).

По состоянию на 2010 год каждая четвёртая семья в  России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (11).

 


Рис.2.2. Развитие Интернета в России*

*

 

 

В конце 2010 года Россия вошла  в пятерку стран с самым  большим интернет-рынком. Согласно данным интернет-аудитория в России составляет 60 млн пользователей или 42 % населения (11). Согласно этим же данным, интернет-аудитория, в России, за последний год, выросла на 31 % — это самый быстрый рост в пятёрке (11). При этом, внимание интернет-пользователей активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории (10).

Однако при своём  непременном развитии рынок информации сталкивается с такими проблемами, как:

  • Слабое экономическое и организационное государственное регулирование, что не обеспечивает стабильности национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.
  • Недостаточность правового регулирования информационного рынка
  • Неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка идет от центра к регионам.

Таким образом, информационная система должна постоянно совершенствоваться. Однако, как и в любой системе, существуют субъективные препятствия в лице некоторых руководителей и специалистов, которые не могут понять и принять эти нововведения из-за своей некомпетентности, но, несмотря на это, научно-технический прогресс интенсивно развивается.

2.3. Государственные программы по развитию рыночной инфраструктуры

 

В рыночной экономике  создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства(6). Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка являются средства государственного бюджета. Причинами является то, что услугами инфраструктуры рынка пользуются все. Не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал неохотно участвует в создании объектов инфраструктуры из-за крупных первоначальных

инвестиций, длительных сроках их окупаемости и из-за малой  прибыльности этих инвестиций. Для развития и успешного функционирования рыночной инфраструктуры была создана государственная программа, основная цель которой состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и обобщения мнений специалистов обосновать направления развития основных элементов системы рыночной инфраструктуры и обеспечить их реализацию с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.

Информация о работе Инфраструктура рынка. Сущность, проблемы развития в России