Инфраструктура рынка. Сущность, проблемы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашей работы – изучение роли рыночной инфраструктуры в России и определение проблем развития.
Основные задачи исследования:
1. Изучение сущности и основных понятий рыночной инфраструктуры на основе анализа литературы.
2. Выделение основных элементов рыночной инфраструктуры и их анализ.
3. Описание проблем развития рыночной инфраструктуры в России и анализ различных путей решения проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Инфраструктура рыночной экономики: основные понятия. 4
1.1. Анализ понятия «рыночная инфраструктура». 4
1.2. Функции рыночной инфраструктуры 5
1.3. Элементы инфраструктуры рынка 6
1.3.1. Рынок труда 7
1.3.2. Рынок капитала 8
1.3.3. Рынок товаров и услуг 10
1.3.4. Рынок информации 11
1.3.5. Рынок земли 13
2. Рыночная инфраструктура в России. 14
2.1. Формирование рыночной инфраструктуры 14
2.1.1. Формирование торговой инфраструктуры 14
2.1.2. Формирование финансово-кредитной инфраструктуры 15
2.1.3. Формирование информационной инфраструктуры 16
2.1.4. Формирование экономико-правовой инфраструктуры 19
2.2. Особенности инфраструктурного рынка России и предложения по перспективе его развития. 20
2.2.1. Торговая инфраструктура 20
2.2.2. Финансово-кредитная система 21
2.2.3.Информационная система 23
2.3. Государственные программы по развитию рыночной инфраструктуры 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!1.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

К биржевым товарам в современных  условиях относятся: сельскохозяйственное сырье, лес, металлы, нефть и нефтепродукты. По своей сути современная товарная биржа является постоянно действующим, высокоорганизованным оптовым рынком, главной функцией которого является установление рыночной цены (5).

  • Аукционы

Имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главной целью является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров.

  • Ярмарки

Ежегодно повторяющиеся распродажи товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: мёд, овощи, фрукты). Многие ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность купить понравившиеся им экспонаты.

  • Посреднические фирмы

Организации, задачей которых является выполнение заказа предприятий по установлению связей с партнерами, налаживание материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции и оказанию финансово-кредитных услуг. Являются одной из разновидностей консультационных фирм. За установление контактов посреднические фирмы получают вознаграждение, размер которого определяется в процентах к размеру заключаемой сделки или к получаемой в результате сделки премии.

1.3.4. Рынок информации

 

Важнейшим элементом  современной инфраструктуры рынка  являются информационные сети и потоки. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. 

Информационная составляющая выполняет важную роль - она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры и внешней средой.

Основные элементы рынка  информации:

  • Рекламные агентства

Рекламой является предпочтительная информация, которая показывает достоинства  товара для его быстрой и выгодной продажи(7). Реклама осуществляется рекламными агентствами, которые распространяют информацию с помощью специально организуемых мероприятий, которые призваны распространить информацию: например, устраивают встречу с приглашением артистов, чтобы с их помощью утвердиться на рынке (7). Рекламные агентства делятся на две большие группы: творческие агентства (создают рекламу), медийные агентства (размещают рекламу). В последнее время набирают популярность рекламные агентства полного цикла — агентства, которые в своем арсенале имеют весь спектр услуг (как создание, так и размещение рекламы). Рекламное агентство полного цикла стремится охватить все возможные виды рекламы, начиная с обычной рекламы и до наиболее эффективной в последнее время интернет-рекламы.

  • Аудиторские фирмы

Аудит - процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характер независимой экспертизы. Аудиторские фирмы – предприятия, которые оказывают аудиторские услуги (4). Кроме аудита, аудиторская компания может оказывать услуги, сопутствующие аудиту: ведение или восстановление бухгалтерского учёта на предприятии, юридические услуги.

  • Консалтинговые компании

Компании, где работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам.

1.3.5. Рынок земли

 

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю (6). Инфраструктура рынка земли - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок земли и обеспечивающих его функционирование, например:

  • Земельный кодекс

Нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права (4).

  • Земельные банки

Банки, выдающие долгосрочные ссуды в основном под залог земли

  • Министерство землепользования

Министерство, заведовавшее государственными землями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рыночная инфраструктура в России.

После того, как мы выполнили  анализ основных элементов рыночной инфрастуктуры, определим их значение и развитие в Российской Федерации

2.1. Формирование рыночной инфраструктуры

2.1.1. Формирование торговой инфраструктуры

 

Важная роль в формировании и развитии рыночной инфраструктуры принадлежит региональным товарным и фондовым биржам. Прежде всего, возникновение бирж вызвано объективными потребностями субъектов рыночной экономики, деятельность которых резко активизировалась в условиях экономической самостоятельности. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи специализировались на определенных видах продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с введением НЭПА и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.

Из-за распада СССР, перестройки  и нестабильного экономического положение в стране, в начале 90-х  годов XX века, происходит воссоздание бирж при новых социальных условиях. (4, С. 41-47)

Развитие бирж в регионах происходило по следующим направлениям:

  • Создание новых бирж и филиалов;
  • создание брокерских фирм и контор;
  • образование региональных союзов бирж;
  • поиск иностранных партнёров для развитие торговых сделок.

В последствие количество товарных бирж уменьшалось и к 2010 году сократилось до 23 (8).

В отличие от развитых капиталистических государств товарные биржи в России представляют собой не просто организованные оптовые рынки, а являются многопрофильными коммерческими корпорациями, основанными на различных формах собственности.

2.1.2. Формирование финансово-кредитной инфраструктуры

 

Переход к рыночной экономике  вызвал потребность в банке-партнере, экономически заинтересованном в улучшении  функционирования обслуживаемых субъектов, который, контролируя финансовые ресурсы предприятий, способствовал бы их эффективному использованию для развития предприятий, так и экономики в целом.

Главная задача коммерческих банков - стимулировать развитие субъектов  рыночных отношений на основе внедрения прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов(9). Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности(8).

В конце 80-х - начале 90- годов  в экономике России сложились  определенные предпосылки для создания системы коммерческих банков. Несбалансированность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на протяжении 90-х годов способствовали развитию коммерческих банков в первую очередь как финансовых спекулянтов. Образование коммерческих банков в России началось с организации кооперативных банков, так как кооперативный сектор более подвижно реагирует на потребности субъектов рыка. Затем началось образование коммерческих банков, обслуживающих государственные предприятия, объединения, организации. Одновременно создавались межотраслевые коммерческие банки на основе денежных средств крупных предприятий. На данный момент на территории России существует более тысячи кредитных организаций, и более трёх тысяч действующих филиалов. К настоящему времени сформировались основы системы коммерческих банков России.(см. табл. 2.1.) (8).

Принципы функционирования коммерческих банков:

  • регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центробанка;
  • равноправное положение банков в части перетока денежных средств из централизованного ссудного фонда в ссудный фонд коммерческих банков*
  • конкуренция между банками (предоставление всем субъектам рыночных отношений свободы в выборе обслуживающего банка)

 

Таблица 2.1.

Классификация банков России*

Критерий

классификации

Виды банков

 

По форме собственности

 

 

 

По отраслевому признаку

 

 

По территориальному признаку

 

 

 

 

По числу филиалов

 

 

По масштабам деятельности

 

 

 

 

По видам операций

 

Государственные

Частные

Смешанные

 

Многоотраслевой

Обслуживающий одну отрасль

 

Региональные

Межрегиональные

Национальные

Международные

 

Безфилиальные

Многопрофильные

 

Крупные

Мелкие

Средние

Консоринумы

 
Универсальные

Специализированные

Инвестиционные

Ипотечные

Сберегательные


 

 

 

2.1.3. Формирование информационной инфраструктуры

 

Современный этап развития экономики характеризуется переходом  предприятий на новые условия хозяйствования, необходимостью развития перспективных направлений науки и техники и увеличением эффективности производства с целью получения максимальной прибыли (4). Для получения максимальной прибыли предприятию в лице его руководителей постоянно требуется оперативная, достоверная, доступная и обширная информация о востребованности всех видов выпускаемой продукции, о ценах на сырье и материалы, состоянии производства подобных видов продукции в России и за рубежом, новых технологиях и т.д (5). Для этого на предприятии должна быть разработана и внедрена система информационного обеспечения, основанная на передовых информационных технологиях.

Информационная инфраструктура включает центры по изучению спроса и емкости рынка, рекламные агентства, аудиторские фирмы, консалтинговые компании. Для того чтобы совершенствовать и развивать информационную инфраструктуру, нужно анализировать платежеспособный спрос и его динамику (5).Этим занимается центр по изучению спроса, который выполняет следующие функции:

  • разрабатывает анкеты по изучению спроса на новые изделия;
  • проводит опросы торговых предприятий;
  • участвует в ярмарках, выставках товаров изучает спрос и заключает договоры с ассоциациями и фирмами оптовой и розничной торговли.

Рынок информации существует ещё с древних времён. С появлением торговли и экономических отношений, продавцы стремились продать свой товар быстрее и дороже своих конкурентов, поэтому нахваливали свой товар, преувеличивая его достоинства и скрывая недостатки. Так начала зарождаться первая реклама. Однако сам термин «рынок информации» появился и стал рассматриваться как элемент инфраструктуры лишь в конце XX века с появлением мировой глобальной сети.

Материально-техническую основу обеспечения  информационных потоков составляют средства информатики и связи, включающие в себя сети телефонной, телексной электросвязи, компьютерные центры и сети, спутниковую связь, информационные службы (7). Важным элементом информационного сопровождения рынков выступает рекламная деятельность. В условиях перехода к рыночной экономике рекламная деятельность становится основным инструментом формирования спроса на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Элементы информационной инфраструктуры*

В течение длительного  времени реклама в СССР существовала в строго  ограниченном пространстве в рамках плановой экономики и была монополизирована государством. После перестройки в середине 80-х годов в средствах массовой информации стала появляться реклама   западного образца (8). Это было серьезное испытание общественного мнения, непривыкшего к подобной массовой и информационной культуре. Первый Останкинский канал впервые начал передавать рекламу в 1988 году. Только за восемь месяцев с февраля по октябрь 1993 года рекламное время на первом канале увеличилось на 83 процента (10). К 2011 году количество рекламы в России увеличилось практически в 4 раза.

Так же, одной важной составляющей информации является глобальная сеть – Internet. За последние десять лет, количество интернет - пользователей выросло в 6-7 раз. Всю основную информацию производители и потребители получают из «мировой паутины» Там находится деловая, развлекательная, научная и другие составляющие рынка информационных услуг(см.рис. 2.1)

2.1.4. Формирование экономико-правовой инфраструктуры

 

В условиях, когда в  экономике функционируют равноправные субъекты различных форм собственности, возникает необходимость в разрешении хозяйственных споров между субъектами рыночных отношений с различными экономическими интересами.

Информация о работе Инфраструктура рынка. Сущность, проблемы развития в России