Инфраструктура рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда…….стр.4
2. Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости………………………………….…….стр.5
3. Негосударственные структуры содействия занятости населения…….стр.11
4. Деятельность служб управления персоналом предприятий и организаций по обеспечению занятости………………………………………………стр.14
5. Основные функции международной организации труда (МОТ) и механизм их реализации……………………………………………………...……..стр.17
Зключение…………………………………………………………..………..стр.19
Список использованной литературы……………………………………….стр.20

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка труда.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………стр.3

  1. Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда…….стр.4

 

  1. Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости………………………………….…….стр.5

 

  1. Негосударственные структуры содействия занятости населения…….стр.11

 

  1. Деятельность служб управления персоналом предприятий и организаций по обеспечению занятости………………………………………………стр.14

 

  1. Основные функции международной организации труда (МОТ) и механизм их реализации……………………………………………………...……..стр.17

 

Зключение…………………………………………………………..………..стр.19

Список использованной литературы……………………………………….стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок труда как экономическая  категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица – как  следствие господствующих отношений  на рынке труда, возникающих в  результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Через механизм рынка труда  устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов  на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни. 

 Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития. 

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил  к ним новые, связанные со структурной  перестройкой российской экономики  и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными  формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать  безработицу как явление переходного  периода ошибочно. Она связана  и с экономическим развитием, и с изменением потребности в  рабочей силе и социальном статусе  самого работника.

 

  1. Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда.

 

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональная ориентации трудоспособного  населения.

Инфраструктура, регулирующая рынок труда включает в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих  его функционированию, в неё входит целая сеть фондов занятости, бирж труда, центров подготовки и переподготовки рабочей силы и другие.

Фонды занятости – организации, аккумулирующие страховые взносы работодателей и заняты индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнований бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан.

Государственные и частные  службы занятости осуществляют содействие гражданам в трудоустройстве. Государственная  служба занятости является основным элементом инфраструктуры рынка  труда, через её центры в России проходит более 5 млн. в год безработных  и желающих получить информацию о  работе.

Кроме того, в России существует около 200 негосударственных структур занятости.

Частные службы оказывают  платные услуги, однако, в международной  организации труда выступают  против платности предоставляемых  службами занятости услуг безработным.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляют переквалификацию работников, обеспечивает повышение  её конкурентоспособности, и оказывают  помощь безработным в поиске работы.

 

 

2. Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости.

 

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, государство  всегда оставляет за собой выполнение регулирующих функций на рынке труда. Государственная политика в области  содействия занятости и регулирования  процессов, происходящих на рынке труда, в настоящее время определена статьями Закона "О занятости  населения в Российской Федерации". В соответствии с этим законом  государство призвано проводить  политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость. В  области содействия занятости населения политика государства должна быть направлена на обеспечение социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. В соответствии с основными положениями закона государство призвано осуществлять следующие функции:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. Эти меры направлены на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие самозанятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

• разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

• создание государственной службы занятости населения. Содержание государственной политики содействия занятости населения обусловливается системой конкретных мер, направленных на развитие трудовых ресурсов независимо от их социально-демографических характеристик, убеждений и отношения к религии. Наиболее значительными среди прочих мер являются следующие: создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы, осуществляемой в рамках закона; содействие развитию способностей людей к производительному, творческому труду.

На рынке труда государство, осуществляя правовое регулирование, призвано обеспечивать социальную защиту в сфере занятости, проводить  специальные мероприятия, способствующие созданию условий для занятости  граждан, которые особенно нуждаются  в социальной защите и чаще других сталкиваются с трудностями в  поиске работы. К ним относятся  инвалиды, молодежь, впервые ищущая работу, лица предпенсионного возраста, беженцы, одинокие и многодетные родители и ряд других категорий граждан. Кроме того, на государство возложена также обязанность предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы, а также поощрения работодателей, сохраняющих действующие и открывающих новые рабочие места для наиболее нуждающихся в социальной защите граждан.

Таким образом, за государством по действующему законодательству в  основном закреплены функции регулирования  процессов занятости и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Так, государство в целях содействия занятости и предотвращения массовой безработицы в условиях несовершенства законодательной базы должно контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда; поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями Конвенции и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Россией; обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления коллективно-договорных процессов, регулирующих социально-трудовые отношения. Важной ролью государства в современных условиях формирования рыночных отношений в стране является защита внутреннего рынка, восстановление ослабленных за годы реформ хозяйственных связей со странами СНГ и формирование единого экономического пространства на территории стран Содружества. Государственное регулирование рынка труда предполагает наличие соответствующей инфраструктуры, которая включает комплекс организаций и учреждений, которые являются частью системы регулирования занятости. Федеральным органом исполнительной власти, который призван проводить государственную политику и осуществлять управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Это министерство возглавляет и организует деятельность государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (в том числе в субъектах Федерации — межрегиональных инспекций), создает территориальные органы по вопросам занятости населения. Деятельность министерства осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и другими объединениями. Органы государственного регулирования политики на рынке труда России представлены на рис.1.

 

 

Рис. 1 Органы государственного регулирования на рынке труда России

 

В числе основных функций, возложенных на Министерство здравоохранения  и социального развития, отметим  разработку и осуществление мер  по реализации основных направлений  государственной социально-демографической  политики; анализ занятости на федеральном  и региональном уровнях, по отдельным  категориям населения; прогноз состояния  рынка труда; организацию и координацию  разработки федеральной программы  занятости; определение потребности в рабочих местах с учетом демографического прогноза (разработка совместно с органами исполнительной власти генеральной схемы создания рабочих мест); организацию разработки специальных программ и мероприятий по социальной поддержке особо нуждающихся в ней граждан; разработку предложений по повышению мобильности трудовых ресурсов и определение их территориального перемещения; разработку порядка регистрации безработных и предложений по развитию общественных работ; разработку предложений по совершенствованию порядка выплат пособий по безработице, стипендий гражданам, направленным на обучение и т. д.; оказание содействия развитию предпринимательской деятельности - и самостоятельной занятости безработных; организацию работы и использование на федеральном уровне банка вакансий и пр.

Министерство призвано также  выполнять работу в области развития кадрового потенциала, в частности руководить разработкой и осуществлять методическое руководство реализации региональных и отраслевых программ развития персонала, профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессионального обучения населения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников на производстве, а также безработных и незанятых граждан и т. д.

Важнейшим принципом осуществления  государственной политики в области  содействия занятости и регулирования  рынка труда является сочетание  самостоятельности органов субъектов  Федерации, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации федеральной  программы содействия занятости. В  этой связи большое значение имеет  координация деятельности в области  занятости с инвестиционно-структурной  политикой, социальным обеспечением, регулированием роста и распределения доходов, уровня инфляции. Кроме того, министерство координирует деятельность государственных  органов, профсоюзов, а также других объединений работников и работодателей  по разработке и реализации мер в  области обеспечения занятости  населения.

Функции государственного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и норм по охране труда выполняет единая централизованная система, в которую помимо Министерства здравоохранения и социального развития входят государственные инспекции труда.

В целях проведения единой государственной политики занятости  и регулирования рынка труда  в России создана служба по труду  и занятости, которая функционирует на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований. Служба занятости федерального уровня входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Органы службы занятости на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований включают комитеты, центры и бюро занятости. Система службы занятости имеет вертикальное подчинение и призвана выполнять разнообразные функции (анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке, разработка и реализация целевых программ содействия занятости, учет незанятых граждан и оказание им помощи в трудоустройстве, организация подготовки и переподготовки работников, их профессиональной ориентации, консультационная деятельность, оказание помощи организациям в подборе кадров, выплата пособий по безработице и пр). В ее функции входят также контроль за правильностью формирования и использования бюджетных средств. Услуги службы по труду и занятости бесплатны для предприятий всех форм собственности. Ее деятельность финансируется из государственного бюджета, а также региональных бюджетов. В настоящее время созданы также органы регулирования рынка труда, подконтрольные Президенту РФ (рис. 2.)

 

Рис. 2 Органы регулирования рынка труда, подконтрольные Президенту

3. Негосударственные  структуры содействия занятости  населения

 

Наряду с государственными органами решением проблем занятости  и сокращения масштабов безработицы  занимаются негосударственные структуры. Для развития и координации этих служб были созданы Координационный совет "Программы развития негосударственных служб занятости России" и рабочая группа, в которую вошли представители Минтруда России, в том числе государственной службы занятости, Федеральной миграционной службы, Комитета РФ по делам молодежи и других государственных и общественных организаций. Негосударственные структуры занятости занимаются вопросами трудоустройства, профессиональной подготовки граждан, продажи информации о рабочих местах и наличии кадров с соответствующими профессиональными характеристиками. К этим структурам относятся различные коммерческие агентства по подбору кадров, биржи труда, рекрутинговые фирмы, учебные центры, различные общества занятости и т. д. В последнее время стали создаваться различные объединения негосударственных служб занятости (например, клубы профессионалов, Российская ассоциация рекрутинговых фирм и др.).

Информация о работе Инфраструктура рынка труда