Инфраструктура рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда…….стр.4
2. Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости………………………………….…….стр.5
3. Негосударственные структуры содействия занятости населения…….стр.11
4. Деятельность служб управления персоналом предприятий и организаций по обеспечению занятости………………………………………………стр.14
5. Основные функции международной организации труда (МОТ) и механизм их реализации……………………………………………………...……..стр.17
Зключение…………………………………………………………..………..стр.19
Список использованной литературы……………………………………….стр.20

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка труда.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

На территориальном уровне, как правило, в административных центрах субъектов Федерации  создаются комитеты содействия занятости  населения из представителей объединений  профсоюзов, объединений работодателей, органов службы занятости и других государственных органов и общественных организаций, представляющих интересы нуждающихся в трудоустройстве  и социальной защите граждан. Нередко  отдельные негосударственные структуры  содействия занятости ориентированы  на конкретный контингент лиц, ищущих работу. В последнее время широко используются ярмарки вакансий как форма привлечения работников на имеющиеся свободные рабочие места.

 

Многие специалисты, имеющие  достаточно высокий квалификационный уровень, оставшись без работы, стремятся  найти свое место в малом и  среднем бизнесе, открыть собственное  дело. Развитие предпринимательства  является одним из факторов стабилизации общества в условиях рынка, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного  равновесия, экономическому росту и  повышению уровня занятости населения. В последнее десятилетие создавалась  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малом бизнесе, разрабатывались  цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства, механизмы ее реализации и структуры, проводящие ее в жизнь.

Кадровое обеспечение малого предпринимательства включает как подготовку начинающих предпринимателей из числа социально незащищенных слоев населения, так и организацию обучения руководителей и специалистов малых предприятий основам предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета, налогообложения, а также различным профессиям, позволяющим заниматься предпринимательской деятельностью. Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России включает систему региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, учебно-деловых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых компаний, в том числе информационных центров, созданных при участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в сфере поддержки предпринимательства.

Подготовка предпринимательских  кадров с участием государства осуществляется в основном в рамках федеральных  программ поддержки малого предпринимательства. Они разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" обычно на двухлетний период. В соответствии с этим законом в федеральном бюджете ежегодно выделяются средства на их реализацию. Заказчиком и основным распорядителем бюджетных средств на реализацию программы является Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Кроме того, в реализации программы участвуют средства внебюджетных источников — фондов, международных организаций. После утверждения программы Правительством РФ и Государственной Думой проводятся конкурсы с целью отбора ее исполнителей. В частности, для мероприятий по разделу "Подготовка кадров для малого предпринимательства" проводятся конкурсы среди образовательных учреждений.

Проблемы подготовки кадров для предпринимательства находят  отражение не только в Федеральной  программе, но и в таких программах, как "Молодежь России", "Федеральная  целевая программа содействия занятости  населения", "Социальная адаптация  военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей" и др.

В целом в настоящее  время проблема подготовки кадров для  малого предпринимательства на государственном  уровне не имеет целевой направленности и осуществляется в рамках решения  других, не менее важных социальных и экономических вопросов — поддержки  предпринимательства в целом, содействия занятости населения, поддержки  различных социально незащищенных слоев населения. На региональном уровне вопрос подготовки кадров для малого бизнеса решается только в рамках региональных программ поддержки малого предпринимательства, причем не все  регионы уделяют этому вопросу  внимание, а другие выделяют минимальные  средства из региональных бюджетов.

Службы занятости (государственные  и негосударственные) также уделяют  внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Лицам, создающим собственное дело, выдаются субсидии. При содействии служб занятости в отдельных регионах создаются клубы начинающих предпринимателей, задачами которых также являются консультирование по организационным вопросам, предоставление финансовой помощи в организации собственного дела, проведение экспертизы технико-экономического обоснования проектов, помощь в подборе помещений и т.д.

Малое предпринимательство  является альтернативой сокращению производства в отраслях экономики, поскольку способствует созданию новых  рабочих мест. Кроме того, оно  расширяет поле деловой активности граждан. Малые предприятия четко  улавливают изменения рыночной конъюнктуры, становятся участниками инвестиционного  процесса, способствуют качественному  улучшению рабочей силы, формируют  рабочие места на базе новых технологий. Развитие предпринимательства в  условиях современной России возможно при условии прежде всего государственной поддержки самозанятости населения и создания малых предприятий.

 

4. Деятельность  служб управления персоналом  предприятий и организаций по  обеспечению занятости

 

В обеспечении занятости  населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, содействовать проведению государственной политики занятости.

Это содействие осуществляется на основе:

- соблюдения условий договоров  (контрактов), регулирующих трудовые  отношения;

- реализации мер, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о труде, коллективными договорами  и соглашениями по защите трудящихся  в случае приостановки производства  или высвобождения работников;

- оказания помощи в  трудоустройстве, профподготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи высвобожденным работникам за счет средств организаций и других работодателей;

- создания условий для  профессиональной подготовки, повышение  квалификации работающих и т.д.

Работодатели согласно закону должны постоянно контактировать с  органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях  трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут  коснуться. Кроме того, они обязаны  ежемесячно информировать службу занятости  о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

За счет страховых взносов  возмещаются затраты органов  службы занятости на создание специальных  мест, профессиональную подготовку, повышение  квалификации, переподготовку в связи  с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или  инвалидность в данной организации.

Вместе с тем государство  предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства  указанных категорий работников.

Кадровая политика предприятия  — это система работы с персоналом, объединяющая различные формы деятельности и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного  коллектива для реализации возможностей предприятия реагировать на изменения  внешней и внутренней среды.

Кадровая политика исходит  из общей концепции развития предприятия  и включает в себя весь комплекс условий, влияющих на деятельность персонала  и его развитие: финансовую и техническую  политику, коммерческую и инновационную  деятельность, анализ внешней и внутренней среды и т.п.

Важнейшими условиями, которые  необходимо учитывать при формировании кадровой политики, являются соответствие кадровой политики государственной  социально-экономической политике, правовым и общественным нормам; рассмотрение человека в единстве технологического, экономического, социального, организационного, демографического и других аспектов развития — как цели и как средства этого развития; учет временного горизонта планирования; ориентация на достижение максимально возможных показателей работы; сочетание стратегических и текущих целей и средств их достижения; сбалансированность стимулов в достижении карьеры и ощущения ответственности работников.

Основой кадровой политики является ряд принципов: демократизм  управления; знание конкретных людей  и их потребностей; учет интересов  индивида и социальной группы; справедливость и последовательность.

Содержание кадровой политики составляют ее элементы: политика занятости, политика обучения, политика оплаты труда, политика благосостояния, политика трудовых отношений.

Политика занятости —  это обеспечение высококвалифицированным персоналом, создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворения работой.

Политика обучения — это формирование соответствующей базы обучения с тем, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и, как следствие, получить возможность своего профессионального продвижения.

Политика оплаты труда  — это предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом и ответственностью работника.

Политика благосостояния — это обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательными для работников и выгодными для них и для фирмы.

Политика трудовых отношений  — это установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.

Каждый из перечисленных  составных элементов требует  эффективного механизма выполнения, охватывая такие направления деятельности, как анализ рабочих мест, методов найма, способов отбора, продвижения по службе, увольнения и т.д. (в сфере занятости); проверка новых работников, практическое обучение, развитие (в сфере обучения); оценка работ, установление скользящих ставок, учет различий в жизненном уровне и т.д. (в сфере оплаты труда); назначение пенсий, пособий по болезни и нетрудоспособности, оказание медицинских, транспортных услуг, предоставление жилья, питания и т.д. (в сфере благосостояния); установление лучшего стиля руководства, отношений с профсоюзами и т.д. (в сфере трудовых взаимоотношений).

Основная цель кадровой политики — внести эффективный вклад в осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную ответственность перед предприятием и обществом.

Средством реализации кадровой политики является эффективное управление персоналом.

 

              5. Основные функции международной организации труда (МОТ) и механизм их реализации

 

МОТ — межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она  является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры-предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем  диалога и переговоров.

МОТ, аккумулирующая опыт множества  стран в решении проблем занятости, предлагает свои нормы в этой области, заключенные в ее конвенциях и  рекомендациях, правовая значимость которых  различна: конвенции подлежат ратификации  и, будучи ратифицированными, возлагают  на государство юридические обязательства  по их практическому осуществлению; рекомендации ратификации не подлежат — они представляют собой пожелания, модель, которую государство может, но не обязано использовать при осуществлении правового регулирования труда. В связи с этим конвенции являются главной нормой творческой деятельности МОТ.

Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конвенций и  рекомендаций, в основном не носят  революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и  зарекомендовавшие себя с положительной  стороны или единственно правильные методы решения проблем занятости.

Они также нацеливают государства  на разработку собственной политики в области занятости в общем  международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество.

Направления в области  политики занятости, рекомендуемые  МОТ, базируются на международных гуманитарных принципах и ценностях.

В соответствии с конвенциями  и рекомендациями МОТ о политике в области занятости для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и  ликвидации безработицы каждое государство  — член МОТ должно провозгласить  и осуществлять в качестве главной  цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости. Эта политика должна обеспечивать:

а) наличие работы для всех, кто ее ищет;

б) наибольшую продуктивность такой работы;

в) существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).

Заключение.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками  как субъектами предложения труда  и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи  этого труда. Так как рынок  труда испытывает колоссальное влияние  со стороны различных субъектов  трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. 
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Информация о работе Инфраструктура рынка труда