Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 06:54, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в том, чтобы изучить инфраструктуру рыночного хозяйства изнутри и со стороны различных источников, привлекая нормативные документы.
Развитые товарно-денежные отношения - это постоянное, массовое движение товаров, денег, капиталов, рабочей силы. Конечной целью такого движения является удовлетворение потребностей людей.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ.
1.1. Инфраструктура рынка и ее функции.
1.2. Теоретические основы социально ориентированной формы рыночной экономики…………………………………………... 4
1.3. Чикагская школа экономической мысли: Фрэнк Найт……….. 5
Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1. Регулирующая деятельность государства…………………….. 6
2.2. Методы регулирования цен……………………………………10
Глава 3. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……..17
Заключение……………………………………………………………….20
Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
Цели государственного регулирования
заключаются в том, чтобы не допустить
инфляционного роста цен в
результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на
эксплуатируемое сырье и
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).
Разработка цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия производителя со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение.
В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растет и спрос, и сбережения - дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент времени.
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки. [3]
2.2. Методы регулирования цен.
Различают методы: прямого регулирования цен; косвенного регулирования цен.
При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.
К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Наиболее оптимальным
является гибкое сочетание государством
прямых и косвенных методов
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Система ценообразования, создаваемая
в России в ходе реформы, должна быть,
как и в современной рыночной
экономике, с одной стороны единой
и реализовывать ведущую роль
принципов конкуренции и
Прямое государственное
регулирование предполагает необходимость
корректировки рынка и
Государство путем активной
ценовой политики может обеспечить
прибыльность бизнеса, который не выгоден
для чисто рыночного
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.
В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и своей неустойчивостью и кризисом производства. В этих условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.
Регулирование цен путем
субсидирования издержек производства
в целях повышения
Кроме того, государство поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.
В России государственное
регулирование цен
Наряду с методами прямого
регулирования государство
К ним относятся государственные
закупки, налоговая система, регулирование
денежного обращения и кредита,
политика государственных инвестиций
и регулирование
За последние годы государственное
регулирование цен
В странах с развитой рыночной
экономикой конкурентная среда, основанная
на устойчивом товарном предложении, поддерживает
относительную стабильность цен, делает
невозможным для отдельного производителя
или посредника произвольное резкое
повышение цен. Строго говоря, в этих
странах практически нет
В странах с динамичной,
сбалансированной рыночной экономикой
цены регулируются в меньшей степени,
чем в странах с
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.
Эффективность различных
методов зависит от правильного
выбора условий для их применения.
Получивший распространение в нашей
экономике метод регулирования
цен через уровень
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.
При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты
допускают нарушение
В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
В Российской Федерации разработан
и действует определенный порядок
применения экономических санкций
за нарушение государственной
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
- завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
- завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
- применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.