Инфраструктура рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в том, чтобы изучить инфраструктуру рыночного хозяйства изнутри и со стороны различных источников, привлекая нормативные документы.
Развитые товарно-денежные отношения - это постоянное, массовое движение товаров, денег, капиталов, рабочей силы. Конечной целью такого движения является удовлетворение потребностей людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ.
1.1. Инфраструктура рынка и ее функции.
1.2. Теоретические основы социально ориентированной формы рыночной экономики…………………………………………... 4
1.3. Чикагская школа экономической мысли: Фрэнк Найт……….. 5
Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1. Регулирующая деятельность государства…………………….. 6
2.2. Методы регулирования цен……………………………………10
Глава 3. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……..17
Заключение……………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Курс.docx

— 50.56 Кб (Скачать файл)

Контроль за соблюдением  государственной дисциплины цен  во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией но ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной  дисциплины цен и получившее в  результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное  снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в  доход бюджета, определяются как  разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и  услуг по завышенным ценам и тарифам  и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим  законодательством. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены  предельные уровни рентабельности, изъятию  подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам  продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы  принуждения и распоряжается  огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования  включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему  государственных банков и государственный  сектор экономики. Через них государство  воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и  НТП, поддерживая внешнеэкономическую  деятельность компаний.

Взаимодействие между  частномонополистическим и государственным  регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных  сдвигов, необходимых для дальнейшего  экономического развития.

Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными  маркетинга и деятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товара - от высоких для  привлечения покупателей, ориентирующихся  на престиж, до низких - ориентирующихся на массовый рынок. Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса промышленной фирмы. Цель ценовой политики заключается в установлении на товары фирмы таких цен и такого варьирования ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. [4]

3. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.

Прямое государственное  регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

1. Замораживание, т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива1ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.

В отличие от замораживания  цен решение о фиксации тех  или иных цен может приниматься  и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения  инфляционных процессов;

3. Установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;

4. Установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;

6. Декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;

7. Установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;

8. Установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

Косвенное регулирование  цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование - это  регулирование не самих цен, а  факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного  курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

Ø проведение государственных  закупок;

Ø установление налогов и  налоговых ставок;

Ø регулирование денежного  обращения и кредита;

Ø регулирование государственных  расходов;

Ø политика государственных  инвестиций;

Ø установление норм амортизации;

Ø регулирование валютного  курса.

Данными мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и таким  образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики. Косвенные методы регулирования  проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие  макроэкономический характер.

Технически государственное  регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими  лицами соответствующих договоров (госзаказ, государственная закупка). [5]

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное нами в процессе работы исследование инфраструктуры рыночного хозяйства, мы обнаружили наличие актуальных проблем инфраструктуры рыночного хозяйства и региональных факторов её развития, что позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.

Во-первых, по мере формирования и развития рыночного хозяйства  в Российской Федерации значение и роль инфраструктурного комплекса, как составной части всей хозяйственной системы страны, возрастают.

В настоящее время его  доля в производстве валового внутреннего продукту составляет не менее половины. Важно отметить при этом, что потенциал инфраструктурного комплекса, несмотря на большие потери в годы сильнейшего социально-экономического кризиса 90-х годов, сократился в значительно меньшей мере, чем потенциал основных отраслей материального производства (что особенно заметно по хозяйственному комплексу Дагестана).

Отсюда можно сделать  практический вывод о значительных резервах и возможностях инфраструктурного комплекса, несмотря на все его «болезненные» точки и «узкие» места, в возрождении российской экономики, её поступательного роста при рациональном и целенаправленном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во-вторых, в экономических  исследованиях вопросы инфраструктуры, особенно с учетом региональных факторов её развития, уделяется явно недостаточное  внимание. Слабо исследованы: взаимодействие (пропорциональность развития) производственной, социальной и рыночной инфраструктур, инфраструктурные потенциалы смежных регионов (субъектов) Российской Федерации, возможности их взаимодействия. В этом отношении весьма перспективен опыт деятельности созданных межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока и Забайкалья, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона Российской Федерации, ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации, Ассоциации по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Центральная Россия»), объединяющих всю российскую территорию. В соглашениях между ними среди прочих важных экономических проблем, первостепенное внимание должно уделяться осуществлению мероприятий по развитию транспортного, топливно-энергетического, информационного сотрудничества между регионами, обмену имеющегося опыта в научной, инвестиционной сферах, сохранению природного потенциала, укреплению торговых и финансовых связей, решению социальных задач.

Целесообразно создание действующего (функционирующего) на постоянной основе соответствующей структуры по координации  деятельности этих ассоциаций, а также  других межрегиональных ассоциативных объединений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федько, В. П. Инфраструктура товарного рынка / В. П. Федько, Н. Г. Федько. – Ростов н/Д : Феникс, 2000.  [1]

2. Российский экономический журнал. 1994. - № 10. - С.42-46. [2]

3. Муханова, Е. Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры / Е. Б. Муханова. – М. : ИЭ РАН, 1999.  [3]

4. Экономист. 1996. № 1. - С.28-45. [4]

5. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство "Эльф К - пресс". Москва. [5]


Информация о работе Инфраструктура рыночного хозяйства