Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 06:54, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в том, чтобы изучить инфраструктуру рыночного хозяйства изнутри и со стороны различных источников, привлекая нормативные документы.
Развитые товарно-денежные отношения - это постоянное, массовое движение товаров, денег, капиталов, рабочей силы. Конечной целью такого движения является удовлетворение потребностей людей.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ.
1.1. Инфраструктура рынка и ее функции.
1.2. Теоретические основы социально ориентированной формы рыночной экономики…………………………………………... 4
1.3. Чикагская школа экономической мысли: Фрэнк Найт……….. 5
Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1. Регулирующая деятельность государства…………………….. 6
2.2. Методы регулирования цен……………………………………10
Глава 3. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……..17
Заключение……………………………………………………………….20
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией но ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.
Предприятие, самостоятельно
выявившее нарушение
Суммы, полученные в результате
нарушения государственной
Государство в своей регулирующей
деятельности использует правовые формы
принуждения и распоряжается
огромными экономическими ресурсами.
Государственный инструментарий регулирования
включает такие важные средства, как:
государственный бюджет, систему
государственных банков и государственный
сектор экономики. Через них государство
воздействует на функционирование хозяйства,
стимулируя экономический рост и
НТП, поддерживая
Взаимодействие между
частномонополистическим и
Цены находятся в тесной
взаимосвязи с другими
3. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.
Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:
1. Замораживание, т. е. установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива1ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.
В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;
3. Установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;
4. Установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов.
5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;
6. Декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;
7. Установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;
8. Установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.
Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.
Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.
К методам косвенного государственного регулирования цен относят:
Ø проведение государственных закупок;
Ø установление налогов и налоговых ставок;
Ø регулирование денежного обращения и кредита;
Ø регулирование государственных расходов;
Ø политика государственных инвестиций;
Ø установление норм амортизации;
Ø регулирование валютного курса.
Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.
Технически государственное
регулирование цен
Проведенное нами в процессе работы исследование инфраструктуры рыночного хозяйства, мы обнаружили наличие актуальных проблем инфраструктуры рыночного хозяйства и региональных факторов её развития, что позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.
Во-первых, по мере формирования и развития рыночного хозяйства в Российской Федерации значение и роль инфраструктурного комплекса, как составной части всей хозяйственной системы страны, возрастают.
В настоящее время его
доля в производстве валового внутреннего
продукту составляет не менее половины.
Важно отметить при этом, что потенциал
инфраструктурного комплекса, несмотря
на большие потери в годы сильнейшего
социально-экономического
Отсюда можно сделать
практический вывод о значительных резервах
Во-вторых, в экономических
исследованиях вопросы
Целесообразно создание действующего (функционирующего) на постоянной основе соответствующей структуры по координации деятельности этих ассоциаций, а также других межрегиональных ассоциативных объединений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Федько, В. П. Инфраструктура товарного рынка / В. П. Федько, Н. Г. Федько. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. [1]
2. Российский экономический журнал. 1994. - № 10. - С.42-46. [2]
3. Муханова, Е. Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры / Е. Б. Муханова. – М. : ИЭ РАН, 1999. [3]
4. Экономист. 1996. № 1. - С.28-45. [4]
5. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство "Эльф К - пресс". Москва. [5]