Инфраструктура в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.
Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики. Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..................3
1.РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………5
1.1Теоретические основы становления рыночных
отношений…………………………………………………………...5
1.2Функции рынка………………………………………………….11
1.3Границы рыночных отношени.
Теоремы А. Смита и Р. Коуза……………………………………..14
1.4Модели рыночной экономике………………………………….21
2.ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ………………………………………...28
2.1Сегментация и виды рынков…………………………………….28
2.2Рыночный механизм……………………………………………..36
2.3Товарное обращение……………………………………………..42
2.4Сущность и роль товарного капитала…………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………54
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………………...56

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..................3 

1.РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………5

         1.1Теоретические основы становления рыночных

         отношений…………………………………………………………...5

         1.2Функции рынка………………………………………………….11

         1.3Границы рыночных отношени.

         Теоремы А. Смита и Р. Коуза……………………………………..14

     1.4Модели  рыночной экономике………………………………….21

2.ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ………………………………………...28

         2.1Сегментация и виды рынков…………………………………….28

         2.2Рыночный механизм……………………………………………..36

         2.3Товарное обращение……………………………………………..42

         2.4Сущность и роль товарного капитала…………………………..49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………54

СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…….……………………...56 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

     Процессы  преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.

     Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики. Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений.

     Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка,  следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения,  удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

     При административно-плановой системе  хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания  в условиях рыночной  экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю.  При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке.  Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка,  что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

     Изучение  инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной  и  культурной  жизни общества.  С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

     Переход к  рыночным  отношениям еще не закончен,  многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались,  действуют не в полную силу.  Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты,  историю их возникновения, выявлять  их  недостатки,  вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

     Важным  моментом является изучение зарубежного  опыта.  Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в  странах  Европы  и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования.  Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.РЫНОЧНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

     1.1Теоретические основы становления рыночных отношений 

     Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности. Также это - желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, антимонопольные меры. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, проявляет чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу. [1]

     Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

     Рыночной  экономике свойствен принцип  рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар дороже и другой стороны - купить дешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

     Рыночной  экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. Значительное ослабление распорядительства со стороны  вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений. [1]

     Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

     Если  централизованная экономика опирается  на непосредственное управление материально-вещественными  объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия  на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

     Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой. [12]

     Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной  стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю – продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется, и производство становится товарным. Производители самостоятельно организует производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно–денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

     В чём заключается их содержание? При  раскрытии сущности рыночных отношений надо иметь в виду, что в экономической литературе приводятся разнообразные определения. Самое упрощённое определение рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. [12]

     В современной неоклассической экономической  литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801 – 1877) и экономистом А. Маршаллом (1842 – 1924). «Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продавцов друг с другом столь свободы, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

     Английский  экономист У. Джевонс (1835 -1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

     Основной  недостаток приведённых определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

     При выявлении сущности рыночных отношений  нужно исходить из того, что понятие  «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного из использовании разнообразных форм собственности, товарно – денежных связей и финансово – кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

    • Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
    • Обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
    • Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
    • Кредитные отношения при выдаче кредитов под определённый процент;
    • Процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

     Рынок функционирует при определённых условиях. До последнего времени в  России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие  рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно – экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы. [12]

     В настоящее время эти ограничения  формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово – спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности – рэкет, вымогательство, незаконные производственно – экономические сделки  государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно – хозяйственной деятельности, ведёт к падению темпов производства.

     В этой связи актуальное значение приобретает  выбор условий, обеспечивающих цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

    • Реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;
    • Демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» (Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1992. Т. 1.С.198);
    • Создание рыночной инфраструктуры,  которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок. [8]

Информация о работе Инфраструктура в рыночной экономике