Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Содержание работы

Введение
1. Понятие "инновационное предпринимательство"
1.1. Модели инновационного предпринимательства
1.2. Организационные формы, по которым осуществляется инновационное предпринимательство
2. Сущность инвестиционного предпринимательства
2.1. Формы инвестиционного предпринимательства
2.2. Финансирование инвестиционной деятельности
2.3. Национальная инновационная структура
2.4. Молодежное инновационное предпринимательство в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

1) инновация  продукции;

2) инновация  технологии;

3) социальные  инновации.

Первый  вид инновационного предпринимательства— инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового  потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение  престижа, создание новых рабочих  мест и т. д.

Второй  вид — инновация технологии —  это процесс обновления производственного  потенциала, направленный на повышение  производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность  увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные  информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства  — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет  возможности на рынке рабочей  силы, мобилизует персонал предприятия  на достижение поставленных целей, укрепляет  доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства  лежит создание и освоение новых  видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической  продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю  необходимы оборотные средства в  виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки  материалов, и другие ресурсы. Кроме  этого, может возникнуть потребность  в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые  могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск  необходимых ресурсов; управление созданным  предприятием. Для инновационного предпринимательства  эти основные четыре стадии целесообразно  разбить на более мелкие. На схеме  представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки (см. Приложение 3)

 

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают  физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным  циклом инновационного продукта:

  • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
  • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
  • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи  относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют  друг друга, хотя и могут существенно  различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Формы инвестиционного предпринимательства

 

В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих  рисковую инновационную деятельность.

Типы  инноваций дифференцируются по отраслевому  признаку: в топливной, полиграфической  промышленности и металлургии преобладают  технологические инновации; а в  остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две  трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при  их осуществлении на НИОКР расходуется  треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации  в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент  рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

  • поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;
  • поиске необходимых ресурсов;
  • создании и управлении предприятием;
  • получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не  всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое  позволяет извлечь предпринимательский  доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся  предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу  инновационного предпринимательства  составляют малые инновационные  фирмы (эксплеренты) – технологические  лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность  производства и тем самым способствующие формированию новых технологических  укладов.

Однако  помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые  для апробации, доработки и доведения  до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние  и крупные организационные формы  инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных  предприятий могут быть представлены следующими организациями:

  • деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;
  • внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют  на новые общественные потребности  и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая  эффективность малых инновационных  предприятий объясняется оперативным  реагированием на новые научные  идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного  результата от реализации инновационного продукта.

В отличие  от малых предприятий, крупные корпоративные  структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным  организационным формам инновационного предпринимательства относятся  научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические  парки (технопарки), исследовательские  консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы  инновационного предпринимательства  способствуют развитию наукоемкого  производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения  среди экономических агентов  национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Финансирование инвестиционной деятельности

 

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать  и предлагать потребителю новые  виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты  на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических  процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и  др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

1. финансирование  затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных  мощностей;

2. финансирование  затрат по подготовке и освоению  новой и модернизированной продукции,  конструкций и материалов, изготовления  опытных образцов, прогрессивных  технологических процессов;

3. проведение  НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на  приобретение оборудования, приборов  и других товарно-материальных  ценностей для этих работ;

4. компенсацию  повышенных затрат на производство  новой продукции в период ее  освоения;

5. финансирование  прироста собственных оборотных  средств, а также на возмещение  их недостатка;

6. погашение  долгосрочных кредитов банков, а  также на уплату по ним процентов.

На  этой базе определяется потребность  в капитале, привязанная к графику  реализации инновационного проекта  и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).

Децентрализованные  источники: прямые и косвенные.

Наиболее  распространенными источниками  прямого финансирования инновационных  проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние  инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи  в аренду свободных активов, инновационный  кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятся  такие, суть которых заключается  в обеспечении инновационных  проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение  в лизинг (аренду) необходимого для  выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней  в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг  с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых  ресурсов, привлечение потребных  трудовых ресурсов и привлечение  вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Централизованные  источники.

К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным  инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ "О науке и  научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов  бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные  сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и  иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В  некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских  работ прикладного характера, расходуются  средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы  за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.

Информация о работе Инновационное предпринимательство