Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 09:34, курсовая работа
В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.
Введение
1. Понятие "инновационное предпринимательство"
1.1. Модели инновационного предпринимательства
1.2. Организационные формы, по которым осуществляется инновационное предпринимательство
2. Сущность инвестиционного предпринимательства
2.1. Формы инвестиционного предпринимательства
2.2. Финансирование инвестиционной деятельности
2.3. Национальная инновационная структура
2.4. Молодежное инновационное предпринимательство в России
Заключение
Список литературы
Государственное
участие в инновационной
Для государства особую важность представляет поддержка малых инновационных фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.
Проблема
поиска оптимального инструментария финансирования
деловых операций очень важна, поскольку
объем и характер ресурсов, которыми
располагает инновационная
2.3 Национальная инновационная структура
Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков (как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимо этого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления уже довольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны в настоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формирование федеральных центров науки и высоких технологий по стратегическим научно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малого предпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития. Создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах и вузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – за счет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которых созданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.
В России
инновационная активность отличает
предприятия, относящиеся к отрасли
машиностроения и металлообработки
(около половины от общего количества
инновационно-активных предприятий
в промышленности). Второе место
занимают предприятия пищевой
В экономически
развитых странах средняя доля нематериальных
активов в основном научного характера
составляет на производственных предприятиях
30%, тогда как в России она практически
не учитывается. Это ведет к безнаказанному
воровству авторских
Для развития
инновационного потенциала, обновления
основных производственных фондов, активизации
предпринимательской
В западных странах малый наукоемкий бизнес разросся и укрепился в 80-е годы. Он стал заметной частью всего малого предпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких как программное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малого бизнеса.
В России процесс создания МИП начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали научно-технические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи; совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.
В ходе
же приватизационной кампании стали
возникать частные
Главной
проблемой поддержки и развития
научно-технической базы (и для
малых инновационных
Самой
большой трудностью на пути инновационных
проектов в России часто является
сложность привлечения
2.4 Молодежное инновационное предпринимательство в России
Будущее
сферы инноваций, интенсивность
ее развития во многом определяет молодежный
инновационный сектор. В Москве активно
развивается инфраструктура поддержки
инновационного предпринимательства
– создано Агентство по развитию
инновационного предпринимательства,
активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных
фонда и порядка 10 управляющих
компаний, ведающих финансами Российской
венчурной компании. На территории
Москвы работают 29 технопарков, из них
только 2 построены на средства бюджета
города. Однако данный опыт по поддержке
инновационного предпринимательства
пока не востребован в других регионах.
Существует одна большая проблема,
решение которой невозможно без
одобрения Минэкономразвития
На сегодняшний день плохо работают социальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности "внести креативную струю" в процесс управления государством, регионом и т.п. В условиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можно было терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм. Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) выступает с инициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активные представители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести свои предложения по выходу из кризиса.
В условиях кризиса грамотно проводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развития России. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.
По данным 2011 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидают инновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ, за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.
Развитие
молодежного инновационного сектора
во многом зависит от активной позиции
региональных властей. Как следствие,
развитие молодежных инноваций проходит
неравномерно и носит точечный характер.
На карте регионов можно выделить
такие полюса инновационной активности,
как Москва, Санкт-Петербург, Республика
Татарстан, Томская область и
Приморский край. Низкая инновационная
активность обусловлена фундаментальной
проблемой российского
Заключение
России
нужна агрессивная
Основными
задачами государственной инновационной
политики, призванной обеспечить формирование
целостной эффективной
• координация
действий федеральных органов
• выбор
рациональных стратегий и приоритетов
развития инновационной сферы при
реализации в отраслях экономики
критических технологий и инновационных
проектов, оказывающих влияние на
повышение эффективности
• обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;
• создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
• внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
Приложение 1. Таблица 1. Основные преимущества и недостатки индивидуального инновационного предпринимательства.
Преимущества. |
Недостатки. |
|
|