Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является инвестиционная деятельность иностранных инвесторов в России.
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения иностранных инвестиций, будут выявлены существующие препятствия для иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности страны.
Задачами данной работы является исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. А так же решение проблемы трудности вхождения иностранных инвестиций в Российскую экономику.

Содержание работы

Введение 3
1. Инвестиционный процесс 5
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций 5
1.2 Принципы инвестиционной политики 8
2. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России 11
2.1 Оценка и анализ иностранных инвестиции в России 11
2.2 Препятствия на пути притока иностранных инвестиций 23
2.3 Создание благоприятного инвестиционного климата 25
2.4 Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики 28
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)
 

 

    Продолжение таблицы 4

портфельные инвестиции - 2,2 - 1,7 1,6 7,4 1,2
прочие  инвестиции 34,7 54,0 98,1 0,6 77,2 40,0 59,6
 

    Башкортостан  – один из немногих регионов России, осуществляющих активное сотрудничество, в том числе в сфере привлечения иностранных инвестиций, с такой авторитетной международной организацией, как ЮНИДО.

    Ведущие международные и национальные рейтинговые  агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность республики. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" Республика Башкортостан входит в число 11 российских регионов с наиболее стабильным и качественным инвестиционным климатом за все 12 лет проведения рейтинговых исследований. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2006-2007 годов Башкортостан вошел в число субъектов Российской Федерации, занявших три первых места в номинации «За минимальный экономический риск инвестирования».

      В настоящее время Республика  Башкортостан имеет долгосрочные  кредитные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами "Moody's" и "Standard&Poor's" на уровне "Ва1" с прогнозом стабильный и "ВВ" с прогнозом позитивный соответственно. Международное рейтинговое агентство "Standard&Poor`s" 17  мая 2007 года изменило прогноз долгосрочного кредитного рейтинга Республики Башкортостан  со  стабильного на позитивный, рейтинг подтвержден на уровне "ВВ".29 октября 2007 года международное рейтинговое агентство "Moodу's" подтвердило рейтинг кредитоспособности республики на уровне  "Ва1", прогноз стабильный. На протяжении всего периода наблюдения аналитиками рейтинговых агентств за рейтингами республики происходило повышение их уровней: агентством "Moody's" с "В3" до "Ва1" (на 5 уровней), агентством  "Standard&Poor's" с "В-" до "ВВ" (на 4 уровня). По уровню рейтинга "Standard&Poor’s" Республика Башкортостан уступает городам Москва и Санкт-Петербург, Красноярскому краю, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, а по уровню рейтинга "Moody’s" – только городам Москва и Санкт-Петербург.

    А позиция России в рейтингах ведущих агентств показана в таблице:

Таблица5 - Позиция России в рейтингах ведущих агентств на 1сентября 2007г.

Агентство Позиция в долгосрочном рейтинге в национальной валюте Позиция в долгосрочном рейтинге в иностранной валюте Прогноз Дата определения  позиции в рейтинге
«Standard & Poor’s» A- BBB стабильный 14.09.2006 (подтверждена 21.08.2007)
 
«Fitch Ratings»
ВВВ+ ВВВ+ стабильный 25.07.2006 (подтверждена 16.03.2007)
«Moody’s» Ваа2 Ваа2 стабильный 25.10.2005

        

     11 октября 2007 г. состоялось заседание Государственного Совета Российской Федерации по вопросам работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций для экономического развития регионов, которое было приурочено 450-летию единства Башкортостана с Россией. Участники заседания высоко оценили инвестиционную политику республики. Башкортостан назван регионом, где разумно сочетается применение новых технологий и накопленного опыта, где видны успехи привлечения инвестиций самым активным образом и власти сами создают  достаточные условия для реализации инвестиционных проектов. На протяжении ряда лет республика по объемам инвестиций в основной капитал уверенно входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации.

    Вместе  с тем, несмотря  на значительные объемы и позитивную динамику инвестиций в основной капитал,  ввода новых основных фондов и ликвидации старых, интенсивность обновления фондов в республике в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов еще недостаточна, что обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования процесса привлечения инвестиций. Привлекаемые инвестиции должны способствовать качественному улучшению ВРП, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью и диверсификации производства. Общий рост экономики, ликвидация административных барьеров на пути инвесторов, инфраструктурное развитие будут способствовать повышению активности отечественных инвесторов и привлечению иностранных инвесторов в республику. На это направлены предпринимаемые меры по повышению инвестиционной привлекательности [23] . 

2.2 Препятствия на  пути притока иностранных  инвестиций 

    Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и другие [17].

    Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным  средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.

    И все же, несмотря на вышесказанное, проблема привлечения инвестиций в российскую экономику является весьма актуальной.

    Во-первых, это связано с высокой стоимостью иностранных кредитов. Сейчас очень трудно найти проект, окупающийся и профинансированный при этом за счет иностранных кредитов по рыночной ставке.

    Во-вторых, уменьшение объема внутреннего спроса. Это уменьшает инвестиционные возможности  региона, создает трудности со сбытом.

    В-третьих, недоверие отечественных и иностранных  инвесторов к банковской системе. Не работают лизинговые схемы кредитования и межбанковского сотрудничества.

    Кроме этого, можно выделить и такие  отрицательные факторы, как слабое развитие рынка ценных бумаг, до конца не разработан механизм гарантий по инвестиционным кредитам, некачественное состояние дорог, которые влияют на привлечение инвестиций.

    Для их преодоления необходимо провести ряд мер:

    Во-первых, предпринять политику укрепления и дальнейшего развития банковской системы. Предоставлять  сбережения населения, предприятий в виде кредитов различным комплексам, отраслям и проектам.

    Во-вторых, создать такие же условия к  банку иностранным инвесторам, как и отечественным.

    В-третьих, оптимально использовать инвестиционный капитал, организовать строительство  совместных предприятий,  создание свободных экономических зон.

    В-четвертых, разрешить открыть иностранным  банкам свои филиалы [19]. 

    1. Создание  благоприятного инвестиционного климата
 

    Создание  благоприятного инвестиционного климата  – проблема номер один для привлечения  инвесторов и получения инвестиций на долговременной основе. Для любой  страны, экономика которой находится  в состоянии недостаточной деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата – залог стабилизации и будущего подъема.

    Правительством  Российской Федерации были предприняты  важные меры, направленные на улучшение  инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи  с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли [20].

    В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации формируют  благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

    Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации [19].

    Обеспечению благоприятного инвестиционного климата  служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

    Уверенность инвестора, вкладывающего свой капитал  в российскую экономику, зависит  от множества факторов, среди которых  можно выделить главные:

    - инвестиционный климат в стране, стабильность политического строя  и правового регулирования инвестиционного процесса;

    -состояние  конъюнктуры, благоприятствующей  или не благоприятствующей долгосрочным  вложениям капитала;

    -обоснованное  определение инвестиционной стратегии,  наиболее перспективных направлений  вложения капитала;

    - использование наиболее подходящей для данного объекта и данной конкретной ситуации формы вложения капитала, его обеспечения и страхования;

    - субъективный фактор – знание  навыки, опыт, психологические установки  всех участников инвестиционного процесса и соблюдение деловой этики.

    До  последнего времени основной формой участия иностранного капитала в  виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий  такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна [21].

    Важным  фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

    Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях  следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

    Интересы  инвесторов предполагается учитывать  при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений [22].

Информация о работе Иностранные инвестиции: противоречия и перспективы