Иностранные инвестиции в экономика России: формы, направления, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...….3
1. Иностранные инвестиции……………………………………………….….5
1.1 Сущность иностранных инвестиций………………….………………..5
1.2 Классификация иностранных инвестиций…………………………….9
2. Иностранные инвестиции в экономике РФ…………………………..….16
2.1 Региональное размещение иностранных инвестиций в России…….16
2.2 Иностранные инвестиции в России в 2011 году……………………..18
2.3 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ……..21
3. Инвестиционный климат в РФ и основные направления
его совершенствования…………...…………………………………..……24
3.1 Сущность и особенности инвестиционного климата в РФ……….....24
3.2 Основные направления улучшения инвестиционного климата РФ...28
3.2.1 Меры на ближайшую перспективу…………………………….…...28
3.2.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективы…….…….33
Заключение……………………………………………………………….…….37
Литература………………………………………………………………….…..39

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом. теория.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Иностранные инвестиции  в экономике РФ в 2011 году.

 

Наметившаяся тенденция  в 2011 году сохранилась: в прошедшем  году прямые иностранные инвестиции в нашу страну были сделаны на сумму $48,5 млрд., что на 28% больше чем в 2010-м году. За это же время из России отток капитала из России также возрос, за 2011 год из страны вывели $84,2 млрд. Первый показатель достиг в 2010-м году суммы 37,8 миллиардов

долларов (на 31% выше), что  можно увидеть по опубликованным на сайте ЦБ

__________________________

1.Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.: ООО «Книгодел», 2006. – С. 7-25, 121-130, 141-146

материалам, посвященным оценке платежного баланса России. Второй при

этом побил трехлетний рекорд, сообщает издание «Взгляд». Тогда, за 2008-й

кризисный год из России было выведено $133,7 млрд. 
2011 год показал, что максимального значения инвестиции смогли достичь в

первом его квартале, в то время как в период с сентября по декабрь их процент существенно отличался в меньшую сторону от той суммы, которая была в 2010 году. В том же году пик инвестиционной деятельности в России пришелся на последний квартал и составил 13,8 миллиардов долларов, в том время как в первом квартале эта сумма равнялась 6,7 миллиардов, во втором — 11,2, а в третьем — 6,1 миллиард долларов.(1)

Лидером вложений стала  Швейцария, из нее поступило 42 миллиарда  долларов, они прошли по разделу "финансовая деятельность". Она же возглавила список стран - получателей российских инвестиций, в нее ушло 24,6 миллиарда долларов.

Любопытны и другие цифры. Из всего  объема поступивших денег на прямые инвестиции пришлось только 7 миллиардов долларов, хотя они и выросли почти на треть. Вложения в акции и другие ценные бумаги сократились. И практически весь капитал - более 80 миллиардов долларов - пришел по статье "прочие инвестиции". В ней львиную долю составляют краткосрочные кредиты. Они выросли в 22 раза.

Швейцария наряду с другими странами, такими как Кипр, является юрисдикцией, тесно связанной с офшорами, объясняет Борис Хейфец из Института экономики РАН. На них по традиции и приходится большая часть инвестиций в Россию и из нашей страны, там зарегистрированы многие российские холдинги.

______________________________

1.http://investcontrol.ru/invest-russia-2011.html - сайт «Инвестиции и деньги».

2."Российская газета" - Федеральный выпуск №5565 (189) 

По факту многие инвестиции являются псевдоиностранными, продолжает эксперт. И предполагает, что через  полученные из Швейцарии кредиты  финансировались какие-то крупные  операции. Не исключено, что это были реальные инвестиции на покупку определенных активов. Это дефект статистики, к реальным инвестициям такие поступления средств отношения не имеют, считает финансовый аналитик Сергей Суверов. По его мнению, деньги шли на пополнение оборотного капитала зарегистрированных в Швейцарии российских компаний, возможно, была одна крупная сделка. Либо были короткие спекулятивные инвестиции, связанные с укреплением рубля. Рубль в первой половине года дорожал, кредиты в валюте были выгодны. Бивалютная корзина, которая состоит на 55 процентов из долларов и на 45 процентов из евро, осенью прошлого года стоила 35 рублей, в этом году опускалась до 34 рублей. Не исключено, что выданные ссуды были пролонгированными старыми кредитами, выдвигает еще одно предположение Осин. Деньги на них пошли после кризисного застоя в 2009 - 2010 годах. И хотя наибольший рост отмечен по разделу "финансовые операции", по прямым инвестициям тоже хороший показатель, доволен Осин: "Увеличение прямых инвестиций на 30 процентов практически соответствует периоду бума, с 2000 по 2007 годы этот показатель рос в среднем на 45 процентов". Из прямых вложений самые заметные - в добычу полезных ископаемых, этот сектор привлек 11 миллиардов долларов. "Остальные сколько получили, столько и отдали", - говорит Осин. "Но и в прямых инвестициях значительную долю занимают кредиты собственников. Это отражение общего неблагоприятного инвестиционного климата в России. За последние два года в стране сложилось отрицательное сальдо по прямым иностранным инвестициям", - утверждает Хейфец.(1)

____________________________________

1."Российская газета" - Федеральный выпуск №5565 (189) 

 

 

2.3 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ

 

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных следует назвать:

достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

ускорение работы Государственной  думы над Гражданским кодексом и  уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

мобилизация свободных средств  предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы  оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным  инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

срочное рассмотрение и принятие Думой  нового закона об иностранных инвестициях в России;

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

создание в кратчайшие сроки  Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инвестиционный климат  в РФ и основные направления  его совершенствования:

3.1 Сущность и особенности  инвестиционного климата в РФ.

Понятие “инвестиционный  климат” характеризует степень  благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в  страну (регион, отрасль). При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры – приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики. (1)

Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом _________________________

1. Инвестиционный климат  в России. Доклад экспертного  института. //Вопросы экономики. –  1999. –№ 12. – с. 4-25.

отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь ниже среднероссийского. По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционный климат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. В Дальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти в полтора раза, а в Южном - в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России. (1)

Регионы первых трех вышеназванных  федеральных округов доминируют и среди лидеров по инвестиционному  риску. За все годы рейтингования  первая десятка по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных  округов. Только 10 % регионов-лидеров – выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.

По потенциалу преимущество европейской  тройки округов не столь значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров относятся к вышеперечисленным округам.

Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым  оценкам, как по потенциалу, так и  по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к  Центральному, Северо-западному и  Приволжскому федеральным округам.

Если же учитывать частоту представительства  регионов каждого

федерального  округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем  следуют Уральский, Центральный  и Приволжский округа. А вот  Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров: по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и

даже не пример.

В каждом федеральном округе могут и должны выделяться регионы, _____________________________

1. Валдайцев С. В., Воробьев П.  П. и др. // Под ред. Ковалева В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. Инвестиции: учеб. - М.: ТК Велби. - 2004. – С. 28-31

претендующие на роль лидеров в  формировании благоприятного инвестиционного  климата. Если в ряде округов такие  лидеры уже есть, то, например, в Южном  ФО на их роль могут претендовать Краснодарский и Ставропольский края, в Уральском – Свердловская область, в Сибирском – Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке – Хабаровский край.

Выявленное в прошлом рейтинге инвестиционное ядро России, расположенное между Москвой и Санкт-Петербургом, пока не обладает достаточной устойчивостью благоприятного инвестиционного климата. Его центр сместился на Северо-запад в Санкт-Петербург, поскольку и Москва, и Московская область снизили свою инвестиционную привлекательность. Из него выпала Тверская область, резко увеличила риск Ленинградская область. В то же время значительно улучшился инвестиционный климат в Вологодской и Ярославской областях.

Формирование благоприятного климата  в России начинает приобретать вид  постепенно затухающих концентрических волн повышенной инвестиционной привлекательности, идущих от «инвестиционного ядра» к периферии. Это проявилось в значительном улучшении инвестиционного климата в регионах, находящихся на ближней периферии инвестиционного ядра – в Белгородской, Нижегородской, Костромской областях и в Татарстане. Для того чтобы эта волна роста инвестиционной привлекательности регионов пошла дальше на периферию, там должны формироваться субцентры и новые инвестиционные ядра – возникать регионы с минимальным инвестиционным риском.

В первую очередь на роль таких  субцентров может претендовать Татарстан, который уже имел минимальный  риск., а также Краснодарский и  Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тюменская  области.

Дополняющими такие крупные  центры могут стать относительно небольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вроде Новгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах, если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могут претендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области. (1).

Так же на инвестиционный климат влияют особые экономические  зоны.  Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.

Сегодня в России отмечается улучшение инвестиционного климата  там, где создаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно закону РФ «об особых экономических зонах» создано 4 типа особых экономических зон Официальный сайт Минэкономразвития России (2):

Промышленно-производственные: Липецк Алабуга. Специализация - электротехника, машиностроение, производство высококачественной бытовой техники.

_____________________________

1. Журнал «Экономика России ХХI век» №14

2. http://www.economy.gov.ru/minec/main - Официальный сайт Минэкономразвития России

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономика России: формы, направления, эффективность