Интеллектуальная собственность как институт рынка: сущность и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение интеллектуальной собственности в современных условиях новой экономики знаний.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
* Определить экономическую сущность интеллектуальной собственности;
* Определить классификацию интеллектуальной собственности и её объектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….5
1.2
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………….....8
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….9
2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………………………...13
2.1 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В США …………………………………………………………………….……………..13
2.2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ …………………………………………......14
2.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ…………………………………………………………….………….20
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………….………………………………………………………………23
3.1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ……………………………………………………………………………………….23
3.2 ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………………………………………………….25
3.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ………………………………………………....27
Заключение ………………………………………………………….......................29
Список использованных источников …………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….........32

Файлы: 1 файл

курсовая в целом.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

Современный мир, благодаря глобализационным процессам,  не может существовать без передовых  технических решений. В этой связи не возникает сомнений, что уже в ближайшие десятилетия экономика  будет максимально развиваться в тех странах, в которых  будет создана эффективная и  гибкая система  интеллектуальной  (главным образом промышленной) собственности, с четкими  механизмами  ее защиты и факторами повышенной  мотивации для сотрудников, занятых в сфере инновационного прогресса.

Основной целью  стратегических расчетов Японии  является  достижение  глобального  доминирования на рынке  ИС уже в самое ближайшее время. И, как свидетельствует неумолимая статистика,  пока что ей это прекрасно удается.

Япония уже давно  превратилась из потребителя  инноваций в  их крупнейшего производителя.  На данный момент Япония  является  вторым по счету государством в мире после Соединенных Штатов по объему  инвестиционных вложений в развитие  новейших технологий. И это еще только  самое начало пути.

Принципы реализации японской стратегии

Принципы реализации японской стратегии  базируются  на   положениях  классической китайской военной стратегии, изложенной в сочинениях Сунь — Цзы, У — Цзы  и других  великих китайских, а также некоторых японских мыслителей.

Суть этих положений сводится  к тому, что «настоящая выгода» (являющаяся непосредственной и единственной целью стратега) достигается  путем победы  без оружия, когда  чужие земли не разрушаются  и жители не страдают, но их побежденные правители оказываются в таком положении, что им ничего не остается, как  самим добровольно   стать вассалами  «совершенномудрого» господина-победителя.

Основная идея современных японских стратегических программ развития ИС  заключается в том, что  Страна Восходящего Солнца  должна стать неким мировым центром создания передовых  инновационных технологий, которому, как говорится в одной из стратегических программ, «ни одно государство в мире не сможет даже подражать».  В этом случае, Япония  захватит мировое господство по вопросу решения глобальных проблем человечества,  то есть по главному  тренду мирового развития уже в ближайшее время.

Чтобы достигнуть задуманного,  основными принципами реализации  такой политики деловой экспансии в сфере ИС, японское правительство считает:

Максимальное стимулирование  процессов  интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов;

Создание  передовой правовой системы защиты ИС, которая  способна  полностью регламентировать  правоотношения в сфере ИС с момента создания объектов ИС и до  момента их  активного внедрения  в производство, продвижения на рынке и  передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, то есть путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз;

Активное использование не  только отечественных инновационных разработок, но также и  уникальных зарубежных технических решений.  

Следует отметить, что Япония эффективно использует зарубежный опыт, привлекая к себе лучших специалистов и позволяя передовым иностранным компаниям   выходить на японский рынок.

Особенности японского правового механизма системы развития и охраны ИС

Неуклонно следуя своей стратегии развития интеллектуальной, и, как уже ранее отмечалось, в особенности, промышленной собственности, Япония  последовательно внедряет  новые правовые механизмы, позволяющие, с одной  стороны, адекватно защищать  права Японии на свою интеллектуальную собственность, а с другой стороны, выводить на  рынок  национальные  компании, которые  занимаются усовершенствованием не своих, а   зарубежных разработок.

Таким образом,  японская  доля на мировом рынке инновационных технологий увеличивается не только за счет своих собственных уникальных  технических решений, но и за счет усовершенствования японскими компаниями иностранных изобретений и иных объектов ИС.

С этой целью в стране Восходящего Солнца действует соответствующая правовая норма,  предписывающая иностранным компаниям, желающим работать на японском рынке, в обязательном порядке предоставлять  лицензии на свои технологии  всем японским компаниям, которые выразят  свою заинтересованность в заключение того или иного лицензионного  договора. 

И это еще не все, чтобы избавить японские  компании  от высоких лицензионных платежей по подобным договорам, максимальные ставки лицензионных платежей жестко  регламентированы на уровне  правительства.

Чтобы стимулировать отечественные компании к  постоянному  техническому прогрессу,  к японским компаниям правительство также выдвигает  соответствующие требования:

Компания, желающая использовать иностранную разработку и получить  иностранную лицензию должна представить  убедительные доказательства, что она располагает соответствующими  возможностями, позволяющими эффективно  использовать инновационные зарубежные технические решения;

Компания  должна  не только использовать иностранные  разработки по назначению, но также и  заниматься их  усовершенствованием, так как именно в усовершенствовании  зарубежных инноваций и заключается основная цель получения лицензии.

Определенные «палки в колеса» для иностранных компаний встречаются и на уровне процесса патентования в Японском Патентном Бюро (в аббревиатурном написании — ЯПБ) зарубежных разработок.

Так, если в мировой практике срок от момента подачи  заявки  до получения  правоустанавливающего документа (патента) составляет два-три года, в Японии  этот процесс затягивается на пять-семь лет, а в некоторых случаях и до десяти лет, если речь идет о выгодных передовых  технологиях в соответствующих областях, например, в микроэлектронике.

За это время японские компании, которые  могут в свободном доступе получать в ЯПБ необходимую информацию  о зарубежных патентных заявках, успевают создать на базе зарубежных решений  «свои» технологии  и внедрить их  в производство.

В результате чего, иностранные компании после получения патента на изобретение вынуждены выдавать так называемые «принудительные  лицензии» японским компаниям, которые уже начали использовать их технологии до момента получения  патента компанией — разработчиком.

Кроме этого японские компании  активно практикуют тактику «предварительного патентования», создавая, таким образом, для зарубежных компаний определенные проблемы с патентованием  целых инновационных направлений в наиболее интересных, с коммерческой точки зрения,  областях.

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

Несмотря на имеющиеся вопросы в части формирования законодательства и дальнейшего развития инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, можно констатировать, что действующее законодательство позволяет выбирать тот или иной способ охраны объектов интеллектуальной собственности и использовать этот современный инструмент регулирования экономических отношений для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

На начало 2011 года на территории Беларуси действовали зарегистрированные на имя белорусских субъектов 3798 патентов на изобретения, 2502 патента на полезные модели, 591 патент на промышленные образцы, 14 444 свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания. При этом следует подчеркнуть, что принимаемые меры позволили повысить активность отечественных субъектов хозяйствования по охране объектов интеллектуальной собственности в Беларуси и за рубежом.

Вместе с тем наличие положительной динамики не позволяет констатировать удовлетворительное состояние охраны объектов промышленной собственности субъектов Республики Беларусь за рубежом и использование интеллектуальной собственности при формировании корпоративных производств и товаропроводящих сетей. Частной задачей в данном направлении является решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности субъектов Республики Беларусь в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства, одним из базовых принципов которых является свобода перемещения товаров через внутренние границы.

Наряду с проблемой количества охраняемых субъектами Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности на современном этапе также существует проблема эффективности патентования. Так, из выданных Национальным центром интеллектуальной собственности патентов в силе отечественными субъектами поддерживаются менее 40 процентов, что является следствием проблем как общей восприимчивости реального сектора к инновациям, отсутствия развитой инфраструктуры, так и готовности каждого конкретного изобретения к промышленному использованию, а также соответствия патентуемых разработок актуальным потребностям производства.

Развитие мировой экономики осуществляется путем использования в производстве технологий V и VI технологических укладов. В то же время основная часть (более 80 процентов) патентуемых отечественными субъектами технических решений относится к IV и предшествующим технологическим укладам.

Таким образом, необходимо усилить концентрацию организационных и финансовых ресурсов на поддержке научно-исследовательской деятельности, ориентированной на создание изобретений с высоким изобретательским уровнем.

В настоящее время только около 10 процентов патентуемых в Республике Беларусь отечественными субъектами разработок (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем) является итогом реализации государственных научно-технических программ, что не отражает реальный вклад государства в научно-техническое развитие страны. К 2020 году количество заявок на охрану созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ объектов промышленной собственности должно составлять не менее 30 процентов от общего числа поданных в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на соответствующие объекты.

Исходя из значительных инвестиций государства в развитие научно-технической и социально-культурной сфер необходимо формирование на уровне организаций системы мониторинга результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием бюджетных средств. Следует принять меры по совершенствованию бухгалтерского учета, амортизационной политики, системы налогообложения и статистической отчетности в сфере интеллектуальной собственности с учетом необходимости формирования наряду с расходной частью бюджета его доходной части, связанной с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, на республиканском и отраслевом уровнях.

Анализ технических решений, патентуемых отечественными субъектами, показывает, что они пока не являются достаточной основой для развития соответствующих конкурентоспособных технологических направлений. В связи с чем необходимо обеспечивать проведение патентных исследований как на этапах формирования и реализации научно-технических и других типов программ, отдельных научных и инновационных проектов, так и при осуществлении торгово-промышленной деятельности, включая разработку прогнозов развития отраслей и организаций, освоение и реализацию товаров (услуг) на предполагаемых рынках сбыта. Необходимо сочетать направление отечественными субъектами финансовых средств на создание и охрану собственных разработок с привлечением для использования на лицензионной основе прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих зарубежным субъектам, а также использовать возможности информационного поиска для выявления конкурентоспособных технических решений, которые не защищены охранными документами и могут быть использованы на безвозмездной основе. Частной задачей в данном направлении является развитие в Беларуси потенциала организационных структур по трансферу технологий, которые должны осуществлять поиск и привлечение в отечественное производство технологий, в том числе принадлежащих зарубежным субъектам.

В целях развития инновационной составляющей экономики необходимо усиление взаимодействия государственного и частного капитала, а также университетских и научно-исследовательских структур с промышленностью и бизнесом, в особенности с малым и средним бизнесом, дальнейшее развитие условий и стимулов для создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

В рамках развития общенационального брендинга необходимо использовать конкурентные преимущества продукции (товаров, услуг), выпускаемой белорусскими субъектами хозяйствования, основанные на географическом положении страны, с учетом особенностей национальной культуры, традиционных знаний, развивающихся в Беларуси новых технологий. Решение данной задачи в первую очередь актуально для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой отраслей промышленности, машиностроения, увеличения потенциала туристической отрасли и других секторов экономики, в рамках которых развиваются национальные бренды, формирующие имидж Республики Беларусь.

 

 

 

3.2 ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

В целях повышения инвестиционной привлекательности и развития экономического потенциала Республики Беларусь необходимо в полном объеме обеспечить соответствие уровня охраны прав на объекты интеллектуальной собственности требованиям, вытекающим из международных обязательств Республики Беларусь, а также разработать механизм постепенного перехода к 2020 году к широкому использованию лицензионного программного обеспечения отечественными организациями.

В то же время современный уровень развития интеллектуальной собственности ставит как первостепенную не столько задачу повышения стандартов охраны интеллектуальной собственности, сколько задачу эффективного регулирования свободного доступа к объектам интеллектуальной собственности и создания соответствующего потребностям общества режима их гражданского оборота, в особенности в социально значимых сферах (медицина, образование) и сферах интенсивного использования таких объектов (массовая информация, библиотечная деятельность).

В области промышленной собственности требуют развития нормативное регулирование и практика использования механизмов принудительных лицензий в отношении технологий, имеющих приоритетное значение для развития здравоохранения, энергосбережения и других общественно значимых направлений деятельности.

В области авторского права требует расширения практика обеспечения эффективного доступа белорусского общества к мировым достижениям науки, литературы и искусства, в частности в образовательной, научной, библиотечной деятельности, а также развития потенциала коллективного управления имущественными правами обладателей авторского права и смежных прав (далее – коллективное управление).

Информация о работе Интеллектуальная собственность как институт рынка: сущность и её регулирование