Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение интеллектуальной собственности в современных условиях новой экономики знаний.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
* Определить экономическую сущность интеллектуальной собственности;
* Определить классификацию интеллектуальной собственности и её объектов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….5
1.2
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………….....8
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….9
2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………………………...13
2.1 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В США …………………………………………………………………….……………..13
2.2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ …………………………………………......14
2.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ…………………………………………………………….………….20
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………….………………………………………………………………23
3.1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ……………………………………………………………………………………….23
3.2 ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………………………………………………….25
3.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ………………………………………………....27
Заключение ………………………………………………………….......................29
Список использованных источников …………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….........32
Современный этап развития системы коллективного управления характеризуется значительным участием государства в обеспечении его эффективного функционирования. В перспективе необходимо активизировать формы участия непосредственно авторского сообщества и других обладателей авторского права и смежных прав в осуществлении коллективного управления.
Соответствующая нормативная правовая база будет определять условия (порядок) создания и деятельности организаций по коллективному управлению, регулировать их отношения с обладателями прав на объекты авторского права и смежных прав и пользователями, а также другими организациями по коллективному управлению, закреплять с учетом анализа зарубежного опыта и потребностей Республики Беларусь сферы, в которых использование системы коллективного управления при реализации прав на объекты авторского права и смежных прав необходимо осуществлять одновременно в отношении всех объектов авторского права и смежных прав соответствующей категории.
В целях обеспечения эффективного предотвращения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности необходимо совершенствование регулирования административно-правовых и уголовно-правовых отношений, предметом которых выступают объекты интеллектуальной собственности.
Следует внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь с целью конкретизировать составы соответственно административных правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие на базе Национального центра интеллектуальной собственности системы мониторинга и контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности. Приоритетами в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности являются противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции, борьба с организованной преступностью в данной области.
Для установления реального состояния дел и выявления уровня контрафактной продукции необходимо постоянно обеспечивать мониторинг рынка интеллектуальной собственности, проводить системный анализ поступающей информации, осуществлять прогнозирование основных тенденций развития рынка товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также формирование и ведение национальных баз данных в сфере интеллектуальной собственности.
Следует анализировать и развивать возможности организованного участия непосредственно субъектов интеллектуальной собственности в работе по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
3.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий. Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы приведены согласно приложению.(Приложение)
Реализация стратегии осуществляется также посредством руководства ее положениями при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.
К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей в области охраны интеллектуальной собственности:
увеличение до 30 процентов удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом реализации государственных научно-технических программ;
увеличение до 25 процентов удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам;
увеличение в 2 раза количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции.
Финансирование мероприятий по реализации стратегии осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на эти цели, а также внебюджетных средств.
Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с ВОИС в соответствии с Программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Методическое руководство по реализации стратегии обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям.
В целях мониторинга реализации стратегии Государственный комитет по науке и технологиям на основе информации от заинтересованных государственных органов и организаций ежегодно до 25 февраля будет представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о достигнутых результатах по реализации стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных экономических и политических условиях развития Беларуси всё большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.
Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.
Формирование рынка интеллектуальной собственности является на сегодняшний день одним из главных направлений развития белорусской рыночной экономики. В то время, когда во всем мире идет активная торговля результатами интеллектуальной деятельности, а продукция многих компаний отличается лишь товарными знаками, в Беларуси этот сегмент рынка только начинает развиваться.
Во многих отечественных компаниях до сих пор не уделяется должного внимания работе в области интеллектуальной собственности, а, как показывает опыт наиболее динамично развивающихся фирм, обладание и грамотное управление сбалансированным пакетом объектов интеллектуальной собственности как раз и дает преимущество на рынке, ограничивая возможности конкурентов и, в конечном счете, обеспечивая компаниям возможность получать сверхприбыли. Это связано, в первую очередь, с открывающейся перспективой при помощи не денежного имущества увеличивать уставный капитал предприятий и фирм, интегрироваться с российскими и зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий, продажи лицензий, уступки прав или вклада в уставный капитал, получать доход, не занимаясь напрямую производством (лицензионная торговля), ограничивать возможности конкурентов и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Научно-практический журнал Интеллектуальная собственность в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]-2012- Режим доступа: http://belgospatent.org.by
2.Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации / Мн.: Амалфея - 2006.
3.Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная собственность/ Судариков С.А., Грек Н.Г., Бахренькова К.А. // М.: Изд-во деловой и учеб. лит.- 2004.
4.Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие / Мн.: ГИУСТ БГУ- 2006.
Электронные ресурсы
5.Годовой отчет 2010 Национального
центра интеллектуальной
6.Официальный сайт БЕЛТА. Около
20% бюджетных средств на
7.Официальный сайт Всемирной организации
интеллектуальной собственности. Конвенция,
учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной
собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим
доступа: http://www.wipo.int/treaties/
8.Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://gknt.org.by
9.Официальный сайт Комитета Государственного Контроля.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru
10.Официальный сайт Национального центра интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].-Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by
11.Экономика .BY. Инновационная политика
Беларуси требует корректировки.-[Электрон.
ресурс].-Режим доступа: http://ekonomika.by/rss/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы.
Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности
Наименование мероприятий, ответственный за выполнение, сроки выполнения:
1. Приведение законодательства
Республики Беларусь в
2. Принятие мер по реализации
положений Соглашения о единых
принципах регулирования в
3. Подготовка проекта Закона
Республики Беларусь «О
Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности
Наименование мероприятий, ответственный за выполнение, сроки выполнения:
4. Развитие отраслевых служб
по охране и управлению
5. Оптимизация сроков
6. Формирование Государственного
патентного фонда Республики
Беларусь и обеспечение его
функционирования в
7. Создание при ведущих научных
учреждениях и учреждениях
8. Подготовка предложений по
развитию инфраструктуры в
Информация о работе Интеллектуальная собственность как институт рынка: сущность и её регулирование