Интеллектуальная собственность как институт рынка: сущность и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение интеллектуальной собственности в современных условиях новой экономики знаний.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
* Определить экономическую сущность интеллектуальной собственности;
* Определить классификацию интеллектуальной собственности и её объектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….5
1.2
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………………………….....8
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………….9
2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………………………...13
2.1 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В США …………………………………………………………………….……………..13
2.2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ …………………………………………......14
2.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ…………………………………………………………….………….20
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………….………………………………………………………………23
3.1 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ……………………………………………………………………………………….23
3.2 ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………………………………………………….25
3.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ………………………………………………....27
Заключение ………………………………………………………….......................29
Список использованных источников …………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….........32

Файлы: 1 файл

курсовая в целом.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

Современный этап развития системы коллективного управления характеризуется значительным участием государства в обеспечении его эффективного функционирования. В перспективе необходимо активизировать формы участия непосредственно авторского сообщества и других обладателей авторского права и смежных прав в осуществлении коллективного управления.

Соответствующая нормативная правовая база будет определять условия (порядок) создания и деятельности организаций по коллективному управлению, регулировать их отношения с обладателями прав на объекты авторского права и смежных прав и пользователями, а также другими организациями по коллективному управлению, закреплять с учетом анализа зарубежного опыта и потребностей Республики Беларусь сферы, в которых использование системы коллективного управления при реализации прав на объекты авторского права и смежных прав необходимо осуществлять одновременно в отношении всех объектов авторского права и смежных прав соответствующей категории.

В целях обеспечения эффективного предотвращения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности необходимо совершенствование регулирования административно-правовых и уголовно-правовых отношений, предметом которых выступают объекты интеллектуальной собственности.

Следует внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь с целью конкретизировать составы соответственно административных правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие на базе Национального центра интеллектуальной собственности системы мониторинга и контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности. Приоритетами в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности являются противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции, борьба с организованной преступностью в данной области.

Для установления реального состояния дел и выявления уровня контрафактной продукции необходимо постоянно обеспечивать мониторинг рынка интеллектуальной собственности, проводить системный анализ поступающей информации, осуществлять прогнозирование основных тенденций развития рынка товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также формирование и ведение национальных баз данных в сфере интеллектуальной собственности.

Следует анализировать и развивать возможности организованного участия непосредственно субъектов интеллектуальной собственности в работе по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

 

 

3.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

 

 

Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий. Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы приведены согласно приложению.(Приложение)

Реализация стратегии осуществляется также посредством руководства ее положениями при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.

К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей в области охраны интеллектуальной собственности:

увеличение до 30 процентов удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом реализации государственных научно-технических программ;

увеличение до 25 процентов удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам;

увеличение в 2 раза количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции.

Финансирование мероприятий по реализации стратегии осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на эти цели, а также внебюджетных средств.

Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с ВОИС в соответствии с Программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Методическое руководство по реализации стратегии обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям.

В целях мониторинга реализации стратегии Государственный комитет по науке и технологиям на основе информации от заинтересованных государственных органов и организаций ежегодно до 25 февраля будет представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о достигнутых результатах по реализации стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В современных экономических и политических условиях развития Беларуси всё большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере - интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, и определит судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований.

Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, в том числе изобретения, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.

Формирование рынка интеллектуальной собственности является на сегодняшний день одним из главных направлений развития белорусской рыночной экономики. В то время, когда во всем мире идет активная торговля результатами интеллектуальной деятельности, а продукция многих компаний отличается лишь товарными знаками, в Беларуси этот сегмент рынка только начинает развиваться.

Во многих отечественных компаниях до сих пор не уделяется должного внимания работе в области интеллектуальной собственности, а, как показывает опыт наиболее динамично развивающихся фирм, обладание и грамотное управление сбалансированным пакетом объектов интеллектуальной собственности как раз и дает преимущество на рынке, ограничивая возможности конкурентов и, в конечном счете, обеспечивая компаниям возможность получать сверхприбыли. Это связано, в первую очередь, с открывающейся перспективой при помощи не денежного имущества увеличивать уставный капитал предприятий и фирм, интегрироваться с российскими и зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий, продажи лицензий, уступки прав или вклада в уставный капитал, получать доход, не занимаясь напрямую производством (лицензионная торговля), ограничивать возможности конкурентов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1.Научно-практический журнал Интеллектуальная собственность в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]-2012- Режим доступа: http://belgospatent.org.by

 

2.Олехнович Г.И. Интеллектуальная  собственность и проблемы ее  коммерциализации / Мн.: Амалфея - 2006.

 

3.Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная  собственность/ Судариков С.А., Грек  Н.Г., Бахренькова К.А. // М.: Изд-во деловой и учеб. лит.- 2004.

 

4.Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие / Мн.: ГИУСТ БГУ- 2006.

Электронные ресурсы

 

5.Годовой отчет 2010 Национального  центра интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www. belgospatent.org.by/index.php?option=com_content&view=article&id=55:2009-05-21-07-30-52&catid=41:2009-05-21-06-43-39&Itemid=62%20–%20Д

 

6.Официальный сайт БЕЛТА. Около 20% бюджетных средств на финансирование  НИОКР используются неэффективно - КГК.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Okolo-20-bjudzhetnyx-sredstv-na-finansirovanie-NIOKR-ispolzujutsja-neeffektivno---KGK_i_593895.html

7.Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/

 

8.Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://gknt.org.by

 

9.Официальный сайт Комитета Государственного Контроля.-[Электрон. ресурс].- Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru

 

10.Официальный сайт Национального центра интеллектуальной собственности.-[Электрон. ресурс].-Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by

11.Экономика .BY. Инновационная политика Беларуси требует корректировки.-[Электрон. ресурс].-Режим доступа: http://ekonomika.by/rss/innovatsionnaya-politika-belarusi-trebuet-korrektirovki-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Первоочередные мероприятия на 2012–2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы.

 

Развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

Наименование мероприятий, ответственный за выполнение, сроки выполнения:

1. Приведение законодательства  Республики Беларусь в соответствие  с Законом Республики Беларусь  «О коммерческой тайне» после  принятия данного Закона

  • ГКНТ, Мининформ, Минпром, НАН Беларуси, Минэкономики
  • в соответствии с Законом Республики Беларусь «О коммерческой тайне»

2. Принятие мер по реализации  положений Соглашения о единых  принципах регулирования в сфере  охраны и защиты прав интеллектуальной  собственности, подписанного в г. Москве 9 декабря 2010 года

  • ГКНТ, Минздрав, МИД, Минпром, Минторг, Минфин, Минэкономики, Минюст, Мининформ, Минкультуры, МВД, ГТК, концерны «Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром»
  • 2012–2013 годы

3. Подготовка проекта Закона  Республики Беларусь «О внесении  изменений и дополнений в Закон  Республики Беларусь «О патентах  на сорта растений»

  • ГКНТ, Минсельхозпрод, НАН Беларуси
  • в соответствии с пунктом 8 плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 7, 1/13236)

 

Развитие инфраструктуры системы интеллектуальной собственности

 

Наименование мероприятий, ответственный за выполнение, сроки выполнения:

4. Развитие отраслевых служб  по охране и управлению интеллектуальной  собственностью и служб по  охране и управлению интеллектуальной  собственностью организаций

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси
  • 2012–2013 годы

5. Оптимизация сроков рассмотрения  заявок на объекты промышленной  собственности в Национальном  центре интеллектуальной собственности, в том числе сокращение к  концу 2012 года среднего срока  рассмотрения заявок на регистрацию  товарных знаков и знаков обслуживания  до 2,5 года

  • ГКНТ
  • 2012–2013 годы

6. Формирование Государственного  патентного фонда Республики  Беларусь и обеспечение его  функционирования в электронном  виде

  • ГКНТ
  • 2012–2013 годы

7. Создание при ведущих научных  учреждениях и учреждениях образования  организаций и (или) структурных  подразделений по охране и  использованию объектов интеллектуальной  собственности

  • НАН Беларуси, Минобразование, Минэкономики, ГКНТ, Минпром
  • 2012–2013 годы

8. Подготовка предложений по  развитию инфраструктуры в области  коммерциализации интеллектуальной  собственности

Информация о работе Интеллектуальная собственность как институт рынка: сущность и её регулирование