Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Содержание:
Введение.
1. Экономическая сущность инвестиций и их виды.
2. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и
акселератора.
3. Проблемы инвестиций в современной экономике России.
Практикум.
Заключение.
Список использованной литературы.
3. Проблема инвестиций в современной экономике России
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
В экономике рыночного типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.
Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.
Удвоение ВВП к 2010 году - цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, - продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных. Однако работа по их привлечению идёт пока не очень успешно.
Видные западные экономисты С.Кузнец, Г. Хабернер, Г.Майер и др. в своих трудах доказывают, что планирование экономического роста в развивающихся странах немыслимо в современных условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны. Его благотворное влияние на развивающееся хозяйство будет положительно сказываться во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в национальную экономику: в форме частных прямых инвестиций и кредитов, в виде государственных инвестиций кредитов, или в какой-либо иной форме.
В каждом случае находятся аргументы, оправдывающие и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые частные капиталовложения в промышленность, по их утверждению, не только приносят развивающимся странам чистый прирост национального богатства, но и влекут за собой приток иностранных специалистов, которые способствуют подъему технического и культурного уровня страны, облегчают возможность подготовки квалифицированных кадров, распространению наиболее современных технологических методов. Государственные капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное хозяйство рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих национальную деятельность.
Действительно, с одной стороны, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть отсталость, интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, его привлечение накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора, вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, для национальной экономика иностранный капитал может иметь неоднозначные последствия.
В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
На современном этапе для России теоретическое осмысление учеными вопросов принятия иностранного капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления финансовой зависимости, являются актуальными и важными.
В настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25%. Причем это естественный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура, и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным расчетам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн.), Китая (0,6 трлн.) и Индии (0,4трлн.), вместе взятых.
Анализируя результаты инвестиционной политики РФ за 2006-2007гг., следует отметить тенденцию повышения инвестиционной активности в РФ, но объем инвестиций в основной капитал нельзя назвать достаточным, прежде всего потому, что на российских предприятиях установлены миллионы единиц морально устаревшего и физически изношенного оборудования и для их замены требуются огромные средства.
За последние два года в инвестиционной сфере не произошло кардинальных изменений к лучшему. Сохранилась тенденция роста объемов инвестиций в основной капитал (в целом по экономике в 2006 и 2007 гг. соответственно 113,5% и 121,1% по отношению к предыдущему году)1, но без качественного содержательного изменения. Главный получатель инвестиций - организации-экспортеры топливно-сырьевых товаров и низкопередельной продукции.
Уровень налоговой нагрузки часто оценивают в пределах 32-35% ВВП2. Это не запредельная величина, если применяются передовые технологии, обеспечивающие низкую ресурсоемкость производства, высокую производительность труда и качество продукции. В других же случаях, когда производство обременено массой организационных и технических проблем, когда окупаемость затрат измеряется многими годами тяжела любая нагрузка.
Недостаток инвестиций замедляет рост производительности труда в целом по экономике. Низкая производительность труда ограничивает рост денежных доходов населения, т.к. между уровнем доходов и оценкой экономической стабильности и социальной справедливости имеется прямая связь.
Проанализировав результаты инвестиционной политики РФ можно выделить основные недостатки инвестиционной системы РФ:
получили должной кредитной поддержки и не в состоянии оказывать существенное влияние на инвестиционную активность;
не приступил
к реальной работе;
Таким образом, формирование российской инвестиционной системы
является незаконченным. Имеется ряд существенных недостатков, на исправление которых должна быть направлена инвестиционная политика РФ. При этом следует учитывать некоторые особенности, присущие российской экономике в целом.
Формирование российской инвестиционной системы. При нынешнем состоянии финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка в ближайшие 5-10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.
Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции на перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства.
Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной политики, включающая:
- прекращение практики выдачи государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства и их предоставление только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.
Таким
образом, предлагаемая система поддержания
инвестиционной активности направлена
на стимулирование роста конкурентоспособных
финансово-производственных структур.
Банковская система получит мощный импульс
переориентации на работу с реальным сектором.
Постепенно будет преодолена дезинтеграция
экономики, восстановится нормальная
взаимосвязь финансовой сферы и реального
сектора в обеспечении расширенного воспроизводства
экономической деятельности. Сформируется
ориентированная на экономический рост
финансово-промышленная система, обеспечивающая
высокий уровень инвестиционной и инновационной
активности.
Практикум.
1)
В результате вливания
Решение.
Итак, для решения этой задачи воспользуемся формулой мультипликатора:
∆ВВП = к ∙ ∆Ин,
следовательно
∆Ин = ∆ВВП / к,
где
∆ВВП=360 - 300 млрд. долл. = 60 млрд. долл.,
а к = 1 / ПСС=1 / 0,25 = 4.
Таким образом,
∆Ин = 60 млрд. долл. / 4 = 15 млрд. долл..
Ответ:
величина внешних инвестиций
равна 15 млрд. долл..
2)
Рост ВВП вызвал оживление в экономике,
отразившееся в увеличении национального
дохода в следующем году до 400 млрд. долл.,
что, в свою очередь, обусловило рост внутренних
инвестиций на 60 млрд. долл. Рассчитайте
величину акселератора.
Решение.
Акселератор рассчитывается по следующей формуле:
V = It / (NIt-1 – NIt-2)
Таким образом,
V = 60 млрд. долл. / (400-360 млрд. долл.) = 1,5.
Ответ: величина акселератора равна 1,5.
Заключение.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимые условия построения в стране современного
гражданского общества.
Нередко говорят о том. Что это таит опасность распродажи наших богатств и чуть ли не потери государственного суверенитета. Опыт предреволюционной России, других стран мирового сообщества показывает, что при разумной стратегии и тактике использования
иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни Россиян.
Меры по привлечению
Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста