Инвестиционная политика государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы:
 рассмотреть сбережения как основной источник инвестиций и понять, ка¬кую роль они играют в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и виды инвестиций;
2. Рассмотреть сущность сбережений как основного источника инвести¬ций.
3. Выявить проблемы инвестиций и главные пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..….4
1. Инвестиции и их место в экономической системе…………………….……5-9
2. Мультипликатор инвестиций………………………….……………...…..10-15
3. Роль инвестиций в экономике Российской Федерации……………….…16-25
4. Анализ инвестиций в Российской Федерации…………………………..25-43
Заключение………………………………………………………………..….44-45
Список использованной литературы……………………………………………46

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

В 2011 г. основные средства были вложены в оптовую розничную торговлю (47 310 млн. долл. США), обрабатывающие производства (31 948 млн. долл. США), добычу полезных ископаемых (17 393 млн. долл. США). В 2012 г. основные средства были вложены в обрабатывающие производства (79 254 млн. долл. США), в оптовую розничную торговлю (55 666 млн. долл. США), добычу полезных ископаемых (50 235 млн. долл. США) (табл. 3).

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

2011

2012

Млн. долл. США

В про-центах к итогу

Млн. долл. США

В про-центах к итогу

Млн. долл. США

В про-центах к итогу

Всего инвестиций

53651

100

55109

100

120941

100

в том числе:

           

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

156

0,2

325

0,6

468

0,4

рыболовство, рыбоводство

22

0,0

23

0,0

49

0,0

добыча полезных ископаемых

6003

11,2

9152

16,6

17393

14,4

обрабатывающие производства

17987

33,5

15148

27,5

31948

26,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

328

0,6

307

0,6

822

0,7

строительство

228

0,4

713

1,3

2911

2,4

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

20461

38,2

13089

23,7

47310

39,1

гостиницы и рестораны

52

0,1

32

0,1

59

0,1

транспорт и связь

3840

7,2

5297

9,6

6703

5,5

финансовая деятельность

1813

3,4

4698

8,5

4450

3,7

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2602

4,9

5998

10,9

8414

7,0

образование

0,1

0,0

1

0,0

3

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

15

0,0

52

0,1

68

0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

144

0,3

273

0,5

295

0,2


В 2012 г. продолжились изменения в отраслевом распределении иностранных вложений . Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и обрабатывающее производство, а также транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом и финансовая промышленность.

Региональное распределение. Объем иностранных инвестиций, привлеченных в различные регионы России, зависит от инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной и финансовой инфраструктуры, эффективности использования природных и трудовых ресурсов.

Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала в Россию показывает, что с самого начала притока иностранного капитала наиболее привлекательными были Москва и промышленно развитые регионы, а также регионы, богатые природными ресурсами. Так, в 2010 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 27,4%, Санкт-Петербурга – 4,2%, Свердловской области – 3,3%, Нижегородской области - 1,5%, Новгородской области – 1,1% .

Таблица 4 Сравнительные данные социально-экономических показателей отдельных субъектов Федерации в 2010 г.

 

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

Инвестиции в основной капитал. млн. руб.

Москва

4005,9

555784

С.-Петербург

667,9

177994

Нижегородская область

296,9

84812

Новгородская область

61,0

18790

Свердловская область

481,7

133775


Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России и в 2011 г. свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы: ● Первая - регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур.

К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области - Сахалинская, Московская, Томская, Челябинская, Свердловская, Ростовская, Архангельская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Новгородская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края. На

 

эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России.

● Вторая - регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области - Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

● Третья - регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур.

К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика.

В 2011 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 56,6%, Сахалинской области – 10,7%, Московской области - 9,2%, Санкт-Петербурга – 8,1%, Томской области – 7,3%, Республики Татарстан – 6,7%, Челябинской области – 5,4%, Свердловской области – 4,1%, Ростовской области – 3,9%, Архангельской области – 2,7% .

Объем инвестиций в 2012 г. понизился на 1,9% по сравнению с предыдущим годом, что следует рассматривать довольно неплохой результат, который позволил удержать тенденцию в динамике данного показателя от спада. Так, в 2012 г. доля Москвы из общего объема иностранных инвестиций составила 54,4%, Сахалинской области – 6,4%, Московской области -5,7%, Санкт-Петербурга -5,2%, Томской области – 5,0%, Республики Татарстан – 4,7%, Тюменской области – 3,8%, Краснодарского края – 3,1%, Республики Коми – 2,0%, Нижегородской области – 1,9%, Иркутской области – 1,4% .

Таблица 5 Региональное распределение иностранных инвестиций в России в 2012 г

 

 

 

 

Регионы

Иностранные инвестиции

Млн. долл.

Москва

Сахалинская обл.

Санкт-Петербург

Московская обл.

Республика Татарстан

Тюменская обл.

Краснодарский край

Республика Коми

Нижегородская обл.

Иркутская обл.

14314,8

1481,9

1259,2

1250,7

1060,0

1037,1

830,0

481,3

441,6

375,6


Региональное распределение накопленных иностранных инвестиций в России подтверждает особый статус и неоспоримое лидерство Москвы по привлекательности для зарубежных вкладчиков капитала. Сейчас на этот регион приходится почти половина общего объема накопленных инвестиций, в том числе более трети прямых инвестиций. Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране не одинаков и имеет значительные межрегиональные отличия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Вопросы повышения  инвестиционной активности

Одним из важнейших факторов, способствующих росту экономики, является инвестиционная активность предпринимательства. Для создания условий, делающих регион привлекательным для инвесторов, необходима разработка и реализация индивидуальных программ для стратегических, прямых финансовых и портфельных инвесторов.

Программа для стратегических инвесторов должна стимулировать инвесторов размещать на территории регионов основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, службы маркетинга и сбыта. Сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.

Программа для прямых финансовых инвесторов должна демонстрировать инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: корпоративные стратегии и бизнес-модели, способные обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору.

Программа для портфельных инвесторов должна включать меры обеспечения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.

Среди направлений инвестиционной политики в современных условиях одним из главных должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой .

Повышение инвестиционной активности возможно за счет реализации следующих мер:

- разработки законодательно-правового механизма зашиты частных инвестиций и введения государственных гарантий их возврата за счет организации государственного страхового инвестиционного фонда;

- формирования стимулирующей организационно-правовой  системы привлечения валютных сбережений населения введением порядка использования валюты на внутреннем рынке только по безналичным перечислениям и с помощью электронных карточек;

- обеспечения государственных  гарантий привлечения прямых  иностранных инвестиций путем введения обязательного государственного страхования и создания финансового механизма возврата валютных доходов, в том числе на основе раздела продукции, но не более 50% долевого участия иностранного инвестора;

- стабилизации финансово-денежного  обращения наведением элементарного порядка в финансовом обслуживании предприятий, организаций и населения (ограничение расчетных счетов в банках до одного- двух рублевых и одного валютного);

- введением действенных денежных  санкций против нарушений нормальных  процессов финансово-денежного обращения банковской и финансовой олигархией и государственными организациями законодательного запрета Центробанку России заниматься банковским бизнесом;

- законодательно-правового обеспечения  таможенной, налоговой и социальной  защиты внутреннего рынка России на принципах международного права от неравноправной рыночной конкуренции со стороны, как российских олигархов, так и мировых банковско-финансовых магнатов и транснациональных финансово-промышленных корпораций;

- рентного регулирования государством рынков продукции естественных монополистов путем изъятия природной ренты, в первую очередь в целях упорядочения ценообразования на электроэнергию, топливо, черные и цветные металлы, а также стабилизации тарифов на железнодорожные перевозки и перевозки грузов, особенно в районы Крайнего Севера.

В то же время, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одним из направлений перехода экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития является создание конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

—создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

—поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

—снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства;

—улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

 

повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;

—обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

В связи с этим необходимо активно стимулировать такие предпосылки экономического роста, как:

1)возрождение и умножение высококачественного человеческого потенциала;

2)восстановление основного капитала;

3)обеспечение свободного перелива  капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны, который, даже по самым скромным оценкам, достигает ежегодно 20—25 млрд. долл.;

Информация о работе Инвестиционная политика государства в современной экономике