Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в белорусскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики.
Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают.
Введение
1. Теоретические основы инвестиционных процессов
1.1 Понятие инвестиций и их сущность
1.2 Классификация инвестиций
1.3 Методы формирования инвестиционного климата
2. Инвестиционная политика в республике Беларусь
2.1 Тенденции и эффективность иностранных инвестиций
2.2 Основы для привлечения инвестиций
2.3 Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий
3. Рекомендации о выходе республики Беларусь из инвестиционного кризиса
Заключение
Список использованных источников
Сельское хозяйство является сектором, который в настоящее время сужается и составляет около 8% валового внутреннего продукта. Исторически данный сектор управлялся через систему колхозов и жесткую политику аренды. Со смягчением политики в области аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов подсобные хозяйства и мелкие частные фермы стали играть важную роль. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину от всей сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли. Несмотря на рост частного фермерства, сельскохозяйственный сектор прочно удерживается в руках государства, так как три четверти всей сельскохозяйственной деятельности осуществляется контролируемыми государством предприятиями, включая факторы производства и сельскохозяйственные услуги.
К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий - не на должном уровне, что требует субсидий со стороны правительства для поддержания системы. Иностранные инвестиции в данный сектор также весьма ограничены и составляют всего лишь один процент от общего притока ПИИ в период 2002-2007 гг.
Сектор услуг составил 43% от ВВП в 2006 году - показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. Услуги, торговля и общественное питание (10,3%), а также транспорт (6,7%) составили самую большую долю в ВВП в 2006 году, что закономерно с 1995 года. Строительные услуги становятся все более и более важными. В 2006 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта - отражение строительного бума, который имеет место в настоящее время.
Сектор услуг является сектором, в котором ПИИ являются наиболее заметными, в частности, в банковском деле и сфере связи. В конце 2006 года в Беларуси было 30 банков, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков со 100% иностранным участием. Иностранная доля в активах банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (прямые и портфельные иностранные инвестиции) в данном секторе составил 7,8% в 2006 году (Центральный банк, 2006). Среди иностранных банков, за исключением "Raiffeisen" (Австрия), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу ("Alpha Bank"), Швейцарию ("BelSwissBank") и Литву ("Технобанк").
Розничная торговля и строительство представляют собой две другие отрасли сферы услуг, которые получают иностранные инвестиции, хотя и в меньшей степени. ПИИ в сектор розничной торговли Беларуси пришли в форме гипермаркетов, таких как российская компания "Вестер" и FINOX - белорусско-американское совместное предприятие. Недавний подъем в строительстве также привлек иностранные инвестиции. В 2006 году российская фирма "Московская инвестиционная строительная компания" начала реализацию проекта по строительству жилых домов в Минске стоимостью в 161 миллион долларов США. Два других крупных проекта реализуются в настоящее время иранской фирмой "Keyson Prilesie".
Несмотря на то, что занятость, обеспечиваемая транснациональными корпорациями и совместными предприятиями с иностранным участием, составляет лишь малый процент от общей занятости, этот показатель устойчиво рос с начала 1990-х годов. В 2006 году занятость, обеспечиваемая иностранными инвесторами и совместными предприятиями среди государственных и иностранных компаний, достигла общей величины в 180000 работников, или 4,1% от общей занятости. Сравнение с вкладом транснациональных корпораций и совместных предприятий с иностранным участием в общий объем производства товаров и услуг, который находится на уровне 17% (Министерство статистики и анализа, 2007), предполагает более высокие уровни производительности в предприятиях с иностранными инвестициями.
Малые и средние предприятия играют ограниченную роль в экономике и сконцентрированы в секторе розничной торговли. Они особенно подвержены воздействию тяжелого бремени регулирующего законодательства и контроля цен. Они также сталкиваются с трудностями в том, чтобы стать поставщиками не только для крупных транснациональных корпораций, но также и для местной промышленности [6].
Передача технологий включает в себя как физическую передачу машинного оборудования и технологии, так и неосязаемую передачу знаний и навыков. Оценка того, оказали ли ПИИ положительное воздействие в данной области, требует сравнительного анализа таких факторов, как внедрение новых процессов контроля качества, стратегии управления оборотным капиталом "точно в срок", уровень автоматизации производства и его высокотехнологичность.
Крупнейшим экспортером в Беларусь является Россия, которая остается единственным источником поставки нефти и природного газа, а также крупным экспортером сырья для производства, например, металла и химических продуктов. Однако в показателях экспорта главенствующее положение России снижается (с 51% общего объема экспорта в 2000 году до 37% в 2007 году) в пользу Европейского Союза, в частности, Нидерландов (страна назначения 18% объема экспорта в 2007 году) и Великобритании (6% объема экспорта в 2007 году). Структура белорусского экспорта, которая не претерпела существенных изменений с течением времени, представлена нефтью и нефтепродуктами (31% общего объема экспорта), машинами и оборудованием (20% общего объема экспорта) и удобрениями (6,3% общего объема экспорта).
Вклад иностранных инвесторов в общую торговлю в Беларуси становится все более и более существенным, в особенности, в свете ограниченного объема ПИИ в экономике. В 2006 году компании с иностранным участием, включая компании, полностью находящиеся в иностранной собственности, составили 33% общего объема импорта (рост по сравнению с 8% в 2000 году) и 24% экспорта (рост по сравнению с 9% в 2000 году).
Беларусь сохраняет систему прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которого является повышение уровня жизни населения. В этой связи до недавнего времени развитию частного сектора и прямым иностранным инвестициям не уделялось достаточного внимания на уровне правительства, и политика по их развитию была в течение длительного времени осторожной и часто непоследовательной.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь привлекала малые объемы ПИИ по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие ПИИ на общее экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых иностранные инвестиции активно поощрялись, таких, как связь и банковское дело.
С конца 2007 года правительство выступило инициатором нового цикла реформ, направленных на поступательное повышение вклада частного сектора в экономическое развитие. Они включают в себя концентрацию усилий на улучшении делового климата и привлечении растущих объемов и диверсифицированных ПИИ - задачу, которая стала более трудной в результате глобального экономического кризиса. В данной связи, проблема для Беларуси состоит в том, чтобы вернуть доверие инвесторов за счет прозрачного и открытого представления своих целей и политики, как местным, так и иностранным инвесторам.
2.2 Основы для привлечения инвестиций
Правительство Беларуси сделало привлечение
ПИИ ключевой целью своей политики. В своем
обращении к белорусскому народу и национальному
собранию о состоянии дел в государстве
29 апреля 2008 года Президент поставил новую
цель, заключающуюся в достижении Беларусью
включения ее в список 30 стран с наилучшим
бизнес-климатом. Именно в контексте данной
амбициозной цели в настоящей главе рассматриваются
основы политики Беларуси и рекомендуются
улучшения инвестиционного климата.
Первые законы, касающиеся инвестиций, были приняты в 1991 году. В то время иностранные и внутренние инвестиции регулировались двумя отдельными законами. В 2001 году два закона были объединены в единый Инвестиционный кодекс. С тех пор правовые основы иностранных инвестиций претерпели изменения, вносимые почти каждый год.
Инвестиционный кодекс представляет собой всеобъемлющий свод правил, которые применяются к инвестиционной деятельности, и устанавливает условия, формы и гарантии, которые составляют часть режима ПИИ.
В соответствии с положениями Инвестиционного кодекса, все секторы национальной экономики открыты для ПИИ, за исключением немногочисленных отдельных отраслей:
·отрасли, связанные с обороной и безопасностью Республики Беларусь, при отсутствии специального разрешения, выданного Президентом Беларуси;
·производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, внесенных в перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Беларуси.
Кроме того, иностранные инвестиции в юридические лица, занимающие монопольное положение на белорусском рынке, допускаются только с согласия Министерства экономики [8].
Ограничения на поступление ПИИ также существуют в области страхования и перестрахования, а также в банковской и финансовой деятельности (см. далее в данном разделе). Инвестиционный кодекс устанавливает специальные условия для указанных видов деятельности, а также для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расположенных в свободных экономических зонах.
Инвестиционный кодекс устанавливает формы, которые иностранные инвестиции могут принимать в Беларуси, и регулирует все условия их прихода и регистрации. Инвестиции в Беларуси могут осуществляться через иностранный филиал, находящийся в полной собственности, совместное предприятие или предоставление концессии. Другие формы инвестиций могут осуществляться с иным минимальным уставным капиталом и конкретными процедурами по их установлению, как это определено другими статьями законодательства.
Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями может осуществляться либо через регистрацию в качестве юридического лица, либо через приобретение иностранным инвестором доли (акций) существующего юридического лица. Коммерческая организация имеет право владеть филиалами и ассоциированными компаниями, и учреждать филиалы и представительства в Беларуси, которые, однако, не будут иметь статуса юридического лица.
Беларусь приняла политику децентрализованной регистрации, и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями обычно осуществляется Минским городским исполнительным комитетом и шестью областными исполнительными комитетами (облисполком - один для каждой области Беларуси). В случае с банками и финансовыми учреждениями регистрация осуществляется Национальным банком; Министерство финансов отвечает за регистрацию страховых компаний, а Министерство юстиции - за Торгово-промышленные палаты. Наконец, администрация свободных экономических зон регистрирует иностранных инвесторов в указанных зонах (исключая банки и страховые компании).
Права иностранных инвесторов на приобретение земли регулируются новым Земельным кодексом и Указом Президента № 667 от 2007 года.
Условия регистрации иностранных банков являются прозрачными и не оставляют места для свободы действий. Они объединяют набор объективных критериев, которые устанавливают перечень требуемых документов и квоту участия иностранного капитала. Условием для регистрации является взаимность, позволяющая органам власти отказать в регистрации банка с иностранными инвестициями на том основании, что страна происхождения не допускает белорусские инвестиции в банки, расположенные на ее территории.
Особый режим регистрации иностранных инвесторов в сфере страхования налагает дополнительные условия, которые предусматриваются не единым правовым актом, но предписываются актами сегментного характера и назначения. Дисквалификация иностранных инвесторов, в некоторых типах страховой деятельности в сочетании с квотой на участие в уставных фондах (30%) оказывает воздействие на сложность учреждения иностранных страховых компаний в Беларуси. Более того, данный сектор переживает в настоящее время процесс реформирования, который до своего завершения будет подвергать инвесторов рискам, связанным с предсказуемостью.
Несмотря на то, что новый Закон "О свободных экономических зонах" был принят недавно, режим вступления, регламентирующий учреждение инвесторов в свободных экономических зонах, является проблематичным. Закон предусматривает децентрализованную систему, благодаря которой каждая зона имеет свои собственные административные правила.
Кодекс также предусматривает поддержку государством иностранных инвесторов. Она может принимать форму:) гарантий Правительства Беларуси;) доступа к централизованным инвестиционным ресурсам) индивидуальных инвестиционных договоров с государством.
Инвестиционный кодекс также предусматривает специальную государственную поддержку производства, основанного на новых и высоких технологиях. Вид, размер и сроки государственной поддержки, предусмотренной в данном случае, определяются для каждого конкретного случая решением Президента Беларуси. Поддержка может оказываться только тем организациям, которые включены в перечень производств и организаций, использующих новые и высокие технологии, утверждаемый Правительством.
В соответствии с Кодексом, иностранные инвесторы пользуются равными правами со всеми инвесторами или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности.
Белорусское законодательство предусматривает ряд различных правовых форм, посредством которых в стране может осуществляться деятельность:
Информация о работе Инвестиционная политика в республике Беларусь