Инвестиционный кризис и сдвиги отраслевой структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть инструменты и механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности и преодоления инвестиционного кризиса на примере России. Задачи курсовой работы:
-рассмотреть понятие инвестиций и инвестиционной деятельности,
-рассмотреть основные механизмы формирования инвестиций и их регулирования в российской экономике,
-дать характеристику современному законодательству о регулировании инвестиционной деятельности,
-предложить основные направления улучшения инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиций 4
1.1 Инвестиции: сущность, роль, виды и источники 4
1.2 Инвестиции в основной капитал 10
1.3 Сдвиги в отраслевой структуре инвестиций 14
Глава 2 Значение инвестиций для развития экономики России 16
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России 16
2.2 Промышленный потенциал: оценка и прогноз. Пути выхода экономики России из экономического кризиса 18
Глава 3 Перспективы развития инвестиционной политики в РФ 23
3.1 Основные направления развития инвестиционной политики 24
3.2 Федеральная адресная инвестиционная программа на 2013 г. 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Инвестиционный кризис и сдвиги в отраслевых структурах.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

Несмотря на некоторую  неустойчивость, сомнения в развитии инвестиционного процесса в 2007 г., величина капиталовложений в России увеличилась  примерно на 20%. До этого в течение  семи лет экономического подъема  они также росли быстрее динамики ВВП (в среднем на 1 0-11 % ежегодно), но от столь низкого уровня, что  их объем все еще далек от предкризисного значения. Норма накопления впервые  достигла нормального (для большинства  стран) показателя - 21%, как это показано в таблице 1 (приложение).

Но в странах Центральной  и Восточной Европы на него вышли 10 лет назад. Условий для интенсификации инвестиционного процесса в стране раньше не было - потеря времени оборачивается  большей нагрузкой на текущие  вложения в целях как обновления, так и развития производственных фондов, инфраструктуры и человеческого (управленческого) капитала.

И инвесторы, и наблюдатели  согласны с тем, что в России сложился не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать  два вывода. Первый состоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису  либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от плановой «смирительной  рубашки» и удержала накопление на уровне выше 16% ВВП (в СНГ есть примеры  и хуже). Второй вывод: если полтора  десятилетия нет инвестиционного  бума, то, значит, не сформировалась связка «корпоративный контроль - конкурентная среда». При этом инвестиционный процесс  шел в естественных рамках, что  позволяло расширять применение все более «нормальных» методов  экономического анализа. [4, С.25]

В 2007-2009 гг. инвестиционный процесс  в России формируется под влиянием объективных условий спроса и  структуры активов, рентабельности бизнеса, что подтверждается данными  таблицы 2(приложение). При больших  вложениях в отрасли с короткими  инвестиционными циклами и высокой  рентабельностью сложился, по существу, сценарий «Инерция», в рамках которого крупные инвестиционные проекты  могли осуществлять только госкомпании  и Всемирный банк (более эффективная  разновидность государственного финансирования).

Поскольку развитие экономики  государства зависит от эффективности  реализации инвестиций, что в особенности  касается капитальных вложений в  основные фонды и производственные мощности, рассмотрим промышленный потенциал  РФ на предмет его влияния на инвестиционную политику.

По состоянию на конец  марта 2010г. накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 265,8 млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном  капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 53,8% (на конец марта 2009г. - 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (42,0%), портфельных - 7,5% (2,4%). В I квартале 2010г. в экономику России поступило 13,1 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 9,3% больше, чем в I квартале 2009 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I квартале 2010г. 13,0 млрд.долларов, или на 7,9% больше, чем в I квартале 2009 года. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец  марта 2010г. составил 65,7 млрд.долларов США. В I квартале 2010г. из России за рубеж  направлено 22,7 млрд.долларов США иностранных  инвестиций, или на 15,2% больше, чем  в I квартале 2009 года.Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 22,1 млрд.долларов США, или на 36,8% больше, чем в I квартале 2009 года. ( Потупившие инвестиции на 1 квартал 2010 года приведены в приложении)

2.2 Промышленный потенциал: оценка и прогноз. Пути выхода экономики России из экономического кризиса

Российская промышленность как отрасль экономики - это электроэнергетика  и топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, промышленность стройматериалов, а  также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. В промышленности действует более 150 000 предприятий  и организаций, а численность  промышленно-производственного персонала  приближается к 13 млн. человек. Природный  капитал России в значительном своем  объеме учитывается именно в стоимостной  оценке промышленности.

Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2009 года проведена по двум основным вариантам 1 и 2, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,6 % в 2006 году до 4,8-5,0 процентов в 2008-2009 годах.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в 2007-2009 годах 5,8-6,0 процентов.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации  от 7 июня 2006 года за основу для разработки федерального бюджета на 2007 год и  перспективного финансового плана  на 2007-2009 годы принят вариант 2.

С учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2007-2009 годах, годовые темпы прироста промышленного производства составят:

по первому варианту прогноза - 2,8-2,9 процента;

по второму варианту, с  учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики - 4,2-4,7 процента. Объем промышленного  производства увеличится в 2009 году по сравнению с 2005 годом на 13,9-19,4 процента.

Сохранится тенденция  опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством  сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов.

Динамично будут развиваться  сектора экономики, ориентированные  на потребительский спрос. Высокие  темпы роста продемонстрируют: производство пищевых продуктов (123,9%); текстильное  и швейное производство (134,1%); издательская и полиграфическая деятельность (121,8 процента).

Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. По второму варианту прогноза наиболее высокими темпами  будут развиваться производство электрооборудования (128,6%), производство машин и оборудования (119,1 процента). [16,С.25] Структура производства приведена  в приложении

Уже 16 октября 2008 года нефть  марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель - уровня, исходя из которого на 2009 год  бюджет рассчитан как бездефицитный. По итогам рабочей недели, закончившейся 14 ноября, РТС и ММВБ стали лидерами падения среди мировых фондовых площадок; цена на нефть марки Urals снизилась за неделю на 11 % и впервые с января 2007 года опустилась ниже отметки $50 за баррель. 18 ноября 2008 года Президент Медведев и российская пресса констатировали приход кризиса в реальный сектор экономики России.

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению  к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года. Цены производителей промышленных товаров в декабре 2008 года продолжили снижение, упав по сравнению  с ноябрем на 7,6%, с декабрем 2007 года - на 7%.

19 января Председатель  Правительства В.В. Путин поручил  Минфину пересчитать федеральный  бюджет 2009 года, исходя из новых  макроэкономических параметров, представленных  Минэкономики: среднегодовая цена  на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция - на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5% ВВП. [17,С.25]

В «Программе антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 год» были представлены меры по сохранению и развитию промышленного и технологического потенциала:

1 Общая поддержка реального  сектора и работа с системообразующими  предприятиями:

- поддержка 295 системообразующих  организаций при помощи дополнительной  капитализации, прямой господдержки, госгарантии по кредитам (в 2009 году будет выделено 300 млрд. рублей  из федерального бюджета).

- для всех предприятий  в 2009 году снижена налоговая  нагрузка. Налог на прибыль снижен  до 20%. Предприятия, инвестирующие  в оборудование, получили дополнительные  льготы по амортизации. Введено  налоговое льготирование приоритетных  научных разработок. Полностью освобождены  от всех налогов средства, направляемые  предприятиями на обучение своих  сотрудников. Освобождены от НДС  операции по ввозу технологического  оборудования, не производимого  в России.

- приняты дополнительные  меры по развитию целевого  кредитования предприятий под  расчеты за поставленную продукцию  (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. Будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).

- увеличен объем государственной  поддержки экспорта промышленной  продукции (до 6 млрд. руб.).

- государственный спрос  на продукцию и услуги российских  предприятий будет также поддерживаться  через реализацию запланированных  инвестиционных проектов в сфере  транспорта, телекоммуникаций и  т.д.,

- будет обеспечена поддержка  приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую  модернизацию обрабатывающих отраслей  промышленности, способных обеспечить  конкурентоспособность российской  экономики на этапе посткризисного  роста.

2 Поддержка отдельных отраслей экономики:

- кроме системных мер,  направленных на поддержку всех  отраслей экономики, Правительство  реализует меры, направленные на  недопущение необратимых кризисных  явлений в отдельных секторах  экономики, имеющих значительный  мультипликативный эффект на  развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных  с точки зрения продовольственной  безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный  комплекс), ключевых с позиции  обеспечения обороноспособности  страны (ОПК), обеспечивающих основу  для функционирования экономики  в целом (ТЭК, транспорт).

- выделено 17 млрд. рублей  на возмещение ставки рефинансирования  Банка России по кредитам, полученным  в российских кредитных организациях  предприятиями АПК.

- в целях стимулирования  спроса на продукцию автомобилестроения  будет субсидироваться 2/3 ставки  рефинансирования по 3-х летним  потребительским кредитам на  приобретение легковых автомобилей,  произведенных на территории  России (2 млрд. руб.). Также будет  выделена субсидия ОАО «Российские  железные дороги» на расходы  по транспортировке отечественных  автомобилей в регионы Дальнего  Востока. (2 млрд. руб.).

- правительство будет  субсидировать часть процентных  ставок российским организациям  автомобилестроения и транспортного  машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение. (2,5 млрд. руб.).

- сроки уплаты сумм  основного долга предприятий  отрасли перед внебюджетными  фондами в 2009-2015 годах будут  перенесены на 2011-2017 годы.

- до 19 млрд. рублей будет  направлено на субсидии организациям  ОПК и 100 млрд. рублей для развития  производства стратегических организаций  ОПК.

- для поддержки закупки  авиаперевозчиками современной  авиатехники авиакомпаниям будет  предоставлена отсрочка уплаты  таможенных платежей на срок  до 6 месяцев в отношении ввозимых  иностранных воздушных судов  и комплектующих к ним (в  том числе двигателей) с освобождением  от необходимости внесения обеспечения  по их уплате.

- увеличен размер возмещения  из средств федерального бюджета  части затрат на уплату лизинговых  платежей за воздушные суда  российского производства, получаемые  российскими лизинговым компаниями  по договорам лизинга, до трех  четвертей подлежащих возмещению  сумм.

- правительство поддержит  сектор железнодорожных перевозок.  На поддержку ОАО «РЖД» в  2009 году будет выделено 110 млрд. рублей.

- будет оказана поддержка  ипотечным заемщикам, имеющим  право на получение материнского  капитала. Потенциально таким правом  могут воспользоваться порядка  88 тыс. семей, и на эти цели  будет направлено 26,3 млрд. рублей  из средств федерального бюджета.

- в сфере поддержки  лесопромышленного комплекса - кредитная  поддержка завершения строительства  объектов, включенных в перечень  приоритетных инвестиционных проектов  в области освоения лесов, выделено 325 млн. руб. на субсидирование  процентных ставок по кредитам.

- в сфере металлургического  производства принят ряд решений  в области таможенно-тарифного  регулирования, поддерживающий экспорт  продукции цветной металлургии  и обеспечивающий защиту отечественных  производителей черных металлов  на внутреннем рынке. Система  антикризисных действий в этой  отрасли будет связана с поддержкой  экспорта и стимулированием внутреннего  спроса со стороны строительной  отрасли, машиностроения и ТЭК. [18,С.25]

Глава 3 Перспективы развития инвестиционной политики в РФ

На современном сложном  переходном этапе российской экономики  производственный и экономический  потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный  хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

Переход России к рыночной модели ведения хозяйства непосредственно  связан с формированием новой  идеологии инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс  практически монопольно регламентировался  и осуществлялся государством. В  современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают  частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и  специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и  т.д.

Информация о работе Инвестиционный кризис и сдвиги отраслевой структуры