Инвестиционный кризис и сдвиги отраслевой структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть инструменты и механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности и преодоления инвестиционного кризиса на примере России. Задачи курсовой работы:
-рассмотреть понятие инвестиций и инвестиционной деятельности,
-рассмотреть основные механизмы формирования инвестиций и их регулирования в российской экономике,
-дать характеристику современному законодательству о регулировании инвестиционной деятельности,
-предложить основные направления улучшения инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиций 4
1.1 Инвестиции: сущность, роль, виды и источники 4
1.2 Инвестиции в основной капитал 10
1.3 Сдвиги в отраслевой структуре инвестиций 14
Глава 2 Значение инвестиций для развития экономики России 16
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России 16
2.2 Промышленный потенциал: оценка и прогноз. Пути выхода экономики России из экономического кризиса 18
Глава 3 Перспективы развития инвестиционной политики в РФ 23
3.1 Основные направления развития инвестиционной политики 24
3.2 Федеральная адресная инвестиционная программа на 2013 г. 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Инвестиционный кризис и сдвиги в отраслевых структурах.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

Первоосновой инвестиционной деятельности являются финансы, которые  как субъект управления являются достаточно сложным объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора - интеллектуальных способностей участников данного процесса.

Эффект результатов инвестирования проявляется через определенное, зачастую весьма продолжительное время, что в значительной степени усложняет  прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

Необходимыми и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночной экономике  являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный  капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в  прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Обеспечиваются эти условия  через инвестиционную политику государства.

3.1 Основные направления  развития инвестиционной политики

Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капитальных вложений в экономику  страны и в отдельные ее сферы  и отрасли, повышению инвестиционной активности всех участников воспроизводственной  деятельности: населения, предпринимателей, государства.

Главные задачи инвестиционной политики:

а) расширение объема и повышение  эффективности инвестиций за счет совершенствования  их структуры;

б) превращение государственных  инвестиций в средство повышения  инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной  трансформацией экономики.

Инструментами проведения общегосударственной  инвестиционной политики являются:

- инвестиционный план  страны;

- бюджет развития, как  часть федерального бюджета;

- методические материалы  по оценке эффективности инвестиционных  проектов.

С учетом необходимости преодоления  дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путем  развития многообразных форм  собственности, повышение роли  внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка  предприятий за счет централизованных  инвестиций;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственное финансирование  инвестиционных проектов производственного  назначения строго в соответствии  с федеральными целевыми программами  и исключительно на конкурентной  основе;

- усиление государственного  контроля за целевым расходованием  средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

- значительное расширение  практики совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов. [5, С.25]

На данный момент среди  основных направлений инвестиционной плитики РФ можно выделить следующие:

- двустороннее экономическое  сотрудничество со странами дальнего  зарубежья;

- содействие реализации  инвестиционных проектов;

- двустороннее инвестиционное  сотрудничество со странами мира;

- анализ и координация  инвестиционных проектов, требующих  господдержки;

- инвестиции в сфере  деятельности субъектов естественных  монополий;

- консультативный совет  по иностранным инвестициям в  России (КСИИ);

- реализация Федеральной  адресной инвестиционной программы;

- совершенствование инвестиционного  законодательства;

- создание договорно-правовой  базы для развития инвестиционного  сотрудничества;

- международное инвестиционное  сотрудничество. [19,С.25]

Вопросы повышения инвестиционной активности являются сегодня и в  обозримой перспективе главными в экономической политике российского  государства. На всех уровнях управления ясно понимают, что без инвестиций невозможны структурная перестройка  народного хозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.

С развитием экономики  рыночных отношений в России все  большее значение приобретает решение  вопросов инвестиционной политики на всех уровнях и во всем многообразии проявления проблем финансирования реальных проектов - начиная от уровня местной администрации и кончая федеральными властями, - затрагивая как макроэкономические, так и технические, социальные, экологические, финансовые, организационные, правовые аспекты реализации инвестиционных проектов.

3.2 Федеральная адресная инвестиционная программа на 2013 г.

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее – ФАИП) на 2013 год  и плановый период 2014 и 2015 годов была сформирована Минэкономразвития России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2013 – 2015 годах» (28 июня 2012 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта  федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период», проектом федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной  адресной инвестиционной программы» и  другими нормативными правовыми  актами.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме  капитальных вложений», ФАИП на 2013 год  и на плановый период 2014 и 2015 годов  была утверждена Министром экономического развития Российской Федерации 14 января 2013 года.

По состоянию на начало 2013 года на строительство, реконструкцию, техническое  перевооружение и приобретение объектов, а также реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) (далее – объекты), включенных в  ФАИП, с учетом специальных работ, входящих в государственный оборонный  заказ, были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 869,5 млрд. рублей, что на 41,9 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на начало 2012 года.

В течение первых 4 месяцев 2013 года в ФАИП был внесен ряд изменений, в результате чего объем бюджетных  ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, увеличился почти на 0,9 млрд. рублей и составил 870,4 млрд. рублей.

В том числе бюджетные инвестиции на финансирование объектов федеральной  собственности и открытых акционерных  обществ составляют 765,5 млрд. рублей, субсидии – 104,9 млрд. рублей.

В составе средств, предусмотренных  на реализацию ФАИП в 2013 году, на финансирование объектов, включенных в федеральные  целевые программы (далее – программная  часть), предусмотрены средства в  размере 572,1 млрд. рублей (65,7% от общего объема ФАИП).

На строительство объектов, не включенных в федеральные целевые программы (далее – внепрограммная часть), в 2013 году предусмотрены средства в  размере 298,3 млрд. рублей, что составляет 34,3% от общего объема ФАИП.

В том числе на финансирование работ, входящих в государственный оборонный  заказ, предусмотрены средства в  размере 203,9 млрд. рублей.

По объектам ФАИП (без учета специальных  работ, входящих в государственный  оборонный заказ), по которым Федеральной  службой государственной статистики ведется наблюдение, уровень финансирования бюджетных ассигнований, предусмотренных  на реализацию ФАИП, в январе-апреле 2013 года составил 217 432,7 млн. рублей или 35,7% от общего объема средств, предусмотренного на год (для сравнения, за период январь – апрель 2012 года бюджетные ассигнования, по данным Росстата, были профинансированы на 29,6%).

Кроме того, в отчетном периоде  осуществлялось финансирование строительства  объектов собственности субъектов  Российской Федерации и муниципальной  собственности  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на общую сумму 4 382,2 млн. рублей, что составляет порядка 28,6% от общего объема средств за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренного на год.

Финансирование объектов ФАИП за счет прочих источников составило 1 099,1 млн. рублей, или порядка 8,4% от общего объема средств за счет прочих источников, предусмотренного на год.

Использование средств в январе-апреле текущего года за счет всех источников финансирования составило 61 248,9млн. рублей, или 9,6% от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, что  также несколько выше, чем в  предыдущем году (для сравнения, за период январь – апрель 2012 года бюджетные  ассигнования, по данным Росстата, были использованы на  8,3%).

Заключение

В работе был рассмотрен как теоретический материал об инвестициях, так и аналитический по инвестиционному  процессу, промышленному потенциалу в России. Кроме того, выделены основные направления развития инвестиционной политики в РФ, сделан акцент на Федеральную  адресную инвестиционную программу  на 2013 г.

Считаю, что инвестиции в  России - это весьма актуальная тема для нашего государства, особенно в  свете мировых событий в экономике.

В экономике России сложилась  непростая ситуация, когда амбициозные  задачи поддержания высоких темпов экономического роста, диверсификации производства и повышение конкурентоспособности  отечественных товаров пока не могут  быть в полной мере подкреплены соответствующей  динамикой инвестиций. Сегодня требуются  устойчивые долгосрочные темпы прироста инвестиций в основной капитал с  тем, чтобы не просто восстановить необходимый  их запас в экономике, но и провести их всеобъемлющую модернизацию, обеспечив  возможности выпуска конкурентоспособной  отечественной продукции. Необходима четкая экономическая политика активного  стимулирования инвестиционного процесса и координация усилий государства  и бизнеса в реализации поставленной цели с жестко определенными взаимными  обязательствами и конкретными  результатами, которые, должны быть получены в итоге совместных действий.

Россия остро нуждается  в фондах финансирования для своих  инфраструктурных проектов. Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7-10 лет ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. Долларов. А в связи с  проведением в Сочи зимних Олимпийских  Игр 2014 года, уже сегодня значительные иностранные инвестиции начали поступать  в нашу страну.

В настоящее время важным фактором ускорения экономического роста становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области  усиления предпринимательской активности, улучшения инвестиционного климата.

Фактором повышения инвестиционной ответственности институтов государства  должно стать внесение изменений  в бюджетное законодательство в  целях обеспечения обязательности выплат, использующихся для финансирования социальных мероприятий.

Решению региональных проблем  во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного  мониторинга инвестиционного климата  регионов. При нынешнем положении  дел невозможно дать его однозначную  оценку и постоянно отслеживать  динамику.

Одним из главных направлений  политики в области привлечения  иностранных инвестиций и регулирования  их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, ориентация на создание новых рабочих  мест.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы  обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе  мы можем рассчитывать на изменение  ситуации в российской экономике.

Библиографический список

1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под  ред. А.В. Сидорковича - М.: Дело  и сервис, 207.-464 с.

2. Бланк И.А. Управление  инвестициями предприятия. - Киев: Эльга;  Ника - Центр, 2007.- 480 с

3. Виленский П.Л., Лившиц  В.Н., Смоляк С.А. Оценка

эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2007. - 888 с.

4.Григорьев Л. Инвестиционный  процесс: накопленные проблемы  и интересы // Вопросы экономики. - 2008. - №4. - с.46.

5. Зимин А.И. Инвестиции. Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция,2006. - 256 с.

6. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. М.: Феникс, 2007. - 352с.

7.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А.  Слепова.- М.: Экономист, 2006. - 478 с.

8.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А.Слепова. - М.: Юрист, 2007. - 480 с.

9. Инвестиции: Учебник /под  ред. В.В. Ковалева,В.В. Иванова,  В.А. Лялина. - М.: Проспект, 2008.-440 с.

10. Краткий политический  словарь, 1990

11. Лисин В. Инвестиционные  процессы в российской экономике// Вопросы экономики. - 2007. -№6.- с.52

12. Макроэкономика. Теория  и российская практика: учебник. - 2-е изд., перер. и доп./ под ред.  А.Г. Грязновой и Н.Н. Думноой, - М.: Крокус, 2006.-688с.

13.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Инвестиции: Учебное пособие.- М.: ИНФ-М, 2008. - 176 с.

14.Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.

 


Информация о работе Инвестиционный кризис и сдвиги отраслевой структуры