Инвестиционный кризис в Российской экономике и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — экономические отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности.
Предмет курсовой работы — характер причин и способы преодоления инвестиционного кризиса.
Цель курсовой работы — рассмотреть инструменты и механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности и преодоления инвестиционного кризиса на примере России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиций
1.1 Инвестиции: сущность, роль, виды и источники
1.2 Инвестиции в основной капитал
Глава 2. Значение инвестиций для развития экономики России
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России
2.2 Промышленный потенциал: оценка и прогноз. Пути выхода экономики России из экономического кризиса
Глава 3. Перспективы развития инвестиционной политики в РФ
3.1 Основные направления развития инвестиционной политики
3.2 Федеральная адресная инвестиционная программа на 2009 г.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

- будет обеспечена  поддержка приоритетных инвестиционных  проектов, направленных на технологическую  модернизацию обрабатывающих отраслей  промышленности, способных обеспечить  конкурентоспособность российской  экономики на этапе посткризисного роста.

2 Поддержка отдельных  отраслей экономики: 

- кроме системных мер,  направленных на поддержку всех  отраслей экономики, Правительство  реализует меры, направленные на  недопущение необратимых кризисных  явлений в отдельных секторах  экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

- выделено 17 млрд. рублей  на возмещение ставки рефинансирования  Банка России по кредитам, полученным  в российских кредитных организациях предприятиями АПК.

- в целях стимулирования  спроса на продукцию автомобилестроения  будет субсидироваться 2/3 ставки  рефинансирования по 3-х летним  потребительским кредитам на  приобретение легковых автомобилей,  произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также будет выделена субсидия ОАО «Российские железные дороги» на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд. руб.).

- правительство будет  субсидировать часть процентных  ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение. (2,5 млрд. руб.).

- сроки уплаты сумм  основного долга предприятий  отрасли перед внебюджетными фондами в 2009-2015 годах будут перенесены на 2011-2017 годы.

- до 19 млрд. рублей будет  направлено на субсидии организациям  ОПК и 100 млрд. рублей для развития  производства стратегических организаций  ОПК. 

- для поддержки закупки  авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

- увеличен размер возмещения  из средств федерального бюджета  части затрат на уплату лизинговых  платежей за воздушные суда  российского производства, получаемые  российскими лизинговым компаниями  по договорам лизинга, до трех  четвертей подлежащих возмещению сумм.

- правительство поддержит  сектор железнодорожных перевозок.  На поддержку ОАО «РЖД» в  2009 году будет выделено 110 млрд. рублей.

- будет оказана поддержка  ипотечным заемщикам, имеющим  право на получение материнского  капитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

- в сфере поддержки  лесопромышленного комплекса –  кредитная поддержка завершения  строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам.

- в сфере металлургического  производства принят ряд решений  в области таможенно-тарифного  регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли будет связана с поддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и ТЭК. [18]

 

Глава 3 Перспективы  развития инвестиционной политики в  РФ

 

На современном сложном  переходном этапе российской экономики  производственный и экономический  потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

Переход России к рыночной модели ведения хозяйства непосредственно  связан с формированием новой идеологии инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. В современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

Первоосновой инвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект управления являются достаточно сложным объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора – интеллектуальных способностей участников данного процесса.

Эффект результатов  инвестирования проявляется через  определенное, зачастую весьма продолжительное  время, что в значительной степени усложняет прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

Необходимыми и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночной экономике  являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Обеспечиваются эти  условия через инвестиционную политику государства.

 

3.1 Основные  направления развития инвестиционной  политики

 

Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех участников воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.

Главные задачи инвестиционной политики:

а) расширение объема и  повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;

б) превращение государственных  инвестиций в средство повышения  инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Инструментами проведения общегосударственной инвестиционной политики являются:

- инвестиционный план  страны;

- бюджет развития, как  часть федерального бюджета;

- методические материалы  по оценке эффективности инвестиционных проектов.

С учетом необходимости  преодоления дальнейшего спада  производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательная  децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная  поддержка предприятий за счет  централизованных инвестиций;

- размещение  ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных  проектов производственного назначения  строго в соответствии с федеральными  целевыми программами и исключительно  на конкурентной основе;

- усиление государственного  контроля за целевым расходованием  средств федерального бюджета;

- совершенствование  нормативной базы в целях привлечения  иностранных инвестиций;

- значительное  расширение практики совместного  государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [5]

На данный момент среди  основных направлений инвестиционной плитики РФ можно выделить следующие:

- двустороннее экономическое  сотрудничество со странами дальнего  зарубежья;

- содействие реализации  инвестиционных проектов;

- двустороннее инвестиционное  сотрудничество со странами мира;

- анализ и координация  инвестиционных проектов, требующих  господдержки;

- инвестиции в сфере  деятельности субъектов естественных  монополий;

- консультативный совет  по иностранным инвестициям в России (КСИИ);

- реализация Федеральной  адресной инвестиционной программы;

- совершенствование инвестиционного  законодательства;

- создание договорно-правовой  базы для развития инвестиционного  сотрудничества;

- международное инвестиционное  сотрудничество. [19]

Вопросы повышения инвестиционной активности являются сегодня и в  обозримой перспективе главными в экономической политике российского  государства. На всех уровнях управления ясно понимают, что без инвестиций невозможны структурная перестройка  народного хозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.

С развитием экономики  рыночных отношений в России все  большее значение приобретает решение  вопросов инвестиционной политики на всех уровнях и во всем многообразии проявления проблем финансирования реальных проектов – начиная от уровня местной администрации и кончая федеральными властями, - затрагивая как макроэкономические, так и технические, социальные, экологические, финансовые, организационные, правовые аспекты реализации инвестиционных проектов.

 

3.2 Федеральная  адресная инвестиционная программа  (2011 г.)

Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации по федеральной адресной инвестиционной программе на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены  средства из федерального бюджета на приобретение жилых помещений для постоянного проживания сотрудников, имеющих специальные звания. В 2011 году ГФС России предусмотрены капитальные вложения в объеме 12604,0 тыс. рублей.

По состоянию на 31 октября 2011 г. приобретено четыре квартиры на общую сумму - 7050,35 тыс. рублей (были заключены государственные контракты: от 23 августа 2011 г. № 0173100012411000098 на поставку 3-х комнатной квартиры в г. Омске на сумму 2191,20 тыс. рублей; от 12 июля 2011 г. № 0173100012411000079 на поставку 2-х комнатной квартиры в г. Томске на сумму 1902,00 тыс. рублей; от 23 августа 2011 г. № 0173100012411000099 на поставку однокомнатной квартиры в г. Ставрополе на сумму 1106,75 тыс. рублей; от 19 сентября 2011 г. № 0173100012411000105 на поставку 3-х комнатной квартиры в г. Воронеже на сумму 1850,40 тыс. рублей). Произведена 100% оплата стоимости квартир.

Осуществляется подготовка к проведению в ноябре 2011 года открытых аукционов в электронной форме  по закупке трех 2-х комнатных  квартир в Ставропольском крае на сумму 4714,20 тыс. рублей.

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» ГФС России выделены на 2011 год бюджетные ассигнования в размере 9178,00 тыс. руб. на выплату единовременной субсидии для приобретения жилых помещений федеральным государственным гражданским служащим, работающим в ГФС России. Указанные средства распределены семерым государственным служащим, шестеро из которых в текущем году реализовали выделенную им субсидию и приобрели жилые помещения [22]

.

 

 

Заключение

 

В работе был рассмотрен как теоретический материал об инвестициях, так и аналитический по инвестиционному  процессу, промышленному потенциалу в России. Кроме того, выделены основные направления развития инвестиционной политики в РФ, сделан акцент на Федеральную адресную инвестиционную программу на 2011 г.

Считаю, что инвестиции в России – это весьма актуальная тема для нашего государства, особенно в свете мировых событий в экономике.

В экономике России сложилась  непростая ситуация, когда амбициозные  задачи поддержания высоких темпов экономического роста, диверсификации производства и повышение конкурентоспособности  отечественных товаров пока не могут  быть в полной мере подкреплены соответствующей динамикой инвестиций. Сегодня требуются устойчивые долгосрочные темпы прироста инвестиций в основной капитал с тем, чтобы не просто восстановить необходимый их запас в экономике, но и провести их всеобъемлющую модернизацию, обеспечив возможности выпуска конкурентоспособной отечественной продукции. Необходима четкая экономическая политика активного стимулирования инвестиционного процесса и координация усилий государства и бизнеса в реализации поставленной цели с жестко определенными взаимными обязательствами и конкретными результатами, которые, должны быть получены в итоге совместных действий.

Россия остро нуждается  в фондах финансирования для своих  инфраструктурных проектов. Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. Долларов. А в связи с проведением в Сочи зимних Олимпийских Игр 2014 года, уже сегодня значительные иностранные инвестиции начали поступать в нашу страну.

В настоящее время  важным фактором ускорения экономического роста становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области  усиления предпринимательской активности, улучшения инвестиционного климата.

Информация о работе Инвестиционный кризис в Российской экономике и пути его преодоления