История развития предпринимательства хеджирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Реальные предпосылки к предпринимательству в России появи-лись в ХVП-ХVШ вв. Реформы 1861 г. создали определенные усло-вия для функционирования частного предпринимательства путем об-разования рынка рабочей силы, акционерных обществ и финансово-кредитных предприятий. Опорой предпринимательства и рыночного хозяйствования являлись административно-государственные методы. Государство сохраняло за собой надзор и осуществляло направ-ленную регламентацию предпринимательских действий.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

История развития коммерческого

предпринимательства в  России

В становлении коммерческой деятельности торговых предприя-тий нельзя не учитывать традиции российского предпринимательст-ва, о возрождении которого сейчас много говорят. Необходимо рас-смотреть формы и этапы его развития.

Реальные предпосылки к предпринимательству  в России появи-лись в ХVП-ХVШ вв. Реформы 1861 г. создали определенные усло-вия для функционирования частного предпринимательства путем об-разования рынка рабочей силы, акционерных обществ и финансово-кредитных предприятий. Опорой предпринимательства и рыночного хозяйствования являлись административно-государственные методы. Государство сохраняло за собой надзор и осуществляло направ-ленную регламентацию предпринимательских действий. Оно опира-лось на развитую финансовую систему во главе с Госбанком. Прояв-лялась жесткая система подчиненности предпринимательской дея-тельности в целях стабилизации и развития российской экономики. При этом сдерживались проявления в погоне за прибылью.

Российское предпринимательство  в этот период формировалось главным  образом путем вытеснения крепостного  вотчинно-дворян-ского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий фирмами разного рода деятельности. В соответствии с российским законодательством организационными формами предпринимательства являлись единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые, частно-коллективные). Участники торгового дома (товарищи) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т. е. несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участники акционерного общества (акционеры) и участники товарищества на паях (пайщики) -неполную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Для того чтобы стать участником торгового дома, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение предприятий акционерно-паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялись только с разрешения правительства на основе законодательных актов. Что касается ак-ционерных обществ и товариществ на паях, то они представляли со-бой два пути перехода от единоличного владения и предприниматель-ства к коллективному. В первом случае мобилизовывался капитал заинтересованных лиц и на этой основе открывалось новое предпри-ятие, во втором - пайщики руководствовались мотивами расширения и укрупнения «общественного бизнеса». Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, чтобы сохранить решающую роль в фирме за ее прежними владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные това-рищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо товари-щей, несших полную ответственность за дела фирмы, участниками торгового дома были также лица, отвечавшие только в пределах сво-его вклада.

В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные об-щества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерно-паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вме-сте Уд всей промышленной продукции. Наиболее доходным был ак-ционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлоп-чато-бумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были золотоплатиновые, металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функци-онирующим акционерным фирмам в 1901—1905 гг. относились стра-ховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доход которых достигал 8,9-14,6%. Иностранный капитал активно инвестировался и играл сущест-венную роль в экономике России. Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую про-мышленность, ориентируясь прежде всего на развитие внутреннего рынка. Они реинвестировали значительную часть полученной в нашей стране прибыли.

Послеоктябрьский период, включая  этап военного коммунизма, характеризуется  антирыночной экономикой, насаждающей  директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Следует  отметить, что, несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось  полностью разрушить рынок со всеми его атрибутами. На протяжении долгого времени действовали, хотя и в искаженном виде, банковский механизм, денежная система, предприятия  совместного капитала. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства  вне закона крайне сузили возможности  рынка. Антирыночные тенденции в  наибольшей мере проявлялись в сфере  непосредственного производства и  распределения, в меньшей - в сфере  обмена и потребления.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономиче-ской политике (нэп), основанной на частно-предпринимательской деятельности и рыночных принципах хозяйствования, был, во-пер-вых, непоследовательным, во-вторых, рассматривался как вынужден-ная мера.

Временное отступление от антипредпринимательской  политики военного коммунизма было сопряжено  с определенными труд-ностями, поскольку речь шла о пересмотре устоявшихся представ-лений и преодолении администрирования в экономике страны. Государственные предприятия перестали финансироваться из го-сударственного бюджета, изымались дотации, закрывались неэф-фективные производства, в промышленности наметился переход к трестам — объединениям однотипных предприятий. Тресты рас-сматривались как государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляло самостоятельность в произ-водстве продукции согласно утвержденному для каждого из них ус-таву. Они действовали на коммерческих началах в целях извлечения прибыли.

Произошло некоторое оживление  малого бизнеса, в том числе единоличного, что способствовало активизации  предпринимательства. Относительно быстро происходило становление частного пред-принимательства в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, хотя в этих отраслях далеко не все ограничения были сняты. По-прежнему ограничивался ассортимент товаров, необходимых для купли-продажи. Действовала монополия внешней торговли, а под видом государственного регулирования предпринимательства наделе нередко осуществлялся контроль с позиций «классового пролетар-ского подхода». Несмотря на это частным сектором производилось почти 90% продукции местной промышленности.

В период нэпа активно возрождались биржи и ярмарки. С декаб-ря 1921 г. в Москве начала действовать Центральная товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось около 70 бирж, на которые приходилась значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в бир-жевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государст-венным структурам. Они охватывали 80% биржевых продаж. Госу-дарство не только поддерживало и сохраняло сложившиеся позиции в оптовой торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.

Особенно медленно шел процесс  становления кредитно-банков-ской системы, построенной на принципах коммерческо-денежного обращения. К осени 1923 г. в стране было создано два частных ком-мерческих банка и около 40 обществ взаимного кредита. Сумма баланса этих учреждений на 1 сентября 1923 г. составляла лишь 3% от общего баланса всех государственных кредитных структур во главе с Госбанком.

Что касается привлечения иностранных  инвестиций в период нэпа, то они  имели значительные ограничения  как по целевому при-ложению, так и по объему вложений капитала. Зарубежные предпри-ниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в со-ветскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограничен-ные капиталы направлялись в сферу торговли в расчете на быстрый оборот, прибыль и минимальный риск. Вместе с тем Советское госу-дарство сдерживало заключение договоров по поступающим от ино-странных предпринимателей предложений на концессию (эксплуа-тацию природных ресурсов).

Таким образом, в период нэпа, вызванного экономическим кри-зисом в России, были предприняты меры к оживлению и становле-нию частно-предпринимательской деятельности. В то же время новая экономическая политика рассматривалась как вынужденное и временное отступление от курса, установленного правительством страны, на преодоление частной собственности и рыночной органи-зации хозяйства.

Хозяйственная реформа, проводимая в 1965 г., выдвинула новые методы планирования и экономического стимулирования предпри-ятий промышленных отраслей. Они предусматривали внедрение хо-зяйственного расчета, более полное использование потенциала ра-ботников, широкое участие коллективов в результатах своего труда, усиление материальной заинтересованности участников производст-ва. К числу факторов, определяющих деятельность предприятий, от-носились: переход от распределительной системы выпускаемой про-дукции к оптовой торговле, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование фондов стимулирования, введение штрафных санкций за неиспользуемое (неустановленное) технологическое оборудование, сокращение директив, спускаемых предприятиям вышестоящими органами. Эти и другие мероприятия, направленные на хозяйственные перемены, способствовали опреде-ленной активизации деятельности предприятий. Однако, как показала практика, в результате неадекватных экономических возможностей предприятий выдвинутая реформа оказалась не в состоянии вы-полнить возложенные на нее задачи, и поэтому она не получила раз-вития.

В результате осуществляемого в 1991 г. перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным принятием основопо-лагающих документов и регламентирующих актов в России стала раз-виваться предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпри-нимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости.

Переход к рыночной экономике не мог быть простым и безболезненным. Решить весь комплекс проблем, причем достаточно в короткие сроки, практически  не представлялось возможным. В торговле сказывались пережитки прошлого, усугубляемые трудностями переходного  периода. Для того чтобы лучше  понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, необходимо знать особенности функционирования торговых предприятий в условиях административно-командной и рыночной системы (табл.). Для рыночной системы  характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли. Становление частной собственности  наряду с развитием торговли создает  основу для рынка товаров и  рыночных отношений.

Таблица 1

Особенности функционирования торговых предприятий В условиях административно-командной системы

В условиях рыночной системы 

Торговые предприятия - госу-дарственная собственность

Торговые предприятия различных  форм собственности, обладающие свободной  хозяйственной деятельностью

Монополия в сфере производства и сбыта товаров 

Рыночные отношения и конкуренция  в сфере производства и реализации товаров 

Директивно-централизованное распределение  и поставка товаров 

Поставка и реализация товаров  в соответствии со спросом покупа-телей на товары

Ограничение товарной политики дефицитом  товаров 

Ориентация товарной политики на спрос и предложение

Организационно-распорядительное управление торговым процессом 

Рыночное системообразующее управление торговым процессом 

Централизованное воздействие  и манипулирование ценами на товары

Формирование и регулирование  цен на товары посредством механизма  рыночного ценообразования

Прибыль - результат ценовых манипуляций  на продаваемые

товары 

Прибыль -результат предпринимательской и коммерческой деятельности


 

Помимо коммерческих и  производственных процессов, в торговле выполняются так называемые дополнительные торговые услуги, поскольку осуществление купли-продажи товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. В цивилизованной торговле дополнительные услуги становятся все более доминирующими (доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и др.).

    Торговые услуги  в зависимости от того звена  сферы товарного обращения, где они оказываются покупателям, можно подразделить на два вида:

        услуги, оказываемые оптовыми организациями  и предприятиями своим клиентам (оптовые торговые услуги);

        услуги, оказываемые покупателям  в магазинах.

    Первый вид  услуг связан с процессом оптовой  продажи товаров. Состав и виды оптовых торговых услуг могут быть самыми разнообразными (хранение товаров, подсортировка, фасовка, упаковка, транспортировка и др.).

    Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно подразделить на три вида:

        связанные с покупкой товара (прием предварительных заказов на товары, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателя и др.);

        связанные  с оказанием помощи покупателям  при использовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей, мелкая переделка и подгонка готового платья и др.);

        связанные  с созданием благоприятной обстановки  для посещения магазина (организация кафетерия, стоянки для автомашин и др.).

функциональные службы фирмы: маркетинг, производство, НИОКР, финансы  и т. д.

Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику.

 

Основой торгового бизнеса  является коммерческая деятельность, и коммерсант, следовательно, является ключевой фигурой в торговом процессе. Профессиональное ценнейшее качество коммерсанта - умение заключать честные  и взаимовыгодные сделки. Это качество напрямую зависит от личностных и  профессиональных свойств коммерсанта.

 

С точки зрения профессиональных требований коммерсант должен иметь  достаточно глубокие и широкие специальные  познания и навыки в вопросах:

 

·   закупки и продажи  товаров, включая внешнеэкономические  операции;

 

·   маркетинга;

 

·   управления и права;

 

·   бухгалтерского учета;

 

·   финансирования и  налогообложения.

Информация о работе История развития предпринимательства хеджирование