История российских денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

В дореволюционной России денежная система развивалась от биметаллизма и серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму.
После 1917 года денежная система СССР была сформирована в результате проведения денежной реформы 1922-1924 годов. Денежной единицей стал банковский билет – червонец -10 руб. с 1924 года начался выпуск наряду с банкнотами, казначейских билетов, которые не обеспечивались золотом.

Содержание работы

Введение
1 Возникновение денег на Руси
2 Состояние денежной системы с XVII – XIX вв
2.1 Денежная реформа Петра I
2.2 Реформа Екатериной II
2.3 Денежная реформа Канкрина
2.4 Денежная реформа Витте
3 Состояние денежной системы в XX в
3.1 Денежная политика Советской власти
3.2 Денежные реформы 1947 и 1961 годов
3.3 Деньги в постперестроечной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История российских денег.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Реформа задумывалась в  первую очередь как антиинфляционная мера, направленная против различного рода злоупотреблений, хищений и спекуляций. Вторым по значимости аспектом реформы был пропагандистский: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны населения должна была означать ликвидацию жесткого распределения продуктов и продемонстрировать силу и выносливость советской экономики.

Реформа готовилась в  обстановке строжайшей секретности, однако информация о её подготовке всё же просочилась в народ, началась предреформенная  лихорадка.

13 декабря в «Известиях»  было опубликовано постановление  Совета министров СССР и ЦК  ВКП (б) № 3866 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной  реформы и отмене карточек  на продовольственные и промышленные  товары».

Его основные положения  сводились к следующему:

  1. Были выпущены новые деньги образца 1947 года. Все старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета.
  2. Обмен наличных денег предполагалось провести в течении недели, начиная с 16 декабря. Только в отдалённых районах период обмена мог быть увеличен до двух недель;
  3. В течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами, но из расчёта одной десятой их нарицательной стоимости.
  4. Была разработана сложная система переоценки вкладов в сбербанках: вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т.е. переоценивались рубль в рубль, а свыше 3 тыс. руб. действовала сложная система градаций вкладов, состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле стоил каждый рубль по отношению к новому.

Одновременно с проведением  денежной реформы с 16 декабря была отменена карточная система снабжения  продовольственными и промышленными  товарами, отменены коммерческие цены и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Причём, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10% по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения.

Вслед за объявлением  о денежной реформе и отмене карточной  системы выходит постановление  Совета министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 года «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались такие например, предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макаронные изделия – 1 кг; мясо и мясопродукты – 1 кг; колбасные изделия и копчёности – 0,5 кг; сметана – 0,5 кг; молоко – 1 л; сахар – 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани 6 м; нитки на катушках – 1 катушка; чулки - носки – 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая – по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное – 1 кусок; спички – 2 коробка; керосин – 2 литра и т.д.

Указанные нормы распространялись также на кооперативную торговлю в сельских местностях. Большая часть  установленных послевоенных норм действовала на протяжении десятилетия и была отменена только приказом Министерства торговли СССР № 306 от 13 августа 1958 года. Но на часть продуктов – хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и колбасы, сахар и животное масло и яйца нормы оставались до 1963 года, хотя и были пересмотрены в сторону увеличения. Ход реформы, а также её первые результаты находились под строжайшим контролем органов внутренних дел и госбезопасности. Свидетельства тому – ежедневный скрупулёзный сбор информации органами МВД и направление её в адрес руководителей страны. Всего с конца ноября 1947 года по январь 1948 года насчитывается 10 таких докладных записок. В них отражаются формы и методы злоупотреблений, связанных с реформой. В целом все злоупотребления делятся на две категории. Первая злоупотребления в торговой сети, которые, невзирая на разные формы, сводится к сокрытию товара от переучёта с целью продажи его на деньги нового образца и к изъятию товаров с внесением за них старых денег. Вторая – злоупотребления в финансовых органах, выразившиеся в основном в незаконном приёме денежных вкладов или их дроблении после установленного срока (14 декабря).

В ходе денежной реформы1961 года произошла фактическая деноминация  рубля. Находившиеся в обращении  денежные знаки обменивались в соотношении 1:10. Одновременно были уменьшены в десять раз цены на товары, на все виды доходов, на платёжные обязательства и т.д.

В условиях строгой централизации  и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения  связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а следовательно в снижении уровня жизни населения.

Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом  прямого планирования её величины и  темпов роста. Так, путём составления  кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам.

В кассовом плане Госбанка СССР устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и  на конец планируемого периода, что  позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.

Степень обеспечения  наличных денег товарами и платными услугами в планируемом периоде  устанавливали с помощью баланса  денежных доходов и расходов населения, формирование которых было связано  с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей её строгой централизации и жёстком контроле за выполнением указанных планов не была совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.

 

 

3.3 Деньги в постперестроечной России

 

 

Переход от административно-командной  системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.

Денежная система Российской Федерации после распада Советского Союза функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апре6ля 1995 года, определившем её правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение  между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющим  законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами крупных учреждений, находящихся на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и  монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет; при обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги(в  виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на банк России возложены следующие обязанности:

  1. Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  2. Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
  3. Определение признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожения;
  4. Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода  существования действительных золотых  денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового  обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц  на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных  управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину, исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения, Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

    1. необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
    2. обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
    3. поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
    4. сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются  в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего  право ЦБР подкреплять оборотную  кассу за счёт резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдаётся Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного правительством РФ,

Все вопросы, связанные  с организацией и регулированием безналичных расчётов, устанавливаются  Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов. В его обязанности входит лицензирование расчётных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчётов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платёжных документов для безналичных расчётов используются платёжные поручения, расчётные чеки, аккредитивы, платёжные требования-поручения и другие платёжные документы, утверждённые банком России.

В связи с тем что  российская денежная единица – рубль  по закону не связана с денежным металлом (золотом) фиксированный масштаб  цен отсутствует. Официальный масштаб  цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Банк России, наделённый исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реформирование административно-командной  системы показало, что чем сильнее  она внедрена в экономику, тем  труднее идёт процесс перехода к рынку. Это в полной мере относится к Российской Федерации. Где за 70 лет советской власти сложились экономические отношения в наибольшей степени отдалённые от рыночного хозяйства.

Финансовая (бюджетно-налоговая) политика тесно переплетается с  политикой кредитно-денежной и постоянно использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность финансовой политики заключается в том, что она как правило, целиком находится в прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения государственных органов, в то время, как кредитно0денежными мероприятиями обычно ведают так называемые денежные власти – учреждения типа Центрального банка.

Если доходы и расходы  правительства совпадают, то бюджет называется сбалансированным. Если доход государства превышает его расход, говорят о существовании профицита бюджета; в противном случае налицо дефицит бюджета. В условиях дефицита возникает вопрос о том, как покрыть разницу между доходами и расходами правительства. Сделать это можно тремя способами:

путём внешних и внутренних заимствований (за исключением прямых заимствований у собственного государственного банка),

продажи части принадлежащих  государству активов (напр., в ходе приватизации госпредприятий);

и, наконец, путём печатания денег.

Последний способ при  его активном использовании чреват развязыванием инфляционных процессов, поэтому считается нецивилизованным. Не случайно во многих странах прямое кредитование центральным банком правительства (а именно это и называется печатанием денег) запрещено по закону. Продажа государственных активов как способ финансирования бюджетного дефицита в странах с современной рыночной экономикой значимой роли не играет по той причине, что сама величина этих активов не является чрезмерной.

Поэтому основным инструментом покрытия дефицита являются государственные заимствования, осуществляемые в большинстве случаев при помощи выпуска на свободный рынок государственных д олговых обязательств.

Информация о работе История российских денег