Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:34, реферат
В дореволюционной России денежная система развивалась от биметаллизма и серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму.
После 1917 года денежная система СССР была сформирована в результате проведения денежной реформы 1922-1924 годов. Денежной единицей стал банковский билет – червонец -10 руб. с 1924 года начался выпуск наряду с банкнотами, казначейских билетов, которые не обеспечивались золотом.
Введение
1 Возникновение денег на Руси
2 Состояние денежной системы с XVII – XIX вв
2.1 Денежная реформа Петра I
2.2 Реформа Екатериной II
2.3 Денежная реформа Канкрина
2.4 Денежная реформа Витте
3 Состояние денежной системы в XX в
3.1 Денежная политика Советской власти
3.2 Денежные реформы 1947 и 1961 годов
3.3 Деньги в постперестроечной России
Заключение
Список использованной литературы
Реформа задумывалась в первую очередь как антиинфляционная мера, направленная против различного рода злоупотреблений, хищений и спекуляций. Вторым по значимости аспектом реформы был пропагандистский: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны населения должна была означать ликвидацию жесткого распределения продуктов и продемонстрировать силу и выносливость советской экономики.
Реформа готовилась в обстановке строжайшей секретности, однако информация о её подготовке всё же просочилась в народ, началась предреформенная лихорадка.
13 декабря в «Известиях»
было опубликовано
Его основные положения сводились к следующему:
Одновременно с проведением денежной реформы с 16 декабря была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменены коммерческие цены и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Причём, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10% по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения.
Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит постановление Совета министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 года «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались такие например, предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макаронные изделия – 1 кг; мясо и мясопродукты – 1 кг; колбасные изделия и копчёности – 0,5 кг; сметана – 0,5 кг; молоко – 1 л; сахар – 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани 6 м; нитки на катушках – 1 катушка; чулки - носки – 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая – по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное – 1 кусок; спички – 2 коробка; керосин – 2 литра и т.д.
Указанные нормы распространялись также на кооперативную торговлю в сельских местностях. Большая часть установленных послевоенных норм действовала на протяжении десятилетия и была отменена только приказом Министерства торговли СССР № 306 от 13 августа 1958 года. Но на часть продуктов – хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и колбасы, сахар и животное масло и яйца нормы оставались до 1963 года, хотя и были пересмотрены в сторону увеличения. Ход реформы, а также её первые результаты находились под строжайшим контролем органов внутренних дел и госбезопасности. Свидетельства тому – ежедневный скрупулёзный сбор информации органами МВД и направление её в адрес руководителей страны. Всего с конца ноября 1947 года по январь 1948 года насчитывается 10 таких докладных записок. В них отражаются формы и методы злоупотреблений, связанных с реформой. В целом все злоупотребления делятся на две категории. Первая злоупотребления в торговой сети, которые, невзирая на разные формы, сводится к сокрытию товара от переучёта с целью продажи его на деньги нового образца и к изъятию товаров с внесением за них старых денег. Вторая – злоупотребления в финансовых органах, выразившиеся в основном в незаконном приёме денежных вкладов или их дроблении после установленного срока (14 декабря).
В ходе денежной реформы1961
года произошла фактическая
В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а следовательно в снижении уровня жизни населения.
Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования её величины и темпов роста. Так, путём составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам.
В кассовом плане Госбанка СССР устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.
Степень обеспечения
наличных денег товарами и платными
услугами в планируемом периоде
устанавливали с помощью
3.3 Деньги в постперестроечной России
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.
Денежная система Российской
Федерации после распада
Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющим законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами крупных учреждений, находящихся на счетах Центрального банка.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет; при обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги(в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на банк России возложены следующие обязанности:
В отличие от периода
существования действительных золотых
денег при бумажно-кредитном
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину, исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения, Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
Наличные деньги выпускаются
в обращение на основе эмиссионного
разрешения – документа, дающего
право ЦБР подкреплять
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчётов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов. В его обязанности входит лицензирование расчётных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчётов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платёжных документов для безналичных расчётов используются платёжные поручения, расчётные чеки, аккредитивы, платёжные требования-поручения и другие платёжные документы, утверждённые банком России.
В связи с тем что
российская денежная единица – рубль
по закону не связана с денежным
металлом (золотом) фиксированный масштаб
цен отсутствует. Официальный масштаб
цен рубля устанавливается
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.
Банк России, наделённый исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформирование
Финансовая (бюджетно-налоговая) политика тесно переплетается с политикой кредитно-денежной и постоянно использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность финансовой политики заключается в том, что она как правило, целиком находится в прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения государственных органов, в то время, как кредитно0денежными мероприятиями обычно ведают так называемые денежные власти – учреждения типа Центрального банка.
Если доходы и расходы правительства совпадают, то бюджет называется сбалансированным. Если доход государства превышает его расход, говорят о существовании профицита бюджета; в противном случае налицо дефицит бюджета. В условиях дефицита возникает вопрос о том, как покрыть разницу между доходами и расходами правительства. Сделать это можно тремя способами:
путём внешних и внутренних заимствований (за исключением прямых заимствований у собственного государственного банка),
продажи части принадлежащих государству активов (напр., в ходе приватизации госпредприятий);
и, наконец, путём печатания денег.
Последний способ при
его активном использовании чреват
развязыванием инфляционных процессов,
поэтому считается
Поэтому основным инструментом покрытия дефицита являются государственные заимствования, осуществляемые в большинстве случаев при помощи выпуска на свободный рынок государственных д олговых обязательств.