Издержки производства в краткосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена издержкам производства и поведению предприятия в краткосрочном периоде.
Актуальность темы исследования. Одной из существенных особенностей экономики является ее затратный характер. Путь развития экономики ориентируется на неуклонный прирост затрат и сопровождается тенденциями к повышению издержек производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………...7
1.1 Сущность издержек…………………………………………………………...7
1.2 Постоянные, переменные, средние и предельные издержки……………..10
Глава 2. Поведение предприятия на рынке совершенной конкуренции……..18
2.1 Рынок совершенной конкуренции……………………………………….....18
2.2 Понятие предприятия как экономического субъекта. Место предприятия на РСК…………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Закон убывающей отдачи формулируется так: при последовательном добавлении переменного ресурса (например, труда) к постоянному (фиксированному) ресурсу фирмы (скажем, капиталу или земле), добавочный или предельный, продукт, приходящийся на каждую последующую единицу переменного ресурса, начиная с определённого момента, уменьшается. 6

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объёме производства образует общие издержки TC. Из графика видно, что для получения кривой общих издержек сумму постоянных издержек TFC необходимо прибавить к сумме переменных издержек TVC (рис.1).

Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма  издержек производимых им товаров или  услуг, но и средние издержки – это издержки, взвешенные по объёму производства, т.е. издержки на единицу выпускаемой продукции.7 При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой.

Средние издержки подразделяются на средние постоянные, средние переменные и средние общие.

Средние постоянные издержки AFC (average fixed costs-средняя установленная стоимость) – любого объёма продукции определяются путём деления совокупных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукции (Q), т.е.

 

AFC = TFC/Q.8 (1)

 

Так как величина постоянных издержек не зависит от объёма производства, то конфигурация кривой AFC имеет плавный нисходящий характер и свидетельствует о том, что с ростом объёма производства сумма постоянных издержек приходится на всё возрастающее количество единиц производимой продукции.

 

Рис. 2. Кривые средних издержек фирмы в краткосрочном периоде

 

Средние переменные издержки AVC (average variable costs-средняя переменная стоимость) – любого объёма продукции определяются путём деления совокупных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество (Q) произведенной продукции, т.е.

 

AVC = TVC/Q.9 (2)

 

Из рис.2. видно, что  средние переменные издержки сначала  снижаются, а затем растут. Здесь  также сказывается действие закона убывающей отдачи.

Средние общие  издержки ATC (average total costs-переменная общая стоимость) – любого объёма продукции рассчитываются путём деления общих издержек (TC) на соответствующее количество (Q) произведённого продукта, либо путём сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных (AVC) издержек того или иного объёма продукции, т.е.

 

ATC = TC/Q = TFC/Q + TVC/Q = AFC + AVC. 10 (3)

 

На рис.2. кривая средних  общих издержек получена путём сложения по вертикали величин средних  постоянных AFC и средних переменных издержек AVC. Кривые ATC и AVC имеют U-образную конфигурацию. Обе кривые в силу закона убывающей отдачи загибаются вверх при достаточно высоких объёмах производства. При увеличении числа занятых работников, когда постоянные факторы неизменны, производительность труда начинает падать, вызывая соответственно рост средних издержек.

Для понимания поведения  фирмы очень важна категория  переменных издержек.

Предельные  издержки MC (marginal costs-предельная стоимость) - это дополнительные, или добавочные издержки, возникшие в результате производства ещё одной дополнительной единицы продукта. Для каждой добавочной единицы продукта предельные издержки можно определить просто по изменению общих издержек, понесённых в результате производства этой единицы:

 

MC = изменение TC/ изменение Q.11 (4)

 

Если постоянные издержки не меняются, то предельные - это всегда предельные переменные издержки.

Предельные издержки показывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или  увеличением объёма производства Q. Поэтому сравнение MC с предельной выручкой (выручкой от реализации дополнительно произведённой единицы продукции) имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях.

 


Рис. 3. Взаимосвязь между  производительностью и издержками

 

Из рис.3. видно, что  между динамикой изменения предельного  продукта (предельной производительности) и предельных издержек (равно как и среднего продукта и средних переменных издержек) существует обратная связь. До тех пор пока предельный (средний) продукт будет расти, предельные (средние переменные) издержки будут снижаться и наоборот. В точках максимального значения предельного и среднего продуктов величина предельных MC и средних переменных AVC издержек будет минимальной.

Рассмотрим взаимосвязь  общих TC, средних AVC и предельных MC издержек. Для этого дополним рис.2. кривой предельных издержек и совместим его с рис.1. в одной плоскости (рис.4.). Анализ конфигурации кривых позволяет сделать следующие выводы о том, что:

1) в точке а, где кривая предельных издержек достигает своего минимума, кривая общих издержек TC из состояния выпуклости переходит в состояние вогнутости. Это означает, что после точки а при одних и тех же приращениях общего продукта величина изменений общих издержек будет возрастать;

2) кривая предельных  издержек пересекает кривые средних  общих и средних переменных  издержек в точках их минимальных  значений. Если предельные издержки меньше, чем средние общие издержки, последние уменьшаются (в расчёте на единицу продукции). Значит на рис.4а средние общие издержки будут падать до тех пор, пока кривая предельных издержек проходит ниже кривой средних общих издержек. Средние общие издержки будут расти там, где кривая предельных издержек проходит выше кривой средних общих издержек. То же можно сказать и по отношению к кривым предельных и средних переменных издержек MC и AVC. Что же касается кривой средних постоянных издержек AFC, то здесь такой зависимости нет, ибо кривые предельных и средних постоянных издержек не связаны друг с другом;

3) первоначально предельные  издержки ниже как средних  общих, так и средних издержек. Однако вследствие действия закона  убывающей отдачи они превышают как те, так и другие по мере увеличения выпуска продукции. Становится очевидным, что дальше расширять производство, увеличивая только затраты труда, экономически невыгодно.

 

Рис.4а. Взаимосвязь  общих, средних и предельных издержек производства

 

Рис.4б. Взаимосвязь  общих, средних и предельных издержек производства

 

Изменение цен на ресурсы  и производственных технологий приводит к смещению кривых издержек. Так, рост постоянных издержек приведёт к смещению кривой FC вверх, а так как постоянные издержки AFC являются составной частью общих, то и кривая последних также сместится вверх. Что же касается кривых переменных и предельных издержек, то на них рост постоянных издержек никак не отразится. Возрастание переменных издержек (например, удорожание труда) вызовет смещение вверх кривых средних переменных, общих и предельных издержек, но никак не отразится на положении кривой постоянных издержек.

 

 

Глава 2. Поведение  предприятия на рынке совершенной  конкуренции

 

2.1 Рынок совершенной  конкуренции

 

В сущности, конкуренция – процесс борьбы фирм за платёжеспособный спрос, так как, несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному – укреплению своего положения путём расширения контролируемой доли рынка.12 Однако, содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объективностью конкурентных действий (продукт, цена, объём продаж) и принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из этого, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене.13 Характерной её особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счёт повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами условия совершенного конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоёмкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно её асимметрия, является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где-то встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции.

Несовершенная конкуренция – тип конкуренции, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объём продаж. 14

Конкуренция реализуется  не только через цены, но и посредством  типа продукта, способов производства и сбыта. Она затрагивает не только потребителей, но и другие конкурентные силы – поставщиков ресурсов, посредников, производителей товаров-заменителей и т.д. Как функция рыночной структуры конкуренция может быть более или менее ограниченной. Главное, однако, состоит в том, чтобы определить, насколько соответствуют количество, качество и цены товаров запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может быть эффективной и неэффективной.

Конкурентная среда  любого отраслевого рынка формируется  под влиянием пяти основных сил, определяющих интенсивность конкуренции:

  1. отраслевых производителей;
  2. покупателей;
  3. поставщиков ресурсов;
  4. наличия потенциальных конкурентов;
  5. наличия товаров-заменителей.

Сформированная под  воздействием названных сил конкурентная среда не является статичной, а постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции.

Движущие силы конкуренции:15

  1. изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиции;
  2. изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг;
  3. технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимальный размер предприятия;
  4. изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм;
  5. глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления;
  6. изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики;
  7. перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм.

Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену.

Определяющими его признаками являются:16

  1. автоматизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;
  2. стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы продукции другой;
  3. прозрачность рынка, подразумевающая, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;
  4. свободный вход в отрасль и выход из неё указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим – прекратить операции;
  5. автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.

 

2.2 Понятие  предприятия как экономического  субъекта. Место предприятия на  РСК

 

В обыденной жизни  мы часто используем слово предприятие, чаще всего мы имеем в виду некоторую организацию, в рамках которой осуществляется промышленное производство товаров, предприятие имеет ещё и значение некоторого плана действий. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Существует огромное количество определений предприятий, которые сильно рознятся по своему содержанию. Эти различия объясняются  просто -каждая наука исследует различные стороны предприятий и его деятельности, что, естественно находит выражение в терминологическом аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.

Первое определение  наиболее очевидное, оно скорее основано на "здравом смысле", и предназначено в первую очередь для общего понимания этого явления.

"Предприятие,  фирма, компания, корпорация - все эти понятия можно определить как экономический субъект, организующий производство материальных благ или услуг с целью получения прибыли".17

Приведённое выше определение  страдает рядом недостатков, которые  не позволяют принять данное определение.

Информация о работе Издержки производства в краткосрочном периоде