Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена издержкам производства и поведению предприятия в краткосрочном периоде.
Актуальность темы исследования. Одной из существенных особенностей экономики является ее затратный характер. Путь развития экономики ориентируется на неуклонный прирост затрат и сопровождается тенденциями к повышению издержек производства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………...7
1.1 Сущность издержек…………………………………………………………...7
1.2 Постоянные, переменные, средние и предельные издержки……………..10
Глава 2. Поведение предприятия на рынке совершенной конкуренции……..18
2.1 Рынок совершенной конкуренции……………………………………….....18
2.2 Понятие предприятия как экономического субъекта. Место предприятия на РСК…………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Начнём с того, что предприятие, фирма, компания и корпорация, действительно, являются экономическими субъектами, в рамках которых осуществляется процесс производства, конечная цель которых является реализация продукции с прибылью, т.е. цель деятельности всех перечисленных субъектов является получение прибыли. Это все перечисленные признаки, которые объединяют перечисленные в определении объекты, и только на их основании подобное определение имеет право на жизнь. Но следует отметить, что в определении указывается на то, что предприятие, фирма, компания и корпорация организуют производство товаров и услуг, этот признак никак не относится ни к одному перечисленному объекту. Дело в том, что ни одно предприятие в классическом его понимании не организует производства продукции. Как с позиции классической политэкономии, так и других экономических школ, предприятие выступает только как форма организации производства, а ведущей, организующей силой выступает предприниматель с его капиталом и способностью соединить ресурсы таким образом, что бы можно было получить прибыль. Строго говоря, мотив прибыли присущ не предприятию как таковому, а предпринимателю, а не его предприятию, предприятие является только средством достижения этой цели.
Предприятие и фирма могут функционировать как на базе частного единоличного капитала, акционерного или государственного, компания и корпорация это организационно-правовые формы предприятий и фирм, работающих на основе коллективного капитала, поэтому понятия предприятия и фирмы отнюдь не идентичны понятиям компания и корпорация, это частные случаи предприятий и фирм.
Таким образом, существенными элементами определения являются: предприятие и фирма - экономические субъекты, являющиеся формами организации производства материальных благ или услуг с целью получения прибыли.
Основные черты предприятия:
1) Организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
2) Определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
3) Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
4)Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
5) Предприятие предполагает единоначалие: основывается на прямых, административных формах управления;
6) Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени: (наименования);
7) Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Предприятие на рынке совершенной конкуренции.18
Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.
Условия возникновения:
- Свободный доступ
всех производителей к
- Положительный эффект
масштаба достигается при
- Цены на продукцию
не зависят от объемов
Рис. 5. Равновесие предприятия на рынке совершенной конкуренции
Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным.
Конкурентная фирма, предприятие
в краткосрочном периоде
Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль.
Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.)
Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции
(5)
Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции
(6)
Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:
Û (7)
Таблица 119
Объем производ-ства (Q) |
Доход (R) при цене Р=180 |
Валовые затраты (TC) |
Прибыль при цене Р=180 |
Доход (R) при цене Р=130 |
Прибыль при цене Р=130 |
0 |
0 |
200 |
-200 |
0 |
-200 |
1 |
180 |
400 |
-220 |
130 |
-270 |
3 |
540 |
600 |
-60 |
390 |
-210 |
6 |
1080 |
800 |
280 |
780 |
-20 |
8 |
1440 |
1 000,00 |
440 |
1040 |
40 |
9 |
1620 |
1 200,00 |
420 |
1170 |
-30 |
Вывод:
Фирма наращивает объемы производства до тех пор, пока каждая дополнительная единица товара приносит ей дополнительную прибыль, определяемую как разность предельного дохода и предельных издержек. Увеличение объемов производства выше точки Q=8 ед. (точка А), свидетельствует, что дополнительная единица товара становится для фирмы убыточной, хотя валовая прибыль является при этом величиной положительной.
Таблица 220
Объем производ-ства (Q) |
Предельные издержки (МС) |
Предельный доход (MR1) при цене 180 |
Предельный доход (MR2) при цене 180 |
(MR1 - MC) |
(MR2-MC) |
0 |
200 |
180 |
130 |
-20 |
-70 |
1 | |||||
3 |
100,0 |
180 |
130 |
80,0 |
30,0 |
6 |
66,7 |
180 |
130 |
113,3 |
63,3 |
8 |
100,0 |
180 |
130 |
80,0 |
30,0 |
9 |
200,0 |
180 |
130 |
-20,0 |
-70,0 |
Математическое обоснование оптимизации прибыли:
(8)
Следовательно, при
(9)
Условие равновесного положения фирмы:
Фирма максимизирует прибыль, производя продукцию в объеме, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Это условие действует для любой фирмы, вне зависимости от конкурентной структуры рынка, на котором эта фирма действует (см. далее).
Для фирмы, действующей
в условиях совершенной конкуренции,
это условие может быть дополнено
следующим специфическим
, (10)
поскольку на этом рынке, как было показано ранее, выполняется условие:
. (11)
Поэтому в условиях совершенной
конкуренции фирма для
Возникает вопрос:
Может ли фирма в краткосрочном периоде работать с убытком и, если да, то каковы объемы производства, при которых минимизируются убыток (рис)?
Рассмотрим ситуацию, при которой рыночные цены снижаются, например, вследствие временного падения рыночного спроса.
Если при появлении убытков прекратить производство, то в краткосрочном периоде ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ величиной постоянной.
Поэтому при прекращении производства фирма терпит убытки, равные величине постоянных издержек. Для уменьшения суммарных издержек фирма не должна прекращать производства до тех пор, пока рыночная цена не станет равной средним переменным издержкам. Лишь в этом случае убытки при прекращении производства будут ниже, чем при продолжении производства.
Таким образом, условием прекращения производства в краткосрочном периоде является условие, при котором рыночная цена становится меньше средних переменных издержек.
Рис. 6. Минимизация убытков предприятия
Прекращение производства – это нормальный способ регулирования товарооборота с целью приспособления производителя к меняющимся рыночным условиям. В этой ситуации фирма поддерживает производственные мощности в работоспособном состоянии, выплачивает налоги, оплачивает арендную плату.
При убыточном производстве фирма для сокращения убытков уменьшает объемы производства до уровня, определяемого точкой пересечения уровня рыночных цен (P2) и кривой предельных издержек (MC).
Следовательно, предложение фирмы в краткосрочном периоде соответствует отрезку кривой предельных издержек от точки пересечения с кривой предельных издержек.
Приведенный ниже график иллюстрирует процесс формирования рыночного предложения фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции, как и кривая рыночного спроса, кривая совокупного рыночного предложения формируется как сумма кривых индивидуального предложения множества фирм, действующих на рынке. Для кривой предложения могут также применяться показатели эластичности, характеризующие чувствительность предложения в зависимости от различных рыночных факторов (цена и др.).
Рис. 7. Процесс формирования рыночного предложения предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции
Заключение
При исследовании данной темы выяснили, что производство - это деятельность человека посредствам которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
В самом начале работы было сказано, что каждая фирма в определении своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат. На приобретение факторов производства фирма осуществляет конкретные затраты.
Центральное место в
анализе хозяйственной
На учёт издержек производства существенное влияние оказывает фактор времени, т.е. тот период за который происходит оценка как осуществлённых затрат, так и полученных результатов. Поэтому, исходя из учёта фактора времени, издержки производства необходимо анализировать отдельно в краткосрочном и долгосрочном периодах. Применение этих понятий не должно ассоциироваться со строго определёнными промежутками времени. Применительно к каждой отдельной отрасли эти понятия варьируются в довольно широком диапазоне. Поэтому для разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов используется критерий неизменности или изменяемости условий производства. Если условия производства, технология остаются неизменными, а производственные мощности предприятия фиксированными, то речь идёт об анализе издержек производства в краткосрочном периоде.
Информация о работе Издержки производства в краткосрочном периоде