Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование экономических и социальных процессов в обществе.
Экономика общественного сектора является одной из самых молодых отраслей экономической науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Однако, и на сегодняшний день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.

Содержание работы

Введение
Общественный сектор в рыночной экономике.
1.1. Государство как экономический субъект.
1.2. Предмет экономики общественного сектора.
1.3. Масштабы общественного сектора.
2. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
2.1. Экономические функции государства
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эос.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

  1. Общественный сектор в рыночной экономике.

1.1. Государство  как экономический субъект.

1.2. Предмет экономики общественного сектора.

1.3. Масштабы общественного сектора.

     2. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

2.1. Экономические функции государства

2.2. Объекты, субъекты и цели государственного  регулирования

2.3. Формы и методы государственного  регулирования экономики 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование экономических и социальных процессов в обществе.

Экономика общественного сектора является одной из самых молодых отраслей экономической науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Однако,  и на сегодняшний день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.

Отличительная особенность экономики общественного сектора как науки состоит в том, что она возникла как синтетическая отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что состояние общественного сектора экономики напрямую определяет доступность и качество общественных благ для каждого гражданина страны. Ухудшение качества и снижение количества потребляемых общественных благ неизбежно влечет за собой снижение индекса человеческого потенциала страны и, как следствие, является "тормозом" ее экономического развития. По причине высокой значимости и особой специфики общественных благ решение вопросов их производства, распределения и потребления берет на себя государство.

 

 

 

  1. Общественный сектор в рыночной экономике.

 

    1. Государство как экономический субъект.

Государство — это не только важнейший компонент политической системы общества, но и необходимый субъект его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономическом развитии. XX век ознаменовался возрастанием роли государства в экономике всех стран мира. Это связано с ростом масштабов и усложнением процессов и связей в рыночном хозяйстве, появлением глобальных проблем общемирового масштаба.

С развитием общества экономическая политика государства, формы и методы государственного регулирования экономики, их интенсивность обретают свойства составной части воспроизводственного процесса, превращаются во все более значимый фактор его эффективности.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:

— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";

— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

В первом случае государство, являясь предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (т.е. преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной собственности. В реальной экономике предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия различных типов — казенные и унитарные предприятия, государственные корпорации.

Государственная предпринимательская деятельность обладает рядом особенностей.

Государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Оно либо учреждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом.

Получение прибыли не является главным критерием успешности государственного предпринимательства. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономики в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса, финансовая поддержка малого бизнеса, развитие отсталых регионов страны, сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экономической безопасности и др.).

Государство включено в систему экономических отношений и как крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, медицинские, научно-исследовательские), военную продукцию. Государство осуществляет до 30 % закупок на всех рынках, в том числе до 100 % военной и более 80 % аэрокосмической продукции. Государственный заказ привлекает предприятие гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать государственное промышленное и исследовательское оборудование, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.).

Государство, как субъект экономических отношений, на основании своей власти связывает между собой интересы различных социальных групп и индивидов, побуждает их к действию для достижения общезначимых целей.

Образующие всякое общество индивиды разобщены по многим признакам: физическим, психологическим, культурным, социальным, профессиональным, национально-этническим, религиозным. Именно поэтому они преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостности, независимости, его культурно-исторической индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его защитником и гарантом.

 

 

    1. Предмет экономики общественного сектора.

 

Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

Как правило, под общественным сектором экономики понимают государственный сектор. Однако, понятие общественного сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.

Иногда все эти организации объединяют одним термином – некоммерческие организации. Другой, но менее распространенный термин – третий сектор экономики. Имеется в виду, что первые два сектора – это частный и государственный, а третий – это сектор некоммерческих организаций. Эти общественные объединения, так же как и государство, перераспределяют ресурсы общества. Они выполняют свои общественные функции на не рыночной, бесприбыльной основе. В основе их деятельности лежат нравственные принципы, одним из которых является альтруизм.

Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей.
Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Общественный сектор- это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:
· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики и называют общественным сектором. В рамках настоящей контрольной работы я  буду использовать термины «общественный сектор» и «государственный сектор» как синонимы, понимая, что между ними есть некоторые различия.

Экономика общественного сектора – это микроэкономическая теория государства как субъекта рыночной экономики, рассматривающая  макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы, как:

• административно-правовое регулирование, например принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности;

• установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги – как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий, в частности контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий;

• производство определенных товаров и услуг, например в сфере образования и обороны.

Все эти виды экономической деятельности государства ведут к двум основным последствиям:

• во-первых, они изменяют наши доходы;

• во-вторых, воздействуют на экономические стимулы.

Приведу классический пример с введением налога на сигареты. Этот налог снижает покупательную способность курильщиков и уменьшает продажи производителей сигарет, а значит, и доходы этих компаний. В то же самое время этот налог уменьшает стимулы к табакокурению и стимулы вкладывать свои сбережения в акции компаний, производящих сигареты. На этом воздействие налога не прекращается. Возможно, повысится спрос на услуги здравоохранения, увеличатся субсидии другим отраслям экономики в результате увеличения доходов государства. Действия правительства влияют, таким образом, на распределение ресурсов в экономике. И экономика общественного сектора рассматривает теоретические основы этих действий государства.

 

 

    1.  Масштабы общественного сектора.
Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни,  это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе. Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.
В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться в основном в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес общественного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес,  как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

Информация о работе Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику