Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование экономических и социальных процессов в обществе.
Экономика общественного сектора является одной из самых молодых отраслей экономической науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Однако, и на сегодняшний день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.

Содержание работы

Введение
Общественный сектор в рыночной экономике.
1.1. Государство как экономический субъект.
1.2. Предмет экономики общественного сектора.
1.3. Масштабы общественного сектора.
2. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
2.1. Экономические функции государства
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эос.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего, через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую политику, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит"), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы (например, стимулирующие становление и развитие малого бизнеса).

Неотъемлемым элементом государственного регулирования экономики являются формы регулирования, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяются следующие формы государственного регулирования экономики.

Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны. Разработка прогнозов (программ) преследует различные цели:

а) осуществлять желаемое развитие народного хозяйства (приоритетное развитие определенных отраслей, подъем экономики отдельных регионов и др.);

б) предотвращать возникновение кризисов;

в) обеспечивать новое качество процесса интеграции национальной экономики в мировую.

Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечиваются государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, предприятий.

Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее целями являются:

— структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис (включая мероприятия по смягчению последствий возможной безработицы);

— поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей (их круг включает, как правило, сельское хозяйство, транспорт, добывающую промышленность и др.);

— сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны (например, через финансирование затрат, связанных с содержанием бюджетных организаций и социальной защитой населения, комплексным развитием территорий и т.д.);

— поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-экономических программ.

Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет:

— уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики;

— расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду;

— привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес (появление смешанного предпринимательства);

— обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций приватизируемых предприятий между их работниками);

— повысить эффективность использования общественного капитала;

— противодействовать бюрократизации государственного аппарата.

Под национализацией понимается не только появление государственной собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством "своих" предприятий. Национализация становится необходимой для:

— "оздоровления" отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике;

— укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров;

— внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быстрой отдачи от инвестиций;

— поддержания определенного уровня занятости (увеличение числа рабочих мест);

— усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики;

— ограничения экономической власти крупных монополий; предотвращения (снижения) угроз экономической безопасности страны.

Использование государственной собственности в достижении целей регулирования экономики осуществляется в двух вариантах. При первом — госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и, таким образом, создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития. Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в качестве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом случае государство выступает в качестве предпринимателя.

Важный компонент государственного регулирования — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы и осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные — основываются на силе власти и предусматривают:

— законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.);

— обязательные требования к экономическим субъектам по достижении ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.);

— порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).

Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки, варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов, страхование экспортных кредитов, кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др. Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Активное вмешательство в экономику — нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства — рынку закончился. Сегодня, очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат, в конечном счете, потребностям людей.

И государство, и рынок — две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Учебники, учебные пособия

  1. Антонова Н.Б., Государственное управление: Учебник.- Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012.
  2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2012.
  3. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. - М.: Теис, 2013.
  4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов/Вечканов Г.С. - СПб.: Питер, 2011.
  5. Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: Юнити, 2010.
  6. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России. - М.: Теис, 2012.
  7. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика.-  Экономика,  2010.
  8. Новикова А.Б. Экономическая теория: Курс интенсивной подготовки. - М.: Тетра-Системс, 2010
  9. Погорелова О.Г., Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования.- Проблемы современной экономики, 2010.
  10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: Инфра-М, 2012
  11. Рязанов В.Т., общественная собственность и ее роль в формировании рыночной модели экономики России.- Проблемы современной экономики, 2010.
  12. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. 
  13. Сергеев П.В. Мировая экономика. - М.: Экономистъ, 2011.
  14. Современная экономика: учеб. пособие для вузов; под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: КноРус, 2010.
  15. Современная экономика: Общедоступный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  16. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.
  17. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, Инфра-М. 2011.
  18. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций.- Международные отношения и мировая экономика, 2010.
  19. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. - М.: Юнити-Дана, 2012.
  20. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: учеб. для вузов/Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М.: КноРус, 2010.
  21. Тарасевич Л.С. Экономика: учеб. для вузов/Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. , Леусский А. И. - М.: Юрайт, 2011.
  22. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития.-  Экономика,  2010.
  23. Штиль Х. П. Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция.-  Проблемы теории и практики управления, 2010.
  24. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие, под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2010.
  25. Экономика: Учебник/ Под ред. д. э. н., проф. Ю.Ф. Симионова. - Изд. 2- е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  26. Экономическая теория: Экспресс-курс / Под ред. А.Г. Грязновой, Н. Н. Думной. М.: КонРус, 2012.
  27. Экономика общественного сектора – Савченко П.В. – Учебник.- М.: Инфра-М, 2010.
  28. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов/Янова В. В., Янова Е.А.- М.:Эксмо, 2012.

 

Интернет ресурсы:

  1. журнал «Вопросы экономики» - http://www.vopreco.ru
  2. журнал «Экономист» - http://www.economist.com.ru
  3. журнал «Эксперт» - http://www.expert.ru
  4. журнал «Мировая экономика и международные отношения» - http://www.imemo.ru/ru/period
  5. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации- http://wcer.park.ru,
  6. Министерство финансов Российской Федерации- http://www.minfin.ru,
  7. Центральный Банк Российской Федерации- http://www.cbr.ru,
  8. Официальный  сайт Государственного комитета статистики РФ - www.gsk.ru
  9. Официальный  сайт Центр анализа ГУ-ВШЭ (Высшая школа экономики) –       http://stat.hse.ru/hse/index.html
  10. Официальный   сайт фонда «Бюро экономического анализа» -      http://www.beafnd.org
  11. Официальный  сайт Всемирного банка - www.worldbank.org
  12. Официальный   сайт Организации экономического сотрудничества и развития -       http://www.oesd.org

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику