Эффективность использования ресурсного потенциала России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: С помощью изучения экономики России, её составных частей и макроэкономических показателей увидеть со всех сторон раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом.
Поставлены следующие задачи:
Познавательная: изучить анализ и объяснение экономических процессов и явлений.
Практическая: дать рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем.
Прогностическая: выявить и оценить перспективы экономического развития и экономической конъюнктуры.
Идеологическая: сформировать определённое мировоззрение по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Эффективность использования ресурсного потенциала России.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

сохранение  здоровья населения и качества жизни  путем замедления темпов роста загрязнения  окружающей среды при использовании ископаемого топлива, а также снижение общегосударственных расходов на здравоохранение;

замедление  темпов роста затрат на распределение  и транспортировку электрической  энергии и топлива и возникающих  при этом потерь;

вовлечение  в топливно-энергетический баланс дополнительных топливно-энергетических ресурсов;

повышение уровня энергетической безопасности и надежности энергоснабжения за счет увеличения уровня его децентрализации.

По существующим оценкам, технический ресурс возобновляемых источников энергии, преобладающую долю в котором имеет потенциал использования энергии солнца и энергии ветра, составляет не менее 4,5 млрд. тонн условного топлива в год, что более чем в 4 раза превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России. Экономический потенциал возобновляемых источников энергии зависит от существующих экономических условий, стоимости, наличия и качества запасов ископаемых топливно-энергетических ресурсов, а также региональных особенностей. Указанный потенциал меняется во времени и должен специально оцениваться в ходе подготовки и реализации конкретных программ и проектов по развитию возобновляемых источников энергии (с учетом комплексной оценки их конкретного вклада в достижение указанных стратегических целей).

В перспективе намечается обеспечить рациональный, экономически обоснованный рост использования различных видов возобновляемых источников энергии для производства электрической и тепловой энергии,  
а также расширить использование альтернативных видов топлива для транспорта и энергетики.

В соответствии с Основными направлениями государственной  политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики  на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года целевым ориентиром на указанный период является увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5 процента. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии необходимо уже в указанный период обеспечить ввод генерирующих объектов (малых гидроэлектростанций, ветроэлектрических станций, приливных электростанций, геотермальных электростанций, тепловых электростанций, использующих биомассу  
в качестве одного из топлив, прочих видов электроустановок) с суммарной установленной мощностью до 25 ГВт.

Для решения  этой задачи необходимо формирование комплекса мер государственной политики в указанной сфере, предусматривающих системную государственную поддержку этого направления и увязанных  
с намечаемыми и реально осуществляемыми темпами развития возобновляемых источников энергии. Указанные темпы должны быть также увязаны с созданием необходимой инфраструктуры, повышением конкурентоспособности производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии, а также их рациональным участием  
в формировании топливно-энергетических балансов конкретных регионов.

В этих целях предусматривается разработка и регулярное уточнение схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации с учетом размещения производительных сил, перспективы социально-экономического развития регионов и ресурсной базы, включая перечень проектов сооружения новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

На третьем  этапе реализации настоящей Стратегии в условиях растущего объема производства электроэнергии планируется обеспечить как минимум не снижающуюся долю возобновляемых источников энергии в этом объеме, что соответствует производству к 2030 году на базе возобновляемых источников энергии не менее 80 - 100 млрд. кВт×ч в год.

В целом государственная  политика в сфере использования  возобновляемых источников энергии  на период до 2030 года будет предусматривать:

координацию мероприятий  в области развития электроэнергетики  и возобновляемой энергетики;

рациональное  применение мер государственной  поддержки развития возобновляемой энергетики, в том числе путем оплаты электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, при ее реализации на оптовом рынке, с учетом надбавок к равновесной цене оптового рынка, а также путем возмещения платы за технологическое присоединение к сетям;

разработку  комплекса мер по государственной  поддержке промышленности и научных  институтов для обеспечения отрасли  возобновляемых источников энергии российским оборудованием, комплектующими и передовыми технологиями, в том числе с использованием трансферта технологий и локализации на российских предприятиях производства комплектующих для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии;

создание благоприятных  условий для привлечения внебюджетных инвестиций с целью сооружения новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и использование механизма венчурных фондов для инвестирования в объекты возобновляемой энергетики;

поддержку развития малых предприятий, функционирующих  на рынке энергетического сервиса  в сфере возобновляемой энергетики;

обеспечение доступности  информации о формировании и реализации мероприятий по развитию возобновляемой энергетики;

осуществление технического и технологического контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при использовании  возобновляемых источников энергии.

Недостаточным в настоящее время является использование местных видов топлива в региональных энергетических балансах. В 2008 году доля торфа в топливно-энергетическом балансе России составила менее 1 процента, доли прочих видов твердого топлива, включая различные отходы, и дров для отопления находились в диапазоне от 3 до 4 процентов.

Одним из наиболее важных и перспективных местных  источников топлива является торф. Основными направлениями использования  торфа будут удовлетворение коммунально-бытовых  потребностей, а также потребностей сельского хозяйства и смежных отраслей. После увеличения объемов добычи торфа и модернизации технологической базы торфяной промышленности станет возможным его эффективное использование  
на тепловых электростанциях.

Наряду с  традиционными направлениями использования в качестве топлива и удобрения торф в силу своих многогранных природных свойств найдет применение также в медицине, нефтяной промышленности, что потребует формирования соответствующей нормативной правовой базы, а также разработки и использования рациональных форм государственной поддержки торфяной промышленности, включая вопросы разработки соответствующих целевых программ, субсидирования процентных ставок по привлеченным организациями торфяной промышленности кредитам для развития производства и др. Это позволит обеспечить внедрение современных высокоэффективных технологий и оборудования для добычи, агломерации и сжигания торфяной продукции для нужд малой и средней энергетики, а также позволит увеличить долю использования торфа в топливно-энергетическом балансе торфодобывающих регионов  
с сегодняшних незначительных уровней (как правило, не превышающих 1 - 2 процента) до не менее чем 8 - 10 процентов.

Государственная политика в сфере использования  местных видов топлива на период до 2030 года будет предусматривать:

восстановление  и поддержку развития производства местных источников топлива, создание тепловых электростанций и котельных, работающих на этих источниках (торф, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности), в том числе в труднодоступных  и удаленных регионах;

создание условий  для выработки энергии на базе использования городских бытовых  отходов.

Реализация  указанной политики наряду с развитием  автономной энергетики и использованием местных месторождений углеводородных и угольных ресурсов позволит обеспечить уменьшение в 1,3 - 1,5 раза доли привозных энергоресурсов в региональных топливно-энергетических балансах, составляющей в настоящее время около 45 процентов.

3.2 Региональные особенности развития топливно-энергетического комплекса

 Развитие топливно-энергетического комплекса регионов России основывается на ключевых положениях Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации и схемах развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса и будет осуществляться с учетом имеющегося энергетического потенциала территорий.  

                                                                                                                                                                  3.2.1 Центральный федеральный округ

 

 Объемы потребления  первичных источников энергии в  Центральном федеральном округе будут возрастать и к 2030 году превысят уровень 2008 года в 1,4 - 1,6 раза. Одновременно с этим произойдет наращивание собственного производства первичных источников энергии, которое к 2030 году должно в 1,9 раза превзойти уровень 2008 года. В результате самообеспеченность региона составит 17 - 19 процентов.

На первом этапе  в электроэнергетике региона  будет осуществляться замена паросиловых  энергоблоков на парогазовые, дозагрузка и модернизация имеющихся угольных энергоблоков, вывод из работы старого оборудования теплоэлектроцентралей, а также строительство новых теплоэлектроцентралей с парогазовыми установками. Дальнейшее развитие получит атомная энергетика. Будут модернизированы мощности нефтеперерабатывающих заводов, завершится строительство газопровода "Северные районы Тюменской области - Торжок". Большое внимание будет уделено реализации структурного потенциала энергосбережения за счет ускоренного развития сферы услуг и неэнергоемких отраслей промышленности.

На втором и  третьем этапах реализации настоящей  Стратегии прирост производства энергоресурсов будет происходить  за счет строительства атомных электростанций и синхронизированных с ними в  работе гидроаккумулирующих электростанций, а также тепловых электростанций с парогазовыми установками. Несколько возрастет использование угля из Сибирского федерального округа, а также местных энергоресурсов (уголь, биомасса, торф). В сфере энергосбережения будут преобладать малозатратные меры реализации его технологического потенциала.

К окончанию  третьего этапа будет завершено  создание магистральных электропередач высокого напряжения для  
транспортировки электроэнергии из Восточных районов страны в ее европейскую часть, в том числе в Центральный федеральный округ. Ключевые позиции в области энергосбережения займут высокозатратные мероприятия по реализации его технологического потенциала.

В 2030 году Центральный  федеральный округ останется  энергодефицитным регионом с развитой электроэнергетикой, нефтепереработкой и нефтехимией. Значительно возрастет роль атомной генерации, а также использования местных источников энергии. Практически полностью будет реализован потенциал энергосбережения. Усилятся электроэнергетические связи этого округа с объединенной энергосистемой Сибири.

 

Глава 4. Переработка биомассы как один из методов выработки альтернативной энергии

 

Ниже представлены короткие описания различных способов переработки биомассы: термохимические методы переработки, физико-химические методы переработки биомассы, а также биохимические методы.

4.1 Термохимические методы переработки биомассы (Рис.1 Приложение)

При этих методах  биомасса превращается в более ценный энергоноситель или сжигается непосредственно. Различают три метода: сжигание, газификация и сжижение. При сжигании связанная в биомассе химическая энергия в процессе окисления превращается в тепло непосредственно.

Под газификацией понимается превращение биомассы в  газообразное горючее. В отличие  от сжигания, при газификации происходит ограниченный подвод кислорода. Цель - превратить максимальную часть материала в газообразный энергоноситель. Полученный газ (газификация абсолютно сухой целлюлозы) имеет приблизительно следующий состав: 24% Н2, 18% СО, 7% СО2, 9% Н2О и 42% N2.

Сжижение: при химической реакции в предназначенных для этого процесса установках. Следующий метод, так называемый пиролиз, или термическое расщепление биомассы без доступа воздуха. Продукт - природный газ (10-15 МДж/м), пиролизное масло (20-30 МДж/м) и кокс (20-30 МДж/м). При метанол-синтезе из биомассы получают синтетический газ и, затем метанол. При так называемом «быстром пиролизе» биомасса превращается в жидкое топливо.

Рентабельность  зависит от ряда факторов, таких  как стоимость оборудования, энергоносителя и транспорта биомассы. Стоимость установок варьируется в зависимости от размеров и технологии. Затраты на получение биотоплива зависят от местных условий и в сельскохозяйственных районах ниже среднего уровня.

4.2 Физико-химические методы переработки биомассы.

Информация о работе Эффективность использования ресурсного потенциала России