Экономическая безопастность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 01:19, реферат

Описание работы

Украина одновременно проходит сложный исторический путь создания государства и перехода от централизованно-плановой системы управления экономикой к социально направленной рыночной экономике. Понятно, что эти два исторических события сопровождаются разломом общественных и экономических отношений, что приводит к социально-экономическому кризису длительного характера. Кризисное состояние экономики значительно влияет, более того, непосредственно угрожает национальным интересам независимого государства, чрезвычайно актуализирует проблему его национальной безопасности, и в первую очередь такой ее составляющей, как экономическая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая безопасность Украины ………………………………………4
Вывод……………………………………………………………………………..14
Список используемых источников……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

end Экономическая безопастность страны (Украина)! Реф..docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

В сфере политических отношений  сущность человека проявляется в  его участии в политических партиях, движениях, выборах органов власти разных уровней, во влиянии на политику государства и т. д. Эту сферу  общественной жизни в Украине  характеризует наличие более 100 малочисленных  политических партий, влияние на политику лишь отдельных из них, преимущественно  тех, лидеры которых приближены к  власть имущим или сами занимают высокие  посты в структуре власти.

В сфере национальных отношений  сущность человека проявляется в  степени национальной самоидентификации  населения, в развитии национального  самосознания, традиционных культурно-исторических ценностей и идей, духа народа, в  стремлении к национальному согласию в обществе и др. В Украине данную сферу отличают крайне низкий уровень  национального самосознания подавляющего большинства людей, отсутствие призванной интегрировать общество конструктивной национальной идеи, межконфессиональное  противостояние и т. д.

Техническая, сырьевая, научная  и информационная безопасность. Технической безопасности Украины угрожает низкий (по сравнению с развитыми странами мира) уровень развития средств труда, значительный их физический (более 70%) и моральный (около 95%) износ, низкий удельный вес экспорта приборов, машин и оборудования, потеря немалой части традиционных рынков сбыта данных видов продукции вследствие их высокой стоимости (в связи с большой энерго- и капиталоемкостью). Кроме того, в условиях экономического кризиса значительная часть техники простаивает, происходит ее физическое разрушение, отсутствует даже простое воспроизводство. Так, в 1998 г. в промышленности Украины были внедрены только 5 гибких производственных систем, 2 промышленных робота, введены 174 механизированные поточные и автоматические линии, что в несколько раз ниже уровня 1991 г. Если в 1991 г. в стране было введено 1787 металлорежущих станков с цифровым программным управлением, то в 1998 — лишь 43; новых прогрессивных технологических процессов — соответственно 7303 и 1348. Если в 1994 г. инновации использовали 26% промышленных предприятий, то в 1999 г. — 13,5, использовали лишь около 1 тыс. изобретений, что в 8 раз меньше, чем в 1991 г. В последующие годы положение оставалось таким же. Произведенные на таком оборудовании товары, как правило, неконкурентоспособны на мировом рынке. При этом в развитых странах мира ежегодно производятся десятки тысяч роботов, другой современной техники, что усиливает процесс технического отставания нашего государства.

Сырьевая зависимость  нашего государства проявляется  в необходимости импорта около 35 млн т нефти, 80 млрд. куб. м газа, 35 млн т коксующегося угля, 75% лесоматериалов, почти 100% хлопка и некоторых других видов сырья, ввозимого преимущественно из России. По оценкам международных экспертов, поставка какого-либо вида сырья из одного источника, превышающая 20%-й уровень общих потребностей, представляет угрозу экономической безопасности страны, которая импортирует. Решение сырьевой проблемы зависит, прежде всего, от радикальных изменений в технологическом способе производства. Достаточно сказать, что во Франции (примерно одинаковой по территории и численности населения с Украиной) ежегодные размеры потребления нефти почти в два раза ниже, но эта страна производит почти в пять раз больше товарной продукции, чем Украина. Кроме того, существует целый ряд факторов (максимальная добыча нефти на действующих месторождениях, открытие и разработка новых месторождений энергоносителей, использование нетрадиционных источников энергии, экономия топлива и электроэнергии и др.), использование которых дало бы возможность значительно ограничить объем и потребление энергоносителей в Украине.

Научная независимость государства  заключается в способности народа, прежде всего интеллигенции, усваивать  новые знания, технические новшества, внедрять научные открытия в производство, а также в достижении отечественной  наукой передовых позиций хотя бы в нескольких приоритетных отраслях мировой науки и способности  удерживать их, в наличии высококвалифицированных  ученых и др.

В конце 80-х — начале 90-х  годов по ряду количественных показателей (численности кандидатов и докторов наук, научных учреждений, объему затрат на развитие науки) Украина входила  в первую десятку стран мира. За 1991—2000 гг. в Украине почти втрое  сократилась сеть проектных и  научно-исследовательских организаций, более чем на 50% — численность  научных работников (более 6000 украинских ученых выехали за границу), удельный вес бюджетных ассигнований на науку  сократился с 3% ВВП в 1990 г. до 0,4% в 1999 г. ( несколько возрос в 2001 г.). Происходит катастрофическое разрушение научного потенциала государства. Все это ослабляет экономическую безопасность страны, ее экономическую независимость.

Информационная независимость  — это способность государства  на основе современных информационных технологий (суперкомпьютеров пятого поколения, новейших систем связи, современных  персональных компьютеров) обеспечить организациям, каждому человеку получение  любой информации, накопленной человечеством  Выше уже шла речь о создании в  наиболее развитых странах мира современных  суперкомпьютеров, «интеллектуальных» роботов и др. Страна, которая  значительно отстает в создании таких технологий, превращается в  информационную колонию этих государств. В Украине информационная зависимость усиливается и в результате постоянно уменьшающегося информационного телепространства вследствие растущей пропаганды насилия, секса, низкопробных развлекательных телепередач, тотальной коммерциализации прессы, радио, телевидения, значительного ослабления культурно-просветительской функции государственного телевидения, а также все большего вытеснения из эфира отечественного производителя теле радио продукции, крайне низкого удельного веса книг, газет, журналов, издаваемых на украинском языке, и др.

Угрожают экономической  безопасности Украины рекомендации и предложения Международного валютного  фонда и некоторых других международных  организаций, особенно в отношении  либерализации цен на экспорт  товаров, необходимости отказа от валютного  регулирования (свободного и нерегулируемого  обмена валют) и др. Так, в 1997 г. МВФ  выдвинул более 40 условий предоставления кредитов, а в 2000 г. — около 80, в  том числе требования отмены моратория  на продажу земли, снятия ограничений импорта иностранной валюты, отмены обязательной продажи государству части валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, приватизации обл., энерго и др.

Правительственные структуры  еще не полностью осознали негативные последствия таких требований (например, выполнение условий предоставления кредитов МВФ нанесет национальной экономике экономический ущерб, который намного превысит сумму  полученных кредитов). Либерализация  импорта, к примеру, способствует чрезмерному  проникновению зарубежных фирм на украинский рынок. Это, в свою очередь, ослабляет  и без того низкую конкурентоспособность  отечественных товаров, ставит собственное  производство на грань банкротства. Поскольку государство не осуществляет по отношению к отечественному товаропроизводителю  весомых протекционистских мероприятий, это приводит к постепенному превращению  Украины в поставщика дешевой  рабочей силы, в периферию мирового хозяйства, а также к катастрофическому  росту государственного долга, о  чем уже говорилось выше.

Наибольшей угрозой экономическому суверенитету Украины с точки  зрения отношений экономической  собственности является сохранение и даже углубление отчуждения преобладающего большинства работников от средств производства и результатов труда вследствие кланово-номенклатурного характера разгосударствления и приватизации, чрезмерного снижения доли государственной собственности, катастрофически низкого уровня оплаты рабочей силы, быстрого роста государственного долга, диспаритета цен и т. д.

Независимость в формировании и развитии хозяйственного механизма  означает право государства развивать  собственную модель хозяйствования, прежде всего определять степень сочетания рыночных рычагов управления экономикой с государственным регулированием. Опыт развитых стран мира убедительно свидетельствует, что ядром хозяйственного механизма в современных условиях является регулирование экономики, которое осуществляет государство, компании (прежде всего крупные), другие субъекты предпринимательской деятельности.

К сожалению, значительная часть  положительного зарубежного опыта  остается неиспользованной, вследствие чего нарастают процессы, которые  угрожают экономической безопасности Украины. Они проявляются, во-первых, в некомпетентности правительственных  решений, которые ориентированы  преимущественно на рыночные рычаги управления экономикой и искусственно ослабляют сферу государственного экономического регулирования, а во-вторых, в усилении административного регулирования. Кроме того, немало экономистов навязывают руководству страны неприемлемую для  Украины либерально-монетаристскую модель управления народным хозяйством.

Только преодоление отмеченных негативных тенденций в развитии современных социально-экономических  процессов даст возможность украинскому  народу отстоять и укрепить свою независимость.

 

 

 

 

Вывод

Главным национальным интересом  является устойчивое развитие экономики  и благосостояние граждан Украины. Обеспечение национальных интересов  и экономической безопасности - важнейшие  функции государства, реализация которых невозможна без системы механизмов само-регулир. и

регулирования (государственных  органов институтов рынка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Закон Украины „Об основах национальной безопасности Украины” от 19.06.2003 № 964-IV;

2. Геец В. Иностранный капитал в банковской системе Украины. //Зеркало недели. - № 26.

3. Пастернак-Таранушенко Г. Экономическая безопасность государства. Учебник для государственных

служащих // Под ред. Б. Кравченко. - К.: Институт государственного управления и самоуправления при

Кабинете Министров Украины, 1994. – 140 с.

4. Экономическая безопасность государства:[Интернет-ресурс] – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/25_WP_2010/Economics/67909 .doc.htm

5. Липкан В.А. Національна безпека України: навч.посібник / В.А. Липкан. – К.: Кондор. – 2007. – 552 с.


Информация о работе Экономическая безопастность страны