Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 01:19, реферат
Украина одновременно проходит сложный исторический путь создания государства и перехода от централизованно-плановой системы управления экономикой к социально направленной рыночной экономике. Понятно, что эти два исторических события сопровождаются разломом общественных и экономических отношений, что приводит к социально-экономическому кризису длительного характера. Кризисное состояние экономики значительно влияет, более того, непосредственно угрожает национальным интересам независимого государства, чрезвычайно актуализирует проблему его национальной безопасности, и в первую очередь такой ее составляющей, как экономическая.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая безопасность Украины ………………………………………4
Вывод……………………………………………………………………………..14
Список используемых источников……………………………………………..15
В сфере политических отношений сущность человека проявляется в его участии в политических партиях, движениях, выборах органов власти разных уровней, во влиянии на политику государства и т. д. Эту сферу общественной жизни в Украине характеризует наличие более 100 малочисленных политических партий, влияние на политику лишь отдельных из них, преимущественно тех, лидеры которых приближены к власть имущим или сами занимают высокие посты в структуре власти.
В сфере национальных отношений сущность человека проявляется в степени национальной самоидентификации населения, в развитии национального самосознания, традиционных культурно-исторических ценностей и идей, духа народа, в стремлении к национальному согласию в обществе и др. В Украине данную сферу отличают крайне низкий уровень национального самосознания подавляющего большинства людей, отсутствие призванной интегрировать общество конструктивной национальной идеи, межконфессиональное противостояние и т. д.
Техническая, сырьевая, научная и информационная безопасность. Технической безопасности Украины угрожает низкий (по сравнению с развитыми странами мира) уровень развития средств труда, значительный их физический (более 70%) и моральный (около 95%) износ, низкий удельный вес экспорта приборов, машин и оборудования, потеря немалой части традиционных рынков сбыта данных видов продукции вследствие их высокой стоимости (в связи с большой энерго- и капиталоемкостью). Кроме того, в условиях экономического кризиса значительная часть техники простаивает, происходит ее физическое разрушение, отсутствует даже простое воспроизводство. Так, в 1998 г. в промышленности Украины были внедрены только 5 гибких производственных систем, 2 промышленных робота, введены 174 механизированные поточные и автоматические линии, что в несколько раз ниже уровня 1991 г. Если в 1991 г. в стране было введено 1787 металлорежущих станков с цифровым программным управлением, то в 1998 — лишь 43; новых прогрессивных технологических процессов — соответственно 7303 и 1348. Если в 1994 г. инновации использовали 26% промышленных предприятий, то в 1999 г. — 13,5, использовали лишь около 1 тыс. изобретений, что в 8 раз меньше, чем в 1991 г. В последующие годы положение оставалось таким же. Произведенные на таком оборудовании товары, как правило, неконкурентоспособны на мировом рынке. При этом в развитых странах мира ежегодно производятся десятки тысяч роботов, другой современной техники, что усиливает процесс технического отставания нашего государства.
Сырьевая зависимость нашего государства проявляется в необходимости импорта около 35 млн т нефти, 80 млрд. куб. м газа, 35 млн т коксующегося угля, 75% лесоматериалов, почти 100% хлопка и некоторых других видов сырья, ввозимого преимущественно из России. По оценкам международных экспертов, поставка какого-либо вида сырья из одного источника, превышающая 20%-й уровень общих потребностей, представляет угрозу экономической безопасности страны, которая импортирует. Решение сырьевой проблемы зависит, прежде всего, от радикальных изменений в технологическом способе производства. Достаточно сказать, что во Франции (примерно одинаковой по территории и численности населения с Украиной) ежегодные размеры потребления нефти почти в два раза ниже, но эта страна производит почти в пять раз больше товарной продукции, чем Украина. Кроме того, существует целый ряд факторов (максимальная добыча нефти на действующих месторождениях, открытие и разработка новых месторождений энергоносителей, использование нетрадиционных источников энергии, экономия топлива и электроэнергии и др.), использование которых дало бы возможность значительно ограничить объем и потребление энергоносителей в Украине.
Научная независимость государства
заключается в способности
В конце 80-х — начале 90-х
годов по ряду количественных показателей
(численности кандидатов и докторов
наук, научных учреждений, объему затрат
на развитие науки) Украина входила
в первую десятку стран мира. За
1991—2000 гг. в Украине почти втрое
сократилась сеть проектных и
научно-исследовательских
Информационная независимость — это способность государства на основе современных информационных технологий (суперкомпьютеров пятого поколения, новейших систем связи, современных персональных компьютеров) обеспечить организациям, каждому человеку получение любой информации, накопленной человечеством Выше уже шла речь о создании в наиболее развитых странах мира современных суперкомпьютеров, «интеллектуальных» роботов и др. Страна, которая значительно отстает в создании таких технологий, превращается в информационную колонию этих государств. В Украине информационная зависимость усиливается и в результате постоянно уменьшающегося информационного телепространства вследствие растущей пропаганды насилия, секса, низкопробных развлекательных телепередач, тотальной коммерциализации прессы, радио, телевидения, значительного ослабления культурно-просветительской функции государственного телевидения, а также все большего вытеснения из эфира отечественного производителя теле радио продукции, крайне низкого удельного веса книг, газет, журналов, издаваемых на украинском языке, и др.
Угрожают экономической безопасности Украины рекомендации и предложения Международного валютного фонда и некоторых других международных организаций, особенно в отношении либерализации цен на экспорт товаров, необходимости отказа от валютного регулирования (свободного и нерегулируемого обмена валют) и др. Так, в 1997 г. МВФ выдвинул более 40 условий предоставления кредитов, а в 2000 г. — около 80, в том числе требования отмены моратория на продажу земли, снятия ограничений импорта иностранной валюты, отмены обязательной продажи государству части валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, приватизации обл., энерго и др.
Правительственные структуры
еще не полностью осознали негативные
последствия таких требований (например,
выполнение условий предоставления
кредитов МВФ нанесет национальной
экономике экономический ущерб,
который намного превысит сумму
полученных кредитов). Либерализация
импорта, к примеру, способствует чрезмерному
проникновению зарубежных фирм на украинский
рынок. Это, в свою очередь, ослабляет
и без того низкую конкурентоспособность
отечественных товаров, ставит собственное
производство на грань банкротства.
Поскольку государство не осуществляет
по отношению к отечественному товаропроизводителю
весомых протекционистских
Наибольшей угрозой
Независимость в формировании и развитии хозяйственного механизма означает право государства развивать собственную модель хозяйствования, прежде всего определять степень сочетания рыночных рычагов управления экономикой с государственным регулированием. Опыт развитых стран мира убедительно свидетельствует, что ядром хозяйственного механизма в современных условиях является регулирование экономики, которое осуществляет государство, компании (прежде всего крупные), другие субъекты предпринимательской деятельности.
К сожалению, значительная часть
положительного зарубежного опыта
остается неиспользованной, вследствие
чего нарастают процессы, которые
угрожают экономической безопасности
Украины. Они проявляются, во-первых,
в некомпетентности правительственных
решений, которые ориентированы
преимущественно на рыночные рычаги
управления экономикой и искусственно
ослабляют сферу
Только преодоление отмеченных
негативных тенденций в развитии
современных социально-
Вывод
Главным национальным интересом является устойчивое развитие экономики и благосостояние граждан Украины. Обеспечение национальных интересов и экономической безопасности - важнейшие функции государства, реализация которых невозможна без системы механизмов само-регулир. и
регулирования (государственных органов институтов рынка).
Список используемых источников
1. Закон Украины „Об основах национальной безопасности Украины” от 19.06.2003 № 964-IV;
2. Геец В. Иностранный капитал в банковской системе Украины. //Зеркало недели. - № 26.
3. Пастернак-Таранушенко Г. Экономическая безопасность государства. Учебник для государственных
служащих // Под ред. Б. Кравченко. - К.: Институт государственного управления и самоуправления при
Кабинете Министров Украины, 1994. – 140 с.
4. Экономическая безопасность государства:[Интернет-ресурс]
– Режим доступа : http://www.rusnauka.com/25_WP_
5. Липкан В.А. Національна безпека України: навч.посібник / В.А. Липкан. – К.: Кондор. – 2007. – 552 с.