Экономическая эффективность олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Анализ преобразований, вызванных трансформацией экономики России, все острее поднимает вопрос о месте и роли экономических субъектов в обществе. Переход российской экономики от административно-командной к рыночной не может не сказаться на основных субъектах экономики, какими являются предприятия и фирмы. Ведь именно они выступают ключевыми структурными единицами современного рыночного процесса. В экономике отчетливо проявляются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием трансформации экономического пространства. Буквально за считанные годы российская промышленность стала сферой доминирования отраслевых олигопольных рынков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Основные признаки олигополии………………………………………..5-9
Модели олигополии…………………………………………………...10-13
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии……………………...14-21
Экономическая эффективность олигополии…………………...……22-26
Заключение…………………………………………………..………………27-28
Список использованной литературы………………...

Файлы: 1 файл

олигополия.docx

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 

Ценовые войны хороши для покупателей, фирмы-олигополисты в конечном итоге теряют свои доходы (кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы). Поэтому данная ситуация возникает не часто.

Модель, основанная на тайном сговоре, имеет большее распространение. Фирмы достигают соглашения (в фирме картеля) по поводу цен и объемов производства. Это дает возможность ограничить конкуренцию, уменьшить неопределенность и увеличить прибыль. Но существуют препятствия для тайного сговора (различия в издержках, правовые препятствия, возможность появления новых конкурентов, численность фирм и т.д.), потому он недолговечен.

Рисунок 2.2.-Модель тайного сговора (MR=МС; Р>АС)

 

Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики:

  • устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру;
  • цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек);
  • о надвигающемся пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях.

Обычно различают два основных типа ценового лидерства – лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат.

 

 

Рисунок 2.3- Модель лидерства в ценах

 

  • Модель Курно. Впервые модель дуополии (две конкурирующих фирмы) была предложена французским математиком и экономистом Огюстеном Курно в 1838 году. Модель предполагает, что фирмы производят однородный товар. Каждая фирма должна решить, сколько производить, помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что цена в итоге будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Суть модели в том, что, принимая решение, олигополист руководствуется стремлением к максимизации своей прибыли, полагая выпуск другого олигополиста заданным. В итоге процесс завершится уравниванием их выпусков, и тогда дуополия достигает состояния равновесия Курно, в условиях которого каждая фирма максимизирует свою прибыль.

 

Рисунок 2.4- Модель Курно

 

Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Использование  теории игр при моделировании  стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии

 

Первую попытку создать математическую теорию игр предпринял в 1921 г. Э.Борель. Как самостоятельная область науки впервые теория игр была систематизировано изложена в монографии Дж.фон Неймана и О.Моргенштерна Теория игр и экономическое поведение в 1944 г. С тех пор многие разделы экономической теории (например, теория несовершенной конкуренции, теория экономического стимулирования и др.) развивались в тесном контакте с теорией игр.

Игра - это идеализированная математическая модель коллективного поведения нескольких лиц (игроков), интересы которых различны, что и порождает конфликт. Конфликт не обязательно предполагает наличие антагонистических противоречий сторон, но всегда связан с определенного рода разногласиями. Конфликтная ситуация будет антагонистической, если увеличение выигрыша одной из сторон на некоторую величину приводит к уменьшению выигрыша другой стороны на такую же величину и наоборот. Антагонизм интересов порождает конфликт, а совпадение интересов сводит игру к координации действий (кооперации).

В теории игр предполагается, что игра состоит из ходов, выполняемых игроками одновременно или последовательно.

Ходы бывают личными и случайными. Ход называется личным, если игрок сознательно выбирает его из совокупности возможных вариантов действий и осуществляет его (например, любой ход в шахматной игре). Ход называется случайным, если его выбор производится не игроком, а каким-либо механизмом случайного выбора (например, по результатам бросания монеты).

Совокупность ходов, предпринятых игроками от начала до окончания игры, называется партией.

Одним из основных понятий теории игр является понятие стратегии. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры. В простых (одноходовых) играх, когда в каждой партии игрок может сделать лишь по одному ходу, понятие стратегии и возможного варианта действий совпадают. В этом случае совокупность стратегий игрока охватывает все возможные его действия, а любое возможное для игрока i действие является его стратегией. В сложных (многоходовых играх) понятие «варианта возможных действий» и «стратегии» может отличаться друг от друга.

Стратегия игрока называется оптимальной, если она обеспечивает данному игроку при многократном повторении игры максимально возможный средний выигрыш или минимально возможный средний проигрыш, независимо от того, какие стратегии применяет противник. Могут быть использованы и другие критерии оптимальности.

Возможно, что стратегия, обеспечивающая максимальный выигрыш, не обладает другим важным представлением оптимальности, как устойчивостью (равновесностью) решения. Решение игры является устойчивым (равновесным), если соответствующие этому решению стратегии образуют ситуацию, которую ни один из игроков не заинтересован изменить.

Примерами конфликтной ситуации являются ситуации, складывающиеся во взаимоотношениях покупателя и продавца; в условиях конкуренции различных фирм; в ходе боевых действий и др. Примерами игр являются и обычные игры: шахматы, шашки, карточные, салонные и др. (отсюда и название теория игр и ее терминология).

В большинстве игр, возникающих из анализа финансово-экономических, управленческих ситуаций, интересы игроков (сторон) не являются строго антагонистическими ни абсолютно совпадающими. Покупатель и продавец согласны, что в их общих интересах договориться о купле-продаже, однако они энергично торгуются при выборе конкретной цены в пределах взаимной выгодности.

Теория игр (theory of games)- математические расчеты гипотетического поведения принятия решения двумя или более людьми в ситуациях, где каждый способен сделать выбор между двумя или более направлениями деятельности "стратегиями", их интересы могут частично или полностью быть противоположными, для любого лица числовые значения прилагаются к "полезности" комбинации результатов. Разработанная прежде всего фон Нойманом (см. фон Нойман и Моргенштерн, 1944), теория игр основана на традиционных формах рационального моделирования в политэкономии.

На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнёра. Такие ситуации относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнёров. В экономике конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнёров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнёра, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнёры будут принимать.

Для грамотного решения задач с конфликтными ситуациями необходимы научно обоснованные методы. Такие методы разработаны математической теорией конфликтных ситуаций, которая носит название теория игр.

Когда между фирмами существует взаимодействие и поведение каждой из них обусловлено многими институциональными условиями - неполнотой информации, неопределенностью, наличием трансакционных издержек, множественностью целей, действием конкурентов и т.д., - опирающиеся на стабильность предпочтений и абсолютную рациональность участников рынка, полноту информации и существование единственного Парето-оптимального равновесия модели неоклассической теории становятся малопригодными для экономического анализа. Более предпочтительной для анализа взаимодействия участников рынка и обусловливающих такое взаимодействие условий является институциональная экономическая теория. Она исходит из того, что предпочтения не являются заданными и стабильными, а формируются под влиянием многих изменяющихся условий (институтов). Учитывая наличие информационных издержек и ограниченность знания, в качестве определяющего выбор принципа теория использует не оптимальность, а удовлетворенность. Наконец, она постулирует необязательность Парето-оптимального равновесия и допускает как множественность точек равновесия, так и отсутствие равновесия вообще. В институциональной теории используются разные методы анализа, в том числе и формальные модели, применяемые для исследования взаимодействия фирм. В основе построения таких моделей лежит теория игр.

Теория игр представляет собой способ анализа взаимообусловленного поведения, когда решения одного участника оказывают влияние на решения другого, и наоборот. Она не требует полной рациональности в поведении и не предполагает наличия единственного равновесия. Поскольку речь идет о взаимообусловленном поведении, то вся игра строится на принципе оценки результатов стратегий участников игры. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собой варианты и оценки результатов решений участников взаимодействия, а сама игра может быть представлена в стратегической или развернутой форме (рис. 18.12). Кроме того, игры могут быть не кооперативными, когда не допускается обмен информацией между участниками, и кооперативными, когда такой обмен возможен.

Обе формы иллюстрируют возможные решения и оценку результатов этих решений. Если фирма А снизит цену на свою продукцию, то она увеличит свою прибыль, увеличив объем продаж, только в том случае, если фирма Б не снизит цену на свою продукцию (15; -10). Если же фирма Б последует примеру фирмы А и снизит цену, то это приведет к снижению прибыли у обеих фирм (-5; -5). Напротив, в случае снижения цены фирмой Б и сохранения ее фирмой А прибыли последней сократятся, а у фирмы Б - вырастут (-10; 15). Только в случае сохранения существующей цены у фирм не происходит изменения прибылей (0; 0). Суть игры заключается в том, чтобы в условиях неопределенности поведения конкурента выработать равновесную, то есть наиболее приемлемую с точки зрения последствий, стратегию взаимодействия.

В рамках взаимодействия фирм могут быть достигнуты различные типы равновесия. Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии. Оно достигается в случае пересечения доминирующих стратегий обеих фирм. Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от действия фирмы Б, называется равновесием по Нэшу, которое означает, что ни одна из фирм не сможет увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке. Если же равновесие достигается при условии, что улучшение положения одной из фирм невозможно без ухудшения положения другой, то в этом случае имеет место равновесие по Парето. В случае, когда максимизация результатов участников игры достигается в результате принятия решения одной фирмой на основе известного ей решения другой фирмы, возникает равновесие по Штакельбергу, которое имеет место всегда.

В приведенной игре равновесие доминирующих стратегий отсутствует, так как нет стратегий, дающих максимальный выигрыш независимо от действий конкурента. Равновесие по Нэшу будет достигнуто в точке (0; 0), так как при данной стратегии ни один из участников не заинтересован ее менять. Равновесие по Парето достигается в точках (0; 0) и (-3; -3), поскольку в этих ситуациях нельзя улучшить положение одного участника без ухудшения положения другого. Что касается равновесия по Штакельбергу, то оно будет находиться для фирмы А в точке (5; -10), а для фирмы Б - в точке (-10; 5).

Модели теории игр позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить возникающие в процессе их взаимодействия проблемы - координации, совместимости и кооперации. Поскольку в реальной практике фирмы находятся в постоянном взаимодействии (повторяющиеся игры), то принимаемые ими решения основываются на предыдущем опыте, а сами они приходят к выводу о том, что в долгосрочном периоде кооперативное поведение выгоднее некооперативного.

Та же самая игровая ситуация может быть представлена и в нормальной форме (рис.9). Здесь обозначены два состояния - вступление/дружественная реакция и невступление/ агрессивная реакция. Очевидно, что второе равновесие несостоятельно. Из развернутой формы следует, что для уже закрепившейся на рынке компании нецелесообразно реагировать агрессивно на появление нового конкурента: при агрессивном поведении теперешний монополист получает 1(платеж), а при дружественном - 3. Компания-аутсайдер к тому же знает, что для монополиста не рационально начинать действия по ее вытеснению, и поэтому она принимает решение о вступлении на рынок. Грозившие потери в размере (-1) компания-аутсайдер не понесет.

Информация о работе Экономическая эффективность олигополии