Экономическая модель Российской трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В канун XXI века важнейшей чертой мировой экономики стал всеобъемлющий процесс постсоциалистической трансформации. Эти перемены охватили в общей сложности более 30 стран Европы и Азии с полуторамиллиардным населением, что составляет одну четвертую часть всего человечества. Последствия этого процесса имеют жизненноважное значение не только для этих народов, но и для всего мира.
Проблема трансформации экономической системы, как никакая другая актуальна и для России. Трансформация экономических систем охватывает все составные части системы, включая и элементы системы, происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и  отношений. Распались и исчезли  старые планово-директивные связи  между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.[13, c 131]

Также существенной чертой переходной экономики является социально-экономический  кризис. Возникший как результат  краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике  любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

[7, с 71-78]

 

 

1.3. Особенности переходной экономики

 

 

Экономика переходного  периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад — особый тип экономических отношений. Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем — и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. [23, c 170]

Переходная экономика  по своей природе есть особое состояние  в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой, в переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающий ее от «обычной» экономики той или другой ступени, и специфические закономерности ее функционирования.[9, с 3-8]

Можно выделить две важнейшие  специфические закономерности (особенности) функционирования переходной экономики:

•  инерционность воспроизводственного процесса;

•  интенсивное развитие всех новых форм, элементов, институтов.

Первая закономерность (особенность) функционирования переходной экономики связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность  быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой закономерностью (особенностью) функционирования переходной экономики является интенсивное  развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного  процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.[13, c 145]

ГЛАВА2. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Особенности российской модели трансформационной экономики

 

 

Особенности переходной экономики России можно кратко охарактеризовать следующим:

•  во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной  рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях.

Россия вновь (как и  после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные  до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении  нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов;

•  во-вторых, российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.;

•  в-третьих, переходный процесс в России происходит в  конце XX в. в особых исторических, условиях развернувшихся глобальных переходных процессов.

Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций;

•  в-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением».

В экономическом плане  российское общество в значительной мере несет черты именно восточной  культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть — человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.[4, с 5-20]

Создание экономической  системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

В связи с этим главные  задачи переходной экономики России следующие:

1. Либерализация экономики  — это система мер, направленных  на отмену или резкое сокращение  запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Демонополизация экономики  и создание конкурентной среды,  предполагающие создание равных  возможностей и условий для  деловой активности всех экономических  агентов (обеспечение доступа  на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.).

3.  Структурные преобразования, направленные в первую очередь  на устранение или смягчение  унаследованной от прежней системы  диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

4.  Макроэкономическая  стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии,  минимизации госбюджета и т.д.

5.  Формирование сильной  системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.

6.  Институциональные  преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства. [20, с 7-16]

 

 

2.2.Функции государства в переходной экономике

 

 

   В переходной  экономике роль государства принципиально  отличается от его роли как  в командной, так и в рыночной  экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления  значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому неверно представление о том, что государство в переходный период должно в значительной степени уступить свои функции рынку. Во всяком случае, на первых этапах реформирования роль государства должна быть достаточно активной для того, чтобы предотвратить анархию и криминальный характер экономики, придать реформам необратимый характер. Государство также должно обеспечивать социальные гарантии малоимущим слоям населения, защищать их от негативных последствий рынка, инфляции, безработицы.

   Кроме того, только государство может сохранить от развала производственный потенциал страны, противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где существует монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль государственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода остается решающей.[22, с 215]

   Государственное управление  экономикой не может и не  должно подменять собой рынок  и его регулирующие функции.  Если вмешательство государства  в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.

   Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно и инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно- денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.[22, с 220]

   Государство влияет на  экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:

   1)цели государственного регулирования;

   2)методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);

   3)формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);

   4)субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);

   5)объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).

   Регулирующие функции государства  в переходной экономике обеспечивают:

   •общественную эффективность — создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического процесса;

   •общественную стабильность — переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;

   •общественную справедливость — перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.[22, с 225]

   Государство в формирующейся  рыночной экономике выступает  как партнер, один из участников  хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий “правила игры”. В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ также занимается государство.

Информация о работе Экономическая модель Российской трансформационной экономики