Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 20:37, курсовая работа
В канун XXI века важнейшей чертой мировой экономики стал всеобъемлющий процесс постсоциалистической трансформации. Эти перемены охватили в общей сложности более 30 стран Европы и Азии с полуторамиллиардным населением, что составляет одну четвертую часть всего человечества. Последствия этого процесса имеют жизненноважное значение не только для этих народов, но и для всего мира.
Проблема трансформации экономической системы, как никакая другая актуальна и для России. Трансформация экономических систем охватывает все составные части системы, включая и элементы системы, происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.
Что касается
функций государственного
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
С другой стороны,
одной из основных функций
государства в переходной
Государство в
переходный период использует
прямые и косвенные методы
регулирования. При выборе
На первоначальном
этапе переходного периода
Важнейшим направлением
деятельности государства
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения целей устойчивого развития общества.
Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.[6, с 3-8]
В переходной
экономике можно выделить три
основных направления
1. Создание
правовых и организационных
2. Перестройка
самой государственной системы
на принципах демократии и
удовлетворения потребностей
3. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; снижение уровня инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.[3, с 165]
2.3. Современное состояние российской трансформационной экономики
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики. Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится вот уже более десяти лет.
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и показатели прогноза на период до 2013 г., разработанные в рамках бюджетной программы, являются свидетельством медленного повышения деловой активности по важнейшим параметрам развития за 2010-2013 гг., которое выражается прежде всего в дальнейшем подъеме объемов производства товаров и услуг, но уменьшению емкости внутреннего рынка практически по большинству его секторов.
Валовой внутренний продукт составил (составит): в 2010 г. - 44 939.2 млрд. руб; в 2011 г. -50 389 млрд. руб ; прогноз на 2012 г. - 58 683 млрд. руб; а в 2013 - 64 803 млрд .руб. [18, с 15]
За последние два года отмечается заметный поворот к улучшению экономики. Впервые за годы реформ оживилось производство - вместо спада отмечается его рост. Главными факторами положительной динамики промышленности выступают экспортная ориентация укрепление тенденции улучшения финансового положения промышленных предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции. Рост производства сопровождается позитивными сдвигами в качестве продукции(в черной металлургии, химической промышленности, машиностроении, мебельной промышленности, в оборонном комплексе).[19, с 8-10]
Увеличение инвестиций в основной капитал продолжается: 2009-7930 млрд.руб; 2010г-9105.1 млрд.руб. За годы реформ по отношению к 2009г. сократилась производительность труда (соотношение производимого ВВП и численности занятых в экономике): на четверть с лишним в промышленности и на треть с лишним в сельском хозяйстве.
Важнейшей стороной качественного
состояния любой экономики
Таким образом, итоги 2010г.
и обстановка в 2011 г. свидетельствуют о вступлении
экономики страны в этап стабилизации.
Из положительных тенденций можно выделить
снижение инфляции в 2010г.-8,8%,2011г.-7%,
Как показывает практика, наряду с тем, что сделаны определенные шаги в сторону перехода страны к рыночной экономике и формирования рыночных отношений, остается еще ряд важнейших проблем 2011г., в том числе - активизация инвестиционной деятельности и обеспечение подъема экономики, переход от депрессии к расширенному воспроизводству, упрочение финансовой стабилизации при низкой инфляции (7% за год), оздоровление финансового состояния предприятий при наличии профицита федерального бюджета, усиление социальной направленности реформ.
[5, с 58-60]
Общие итоги. неоднозначны. Продолжается формирование многоукладной рыночной экономики, в результате чего доля негосударственного сектора в производстве ВВП достигла 70% (этот сектор включает частные, смешанные предприятия и т. д.), намечаются тенденции медленного улучшения динамики промышленного производства, улучшение динамики производства в последние месяцы отмечается в большинстве отраслей промышленности, в том числе легкой, пищевой и машиностроении.
В условиях продолжения процессов адаптации предприятий к рыночным условиям промышленное производство все еще находится в структурном кризисе, что сохранялось и в течение 2011г. Еще не решены многие проблемы реформирования промышленного производства. В силу высоких процентных ставок предприятия не могут брать кредиты, что приводит к медленному росту инвестиций и оборотных средств. Под влиянием отмеченных факторов, ниже прогнозных расчетов оцениваются объемы производства в машиностроении, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов. В химической промышленности это связано с сокращением производства пластмасс, химических волокон и нитей вследствие снижения спроса внутреннего рынка и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Отклонения от прогнозных расчетов в сторону сокращения объемов производства в отраслях машиностроения, лесной промышленности и промышленности стройматериалов обуславливается прежде всего ухудшением финансового положения отраслей, сокращением объемов инвестиций и соответственно сокращением в этой связи спроса на их продукцию.[7, с 71-78]
2.4. Перспективы развития экономики до 2020 года
В период с 1990-2000 годов, в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе . Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности. Обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга. Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.[9, с 3-8]
Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста. Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы , подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.[12, с 54]
По поручению президента Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года.
Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:
• динамичный рост мировой экономики (в среднем около 4% в год), что предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;
Информация о работе Экономическая модель Российской трансформационной экономики