Экономическая модель Российской трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В канун XXI века важнейшей чертой мировой экономики стал всеобъемлющий процесс постсоциалистической трансформации. Эти перемены охватили в общей сложности более 30 стран Европы и Азии с полуторамиллиардным населением, что составляет одну четвертую часть всего человечества. Последствия этого процесса имеют жизненноважное значение не только для этих народов, но и для всего мира.
Проблема трансформации экономической системы, как никакая другая актуальна и для России. Трансформация экономических систем охватывает все составные части системы, включая и элементы системы, происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

   Что касается  функций государственного регулирования,  то прежде всего отметим, что  государство в переходной экономике,  с одной стороны, выполняет  те же функции, что и в  любой другой системе. Так,  оно обеспечивает население “общественными благами”, защищает общество от “внешних эффектов” (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

   Государство и  в рыночной, и в переходной  экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.

   С другой стороны,  одной из основных функций  государства в переходной экономике  является целенаправленное создание  правовых, экономических, социальных  и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.[14, с 156]

   Государство в  переходный период использует  прямые и косвенные методы  регулирования. При выборе вариантов  использования конкретных методов  необходимо учитывать опыт развитых  стран. Так, в США накоплен значительный опыт использования преимущественно косвенных (экономических) методов регулирования экономики. Во Франции и Японии применяется более сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов. Для социально ориентированной рыночной экономики Австрии, Германии и Швеции характерно активное участие государства в регулировании отношений в социальной сфере.

   На первоначальном  этапе переходного периода преобладают  прямые методы государственного  регулирования (плановые, директивные  задания, госзаказ). Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая преимущественно косвенными методами, еще не создана в полной мере. В-третьих, глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только с помощью прямого воздействия государства.

   Важнейшим направлением  деятельности государства является  выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.

   Особое внимание  в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения целей устойчивого развития общества.

   Важнейшей функцией  государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.[6, с 3-8]

   В переходной  экономике можно выделить три  основных направления деятельности  государства.

   1.  Создание  правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования  рыночной экономики. К ним относятся:  институты частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

   2.  Перестройка  самой государственной системы  на принципах демократии и  удовлетворения потребностей рыночного  хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

   3.  Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; снижение уровня инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.[3, с 165]

2.3. Современное  состояние российской трансформационной экономики

 

 

 

Россия переживает сегодня  большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики. Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится вот уже более десяти лет.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и показатели прогноза на период до 2013 г., разработанные в рамках бюджетной программы, являются свидетельством медленного повышения деловой активности по важнейшим параметрам развития за 2010-2013 гг., которое выражается прежде всего в дальнейшем подъеме объемов производства товаров и услуг, но уменьшению емкости внутреннего рынка практически по большинству его секторов.

Валовой внутренний продукт  составил (составит): в 2010 г. - 44 939.2 млрд. руб; в 2011 г. -50 389 млрд. руб ; прогноз на 2012 г. - 58 683 млрд. руб; а в 2013 - 64 803 млрд .руб. [18, с 15]

 За последние два года отмечается заметный поворот к улучшению экономики. Впервые за годы реформ оживилось производство - вместо спада отмечается его рост. Главными факторами положительной динамики промышленности выступают экспортная ориентация укрепление тенденции улучшения финансового положения промышленных предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции. Рост производства сопровождается позитивными сдвигами в качестве продукции(в черной металлургии, химической промышленности, машиностроении, мебельной промышленности, в оборонном комплексе).[19, с 8-10]

Увеличение инвестиций в основной капитал продолжается: 2009-7930 млрд.руб; 2010г-9105.1 млрд.руб. За годы реформ по отношению к 2009г. сократилась  производительность труда (соотношение  производимого ВВП и численности занятых в экономике): на четверть с лишним в промышленности и на треть с лишним в сельском хозяйстве.

Важнейшей стороной качественного  состояния любой экономики является уровень ее научно-технического прогресса, государственная поддержка и стимулирование НИОКР. К сожалению, за годы реформ многократно сократились ассигнования на НИОКР, их доля в Российском ВВП не превышает 1% против 2,3-3% в развитых капиталистических странах, но в 2011 году заметно улучшение по этой проблеме. Сдерживающим фактором экономического роста в России остается ползуче растущий внешний долг-36 002 млн. долл. Для российской экономики это серьезные вычеты финансовых средств, препятствующие стимулированию экономического роста. А внутренний долг составляет -3 995,038 млрд.руб. За прошедшие годы изменился сам состав отраслей российской экономики. В частности статистические данные 2009-2011гг. существенно отличаются от предыдущих, т. е. из отраслевой структуры практически исчезли материально-техническое снабжение и сбыт, изменился и сам состав отраслей российской экономики. Согласно данным национальных счетов производства, с самого начала переходного периода наиболее ярко выраженную тенденцию к росту имеет сфера услуг. [1, с 19-25]

Таким образом, итоги 2010г. и обстановка в 2011 г. свидетельствуют о вступлении экономики страны в этап стабилизации. Из положительных тенденций можно выделить снижение инфляции в 2010г.-8,8%,2011г.-7%,относительную стабилизацию конечного потребительского спроса населения, небольшое снижение объемов производства, к отрицательным тенденциям следует отнести недостаточную активность инвестиционной деятельности особенно в основной капитал, медленную структурную перестройку. Вместе с тем, реальные денежные доходы населения остаются еще на низком уровне.

Как показывает практика, наряду с тем, что сделаны определенные шаги в сторону перехода страны к  рыночной экономике и формирования рыночных отношений, остается еще ряд  важнейших проблем 2011г., в том  числе - активизация инвестиционной деятельности и обеспечение подъема экономики, переход от депрессии к расширенному воспроизводству, упрочение финансовой стабилизации при низкой инфляции (7% за год), оздоровление финансового состояния предприятий при наличии профицита федерального бюджета, усиление социальной направленности реформ. 

[5, с 58-60]

Общие итоги. неоднозначны. Продолжается формирование многоукладной  рыночной экономики, в результате чего доля негосударственного сектора в  производстве ВВП достигла 70% (этот сектор включает частные, смешанные  предприятия и т. д.), намечаются тенденции медленного улучшения динамики промышленного производства, улучшение динамики производства в последние месяцы отмечается в большинстве отраслей промышленности, в том числе легкой, пищевой и машиностроении.

В условиях продолжения процессов адаптации предприятий к рыночным условиям промышленное производство все еще находится в структурном кризисе, что сохранялось и в течение 2011г. Еще не решены многие проблемы реформирования промышленного производства. В силу высоких процентных ставок предприятия не могут брать кредиты, что приводит к медленному росту инвестиций и оборотных средств. Под влиянием отмеченных факторов, ниже прогнозных расчетов оцениваются объемы производства в машиностроении, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов. В химической промышленности это связано с сокращением производства пластмасс, химических волокон и нитей вследствие снижения спроса внутреннего рынка и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Отклонения от прогнозных расчетов в сторону сокращения объемов производства в отраслях машиностроения, лесной промышленности и промышленности стройматериалов обуславливается прежде всего ухудшением финансового положения отраслей, сокращением объемов инвестиций и соответственно сокращением в этой связи спроса на их продукцию.[7, с 71-78]

 

 

2.4. Перспективы  развития экономики до 2020 года

 

 

В период с 1990-2000 годов, в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе . Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности. Обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга. Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.[9, с 3-8]

Результат системных  преобразований в экономике интегрально  выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста. Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы , подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.[12, с 54]

По поручению президента Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года.

Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:

• динамичный рост мировой  экономики (в среднем около 4% в  год), что предъявляет высокие  требования к темпам и качеству роста  российской экономики, необходимым  для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;

Информация о работе Экономическая модель Российской трансформационной экономики