Экономическая мысль античного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому изучение экономической теории целесообразно начинать с краткого и схематичного обзора истории ее развития. На ранних этапах становления науки многие проблемы поднимались в более контрастной форме, чем теперь. Следуя за развитием экономической мысли, легче понять не только, какие вопросы вставали перед учеными, но и почему они возникали и приобретали актуальность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
4

1.1
Экономическая мысль античного общества
4

1.2
Экономическая мысль Древнего Востока
6
2.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
9

2.1
Салическая правда и учение Фомы Аквинского
9

2.1
Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм
11

2.2
Физиократы
17
3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
20

3.1
Классическая школа политической экономии.
Учения А.Смита и Д.Рикардо
20

3.2
Марксизм
23

3.3
Возникновение маржинализма
25

3.4
Кейнсианство и его разновидности
29
4.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ КАПИТАЛИЗМА
33

4.1
Институционально-социальное направление экономической мысли
33

4.2
Эволюция неоклассического направления. Монетаризм
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37

Файлы: 1 файл

КУРС. История экон. учений.DOC

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Меркантилисты не придавали  значения привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций.

Разложение меркантилизма  и развитие относится к 17 веку. Этот период ознаменовался развитием  отдельных отраслей промышленности, росту капиталистического производства.

Если прежде главной  сферой приложения капитала было обращение, то в результате капиталистической мануфактуры капиталисты все более перемещались в сферу производства. В этих условиях учение меркантилистов, ограничивших объект своего исследования лишь сферой обращения и игнорировании производства, перестало соответствовать экономическим интересам буржуазии

 

2.3 Физиократы

В 18 веке Франция продолжала оставаться аграрной страной. В борьбе против феодального строя буржуазия  выдвинула своих идеологов, среди  которых одно из первых мест занимал  Ф.Кенэ – основоположник  и глава школы физиократов. Физиократы – французские экономисты 18 века, представители классической буржуазной политической экономии.

Физиократы выступали  с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сфере обращения, к анализу производства.  Они исследовали  вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. В этом состоит главная научная заслуга физиократов.

Кенэ  выдвинул  учение об эквивалентности  обмена. Он доказал, что  “обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена, ничего, стало быть не  производит (Кенэ Ф. Избр. Экономическое производство М.Ю 1960 г., с.359) и объяснил это тем, в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают ещё до того, как поступают на рынок. Отсюда следовало, в обмене  богатство не  создается и прибыль не возникает.

Центральное место в  экономической системе физиократов  занимало учение о “чистом продукте”, под которым Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительных стоимостей. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается.

Заслугой физиократов является данный ими в пределах буржуазного кругозора анализ капитала. Причем капитал они рассматривали не как деньги (они лишь средства приобретения капитала), а как производительный капитал.

Кенэ дал разграничения  между отдельными частыми капитала по характеру их оборота. Одну часть капитала он называл первоначальными авансами (сельскохозяйственный инвентарь, постройки, скот…);  другую,  названную им ежегодными авансами, составляли затраты на семена, рабочую силу. Первая часть капитала полный оборот совершала за ряд производственных циклов (ряд лет), тогда как вторая часть проделывала оборот в течение одного производственного цикла (1 год). Таким образом Кенэ впервые дал примерное разделение капитала  на основной и оборотный.

Кенэ сделал первую в  истории политической экономии попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. Этот процесс схематически изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежнем масштабе.

В таблице нашли отражение  основные стороны экономической  теории Кенэ, его учение о «чистом  продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах, в ней видна классовая позиция автора, как защитника капиталистического способа производства.

В отличие от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

В качестве министра финансов Франции Анн Роббер Хак Тюрго (один из последователей Кенэ) в 1776 году опубликовал шесть законоположений, имеющих целью уничтожить феодальные ограничения и развитие буржуазных торгово-денежных отношений. Его намерения вызвали протесты защитников феодализма, и Тюрго вынужден был уйти в отставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  УЧЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

3.1 Классическая школа. Учения А.Смита и Д.Рикардо

 

Классическая школа возникла в эпоху, когда капитализм завоёвывал свое господство. Он уже создал мощные промышленные предприятия и шёл по пути их совершенствования, осуществляя промышленный переворот.

Меркантилисты искали происхождение  богатства во внешней торговле. Физиократы перенесли исследования из сферы обращения в сферу производства. Заслуга классической школы состоит в разработке теории трудовой стоимости.

Ранним экономистом-классиком можно  признать крупнейшего английского  экономиста 17 века Вильяма Пети  наиболее крупным экономистом-классиком мануфактурного периода является выдающийся мыслитель 18 века Адам Смит. Наибольшего развития и своего завершения классическая школа достигла к концу  промышленного переворота в Англии (начало 19 века) в трудах Давида Риккардо.

Проведенный А.Смитом анализ природы человека, взаимодействия и  взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «экономический человек», хотя само это понятие возникло позднее. А Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес – это настолько мощный стимул, который готов преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумнее человеческих законов так часто затрудняет его деятельность. (А.Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962,  с 393). Порядок свободного проявления эффективного удовлетворения частного экономического интереса, а также стихийного функционирования объективных экономических законов называется по Смиту «естественным порядком».

Основой экономического учения Смита был принцип свободной  конкуренции. Только при свободном  передвижении капитала, товаров, денег  и людей ресурсы общества могут  использоваться оптимально. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы:

– свободное движение рабочей силы;

– свободная торговля землей;

–отмена правительственной  регламентации функционирования   промышленности   и внутренней торговли;

– свобода внешне торговли.

Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А.Смита, добившись  экономического возрождения. В реальной жизни ведь так просто и одновременно так трудно создать условия, при  которых могла бы воплотиться  его мысль: для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении, а все остальное сделает естественный ход вещей.

Виднейшей фигурой английской классической политэкономии стал Давид Рикардо, опубликовавший свои работы в начале 19 века. Отличительной чертой его научной системы стало признание закона стоимости, фундаментом на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии.

Д.Рикардо анализировал количественные показатели и связи при капитализме, являющимися символом экономического прогресса, а возникающие проблемы можно решить с его точки зрения, через решение проблемы накопления.

Однако буржуазная политэкономия  могла оставаться научной лишь до тех пор, пока противоречия капитализма и классовая борьба находились ещё в неразвитой форме.

К концу первой четверти 19 века в связи с развитием  капитализма и завершением промышленного  переворота, появлением периодических  промышленный кризисов резко ухудшается положение рабочих, а потому происходит обострение классовой борьбы. Вместе с тем пробил «смертный час» для научной буржуазной политэкономии. Отныне дело шло уже не о том, что правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезная она для капитала или вредна. Удобна или неудобна согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наемных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой политикой. (К.Маркс, Ф.Энгельс. соч. 2-е изд., т.23, С.17).

Классическая буржуазная политэкономия уступает место вульгарной, т.е. не научной буржуазной политэкономии, для которой становится характерным  скольжение по поверхности явлений. Описание внешней видимости экономических  отношений капитализма, маскирующей их подлинную антагонистическую сущность.

Вульгарная политэкономия  возникла на рубеже 18-19 веков, её основоположниками  явились Ж.Сэй (Франция) и Т.Мальтус (Англия).

Выделение ими ненаучных  элементов в учении Смита и  развитие их в систему, последующая вульгаризация теории Д.Рикардо, Д.Миллен, Д.Мак-Куллаком. Затем и открытый разрыв с классической школой в писаниях Н.Синиора (Англия), Ф.Бастис (Франция), Г.Кэри (США) и исторической школы (Германия) представляют основные вехи процесса вульгаризации буржуазной политэкономии в первой половине 19 века.

Господствующему классу необходима была идеологическая защита существующих порядков. Представители  вульгарной политэкономии рьяно  отстаивали эти порядки, добиваясь  чтобы интересы землевладельца и капиталиста, совпадая, были направлены против рабочих. Но при этом пытались убедить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс, представляя утопией всякое стремление к усовершенствованию существования общественного строя.

Этой цели,  к примеру, был призван  служить К.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения».

Главная и непрерывная  причина бедности, по Мальтусу обусловлена  «естественными законами  и человеческими  страстями», совокупностью природы  и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Есть только один выход – это сокращение численности населения посредствам воздержания от брака неимущих, либо в результате различных несчастий (голод, эпидемия, войны), т.е. пороки капитализма есть неизбежный удел человечества.

Теории последователей вульгарной политэкономии в своем  большинстве были абсурдны и не состоятельны.

3.2 Марксизм

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства, но также и противоречивость своего развития, всё большее нарастание конфликтов между трудом и капиталом. Учение, разработанное К.Марксом в содружестве с Ф.Энгельсом, представляет собой целостное мировоззрение, стройную систему философской экономии и социально-политических взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения и вполне закономерным, явилось то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества.

В своем труде Маркс  давал глубокий анализ производства и его влиянию на распределение, обмен и потребление, по новому трактовал метод политэкономии, развивая тактику зрения исторического материализма.

При этом указывалось, что  политико-экономические исследования относительно той или иной страны начинаются с анализа её населения, классов, городов, земельных богатств, внешней торговли, отраслей производства.  Правомерными Марксу представлялись следующие разделы политэкономии:

  1. Абстрактные определения общего характера.
  2. Категории буржуазной экономики (капитал, наёмный труд, земельная собственность, кредит, обращение).
  3. Буржуазное общество и государство (не производит, классы, налоги, государственный долг).
  4. Интернациональные экономические связи (мировая торговля, вексельный курс).
  5. Мировой рынок и кризисы.

 Выясняя происхождение денег, Маркс связывал этот процесс с развитием противоречий товаров, представляющего противоречивое единство потребительной стоимости и ценовой стоимости.

Определяя свойства денег, Маркс отмечал их роль как меры товарного обмена, средства обмена, представителя товаров, всеобщего товара.

Целый раздел посвящался анализу денег как материального  представителя богатства, помимо их роли как средств обращения. Маркс  обстоятельно исследовал, почему благородные  металлы стали функционировать  в качестве денег. Количество требующихся денег для обращения, Маркс ставил в зависимость от совокупной суммы цен и скорости оборота денег. Были выяснены важнейшие функции денег как средств обращения, как сокровища.

В труде нашло отражение  величайшее открытие Маркса. В нем развивалось учение о рабочей силе (работоспособности) как товаре и были показаны его особенности. Это позволило Марксу дать объяснение процесса обмена между  капиталом и трудом и образования прибавочной стоимости на основе закона стоимости. Тем самым впервые получала решение сложнейшая теоретическая проблема, которая являлась «камнем прикосновения» для буржуазной классической политэкономии.  Тезис об эксплуатации наемных рабочих капиталистами получал научное обоснование. Это означала настоящий переворот в политэкономии.

Вместе с тем в  научный оборот вводились новые  понятия: «прибавочная стоимость», «норма прибавочной стоимости».

Благодаря Марксу политэкономия  обогащалась положениями о постоянном и переменном капитале. Маркс, проанализировав  экономическое развитие Германии в 17-19 веках , сделал вывод, что основой развития капиталистического общества является частная собственность на средства производства,  которая порождает такую категорию как капитал, наемный труд, прибавочная стоимость и т.д.

Информация о работе Экономическая мысль античного общества