Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:45, контрольная работа
Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством. Аристотель писал в своём сочинении «Политика», что власть государя схожа с властью хозяина над рабами.
1.Что такое Деспотия? 3
2.Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика? 3
3. Что и почему считалось богатством в древневосточных сочинениях? 3
Древний Египет 4
Древний Китай 4
Древняя Индия 5
4. Какие способы увеличения богатства предлагались на Древнем Востоке? 5
5. Почему у авторов древневосточных сочинений было негативное отношение к торговле? 6
6. Государственное регулирование экономики. Какие аргументы приводились сторонниками и противниками государственной монополии на соль и железо в Древнем Китае? 6
7. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагали некоторые китайские мыслители? 7
Оглавление
1.Что такое Деспотия? 3
2.Почему предметом
изучения в древневосточной
3. Что и почему считалось богатством в древневосточных сочинениях? 3
Древний Египет 4
Древний Китай 4
Древняя Индия 5
4. Какие способы увеличения богатства предлагались на Древнем Востоке? 5
5. Почему у авторов древневосточных сочинений было негативное отношение к торговле? 6
6. Государственное регулирование экономики. Какие аргументы приводились сторонниками и противниками государственной монополии на соль и железо в Древнем Китае? 6
7. Какие формы косвенного
регулирования экономики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством. Аристотель писал в своём сочинении «Политика», что власть государя схожа с властью хозяина над рабами.
Характеристика
эпохи
Первые цивилизации, появившиеся около
3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства
Междуречья), сформировали определенный
тип общества, который получил затем преимущественное
распространение в странах Азии, хотя
к нему можно отнести и некоторые древние
государства Европы (Крит), Америки (государства
майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет).
Основные средства производства (земля
и оросительные системы) принадлежали
здесь государству, существовавшему в
виде абсолютной монархии. Основными производителями
были свободные крестьяне и ремесленники,
объединенные в общины. Они платили налоги
и выполняли трудовые повинности. Рабы
составляли незначительную долю трудящихся
и использовались в основном либо для
услуг, либо на самых тяжелых работах (в
рудниках и каменоломнях). Значительную
долю в экономике составляло натуральное
хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные
отношения. Высшие слои общества были
представлены преимущественно чиновниками,
так как социальные отношения в большой
степени регламентировались и контролировались
государством. В духовной жизни общества
огромную роль играла религия.
Предмет и метод
Основными источниками, из которых мы
знаем об экономической мысли Древнего
Востока, были юридические документы того
времени и сочинения о государственном
управлении, одной из сфер которого была
экономика. Поэтому предметом экономической
мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные
отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений
был преимущественно нормативный, они
были написаны в основном в форме рекомендаций
о том, как лучше управлять государством.
Нормы социально-экономических отношений
в значительной степени обосновывались
существующими традициями и религиозными
представлениями.
Е. Н. Лобачёва, . «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 433-435
3. Что и почему считалось богатством
в древневосточных сочинениях?
Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое определение того, кто такой экономист, согласно которому — это бедный человек, дающий советы, как разбогатеть.
В экономической теории проблема
богатства рассматривается на различных
уровнях — человека, фирмы, общества.
Древневосточная экономическая мысль
рассматривала прежде всего богатство
государства. Так, в древнеиндийском сочинении
«Артхашастра» (IV в. до н. э.) богатство
определяется как «земля, населенная людьми»,
которые платят налоги. Поэтому достаток
у народа гарантирует богатство государя.
В древнекитайском энциклопедическом
сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также
считалось необходимым «сделать государство
богатым и народ довольным». Эта задача
возлагалась на государя и его чиновников.
Древний Египет
Из дошедших до нас письменных
источников самым ранним считают «Поучение
гераклеопольского царя своему сыну Мерикару»,
где речь идет о правилах государственного
управления и хозяйствования (Древний
Египет XXII в.до н.э.). Еще одним из ранних
источников является «Речение Ипусера»
(Древний Египет XVIII в.до н.э.), в котором
описан социальный переворот, разрушение
централизованной системы управления
и последствия этого. Причины такого переворота
– обширное взяточничество и коррупция
чиновничества, рост масштабов домового
рабства и ростовщичества.
Древняя Вавилония
Наиболее известным памятником
экономической мысли является кодекс
законов Вавилонии, принятый в XVIII в. царем
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие
товарно-денежных отношений в Месопотамии
сопровождалось резким сокращением налоговых
поступлений в казну и, следовательно,
ослаблением государственных структур.
Кодекс был направлен на то, чтобы «сильный
не притеснял слабого».
Закрепленные в нем правовые нормы жестко
регламентировали натурально-хозяйственные
основы. В кодексе отражены защита прав
собственности граждан, правила аренды,
найма и ростовщичества. Кроме того, предусмотрены
различные формы государственного регулирования
и контроля за экономической деятельностью
населения. Так, за покушение на частную
собственность мерой пресечения могли
стать обращение в рабство или смертная
казнь. Попытки увести чужого раба (он
приравнивался к имуществу) также сурово
карались, вплоть до смертной казни. Была
снижена тяжесть кабалы и рабства за долги.
Граждане теперь не лишались своих земельных
наделов за долги, отдавая в рабство свою
жену, сына или дочь. Закон гарантировал
отцу семейства, что по истечении 3-х лет
члена его семьи освободят и аннулируют
долг. Масштабы ростовщичества были упорядочены
– 20%.
Древний Китай
Центральной фигурой древнекитайской
экономической мысли являлся Конфуций
(Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.). В его работах
обоснована необходимость государственной
защиты экономического благополучия родовой
знати. Конфуций считал, что труд приумножает
богатство народа и государя, поддерживается
крестьянской общиной и патриархальной
семьей. «Образованный правитель – отец
народа, гарант правильного действия и
более равномерного распределения богатства».
Регламентация патриархально-семейных
отношений – основа стабильности общественного
строя. Власть должна заботиться о равномерном
распределении богатства, регламентации
сельскохозяйственных работ, ограничении
налогов и моральном совершенствовании
людей. Этические нормы, провозглашенные
Конфуцием, способствовали укреплению
семьи и клана сородичей, а вместе с тем
и общественного строя Китая.
В IV – III вв. до н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного трактата «Гуань-цзы». В нем богатством признаются все материальные блага. С одной стороны, золоту отводится роль денег, а с другой стороны, золото провозглашается товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства. Проводится мысль о необходимости стабильного развития экономики: «Только там в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Для регулирования экономики авторы рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты землевладельцам.
Древнеиндийскую экономическую мысль IV – III вв. до н.э. представляет трактат «Артхашастра» (артха – польза, доход; шастра – наука). Автором считается Каутилья – советник царя Чандрагупты. Трактат посвящен материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов. В нем выделена роль государя в выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается естественным явлением для накопления богатства и достижения общественной пользы. Государственное богатство складывается из результатов труда населения, поэтому в вознаграждение ему оно должно расходоваться на нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами. Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества.
Поскольку речь шла прежде
всего о богатстве государства, пополняемого
за счет сбора налогов, в древневосточных
сочинениях давались рекомендации, как
сделать поступление налогов наиболее
полным. Эти рекомендации относились к
разным слоям общества, из которых выделялись
три. В древнекитайском сочинении «Шан
цзюнь шу» (IV в. до н. э.) утверждалось: «Земледелие,
торговля и управление — три основные
функции государства. Земледельцы обрабатывают
землю, торговцы доставляют товары, чиновники
управляют народом».На Древнем Востоке
крестьяне считались основой государства
не только потому, что они были производителями
главных предметов потребления и основными
налогоплательщиками. Автор «Шан цзюнь
шу» Шан Ян писал: «Государство добивается
процветания земледелием и войной». И
добавлял: «А когда все помыслы обращены
к земледелию, то люди просты и ими можно
легко управлять». Одной из наиболее результативных
форм управления Шан Ян считал «круговую
поруку», т.е. взаимную ответственность
членов крестьянской общины, прежде всего
при уплате налогов. Он даже предлагал
распространить принцип «круговой поруки»
на все сферы государственного управления.
5. Почему у авторов древневосточных
сочинений было негативное
отношение к торговле?
Несмотря на признание необходимости
торговли, все авторы древневосточных
сочинений проявляли антипатию к торговцам.
В «Артхашастре» торговцы даже названы
«ворами, не носящими имени воров», предполагая,
что они недоплачивают налоги государству.
Действительно, проконтролировать доходы
торговцев было значительно сложнее, чем
доходы крестьян. Шан Ян писал: «...торговцы
наловчились постоянно менять место своего
пребывания». В качестве контрмеры он
предлагал в целом увеличить налогообложение
купцов: «Если резко повысить пошлины,
взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы
возненавидят торговцев, а те усомнятся
в доходности торговли и утратят предприимчивость».
Кроме того, чтобы доходы торговцев могли
быть легче определены, а также для стабилизации
положения на рынке древневосточными
авторами предлагалась государственная
фиксация цен. Это нередко было и на практике
— в некоторых сводах законов древневосточных
государств прямо указывались цены на
основные товары.
Авторы древневосточных сочинений прекрасно
видели, что сбор налогов — только половина
дела. Важно также, чтобы их не растаскивали
по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов
в «Артхашастре» рекомендуется применять
наряду с официальным контролем тайный
контроль путем внедрения правительственных
агентов под видом слуг, торговцев и т.п.
Правда, рекомендации свои Каутилья, автор
«Артхашастры», заканчивает пессимистически:
«Так же как нельзя распознать, пьют ли
воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить,
присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам».
Для древневосточных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось о применении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена государственная монополия на производство соли и железа. Доходы государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочинении «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полностью», в результате чего изделия получаются низкого качества и дорогие, «для народа непосильные». Указывалось также на нерадивость и злоупотребления чиновников, управляющих этими промыслами.
7. Какие формы косвенного
регулирования экономики
Наряду с прямым государственным
регулированием некоторые китайские
мыслители предлагали косвенное
регулирование экономики. Например,
Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости»,
согласно которой в урожайные годы налоги
надо увеличивать и накапливать продукты
в государственных амбарах, а в неурожайные
— продавать накопленные запасы по низким
ценам или даже раздавать голодающим.
Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую
(государственную) торговлю зерном»
для сезонного выравнивания цен — осенью
закупать зерно «не слишком дешево», а
весной продавать «не слишком дорого».
«Вместо того чтобы уравновешивать при
помощи налогов, — рекомендовали они,
— регулируйте при помощи денег».
Помимо конкретных рекомендаций в области
рыночного регулирования в «Гуань-цзы»
присутствует и идея общетеоретического
принципа экономического равновесия,
проявляющегося в соотношении
спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то,
по чему знают порядок или беспорядок
в состоянии хозяйства».