ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ
1 Экономическая наука и ее функции
Экономическая наука – наука
об управлении редкими ресурсами, о
формах человеческого поведения
и способах их использования для
удовлетворения многочисленных и неограниченных
потребностей; важнейший социальный
институт, объясняющий экономические
процессы и явления на основе выявленных
законов, закономерностей, тенденции
в создании и использовании экономических
благ.
Функции:
- познавательная функция заключается
в научном познании законов, закономерностей
и категории экономической жизни в ее
основных проявлениях в круговороте общественного
воспроизводства.
- Методологическая проявляется как теоретический
фундамент для комплекса отраслевых, подотраслевых,
функциональных , историко-экономических
наук, находящихся на стыке различных
отраслей знаний.
- Прагматическая или практически-прогностическая
Образовательная формирует экономическое
мышление и соответствующее сознание,
т.е. образовательная функция в конечном
итоге определяет хозяйственное поведение,
воздействует на общественную психологию.
-
практическая — рекомендации по совершенствованию
текущей экономической ситуации, снижению
уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка
конкретных принципов и способов рационального
хозяйства;
- Прогностическая — на основе анализа экономических явлений
и процессов разрабатывать направления
перспективного развития.
1.2 Предмет экономической науки
Любая наука
должна иметь свой предмет (что исследуется)
и метод исследования (как исследуется).
Предмет экономической теории как
науки в современном понимании
определился далеко не сразу и
являлся результатом длительного
исторического развития.
В ходе развития
экономической теории как науки
менялись и взгляды на ее предмет,
причем здесь с известной степенью
условности можно выделить три основных
этапа (периода):
- экономия – как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;
- политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
- экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Действительно,
если рассматривать начальные стадии
формирования экономической науки
(древний мир, средневековый период),
то о сколько-нибудь внятном определении
ее предмета говорить не приходится, поскольку
экономические проблемы еще не вычленялись
в самостоятельную область для
исследований. Этому периоду соответствует
термин «экономия».
Разложение
феодализма и становление капитализма
обусловили возникновение самостоятельной
науки – политической экономии.
Это произошло, когда появилась
первая школа в экономической
науке – меркантилизм (середина
XV – середина XVIII вв.). Один из видных
представителей меркантилизма А. Монкретьен
в 1615 г. опубликовал «Трактат политической
экономии», давший название будущей науке.
Если рассматривать
эволюцию подходов к определению
предмета экономической теории в
рамках различных научных направлений
и школ, то можно увидеть, сколь
они разнообразны.
- Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.
- Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
- Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.
- Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.
- Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А.Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.
- Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.
Таким образом,
можно сделать вывод, что в
ходе исторического развития экономической
науки сформировались различные
подходы к пониманию ее предмета.
Очевидно, что многие из них не являются
взаимоисключающими, конкретизируют и
детализируют уровни и направления
исследований. Со сменой подходов к
трактовке предмета экономической
науки происходила соответствующая
смена ее названия – от экономии
к политической экономии, от политической
экономии – к экономикс.
Несмотря
на множество подходов, в современной
западной литературе прослеживается относительное
единство мнений по определению предмета
экономики как науки. В подтверждение
этого приведем определения, представленные
у П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С.
Брю.
- «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества»1.
- «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей»2.
Таким образом,
в целом предметом экономической
теории является деятельность людей, использующих
ограниченные ресурсы для производства
товаров и услуг в целях
удовлетворения своих потребностей.
Иначе говоря, экономическая теория
– это наука, изучающая поведение
людей с позиции соотношения
между целями и ограниченными
средствами (ресурсами) для их достижения,
которые могут иметь различное
(альтернативное) употребление.
1.3 Методология и методы эк. Исследования
Методология
экономической науки – это
учение о принципах построения и
способах научного познания предмета
экономической теории.
Метод – совокупность приемов или операций
теоретического и практического познания
предмета экономической теории. Метод
является способом достижения научной
истины, выявления сущности экономических
процессов и явлений.
Методы:
- Сбор и систематизация факторов;
- Единство логического и исторического;
- Эксперимент прогнозирование;
- Моделирование экономических
процессов;
- Научная абстракция;
- Синтез объединения в систему;
- Анализ реальных факторов.
В методологии
экономической теории можно выделить
четыре главных подхода.
- Субъективистский подход предполагает, что в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Объектом экономического анализа становится поведение этого субъекта, а главными категориями – его потребности и полезность благ. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
- Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели. Этот подход предполагает разделение экономики на микро- и макроуровни.
- Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных», или рациональных, законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, ее регулирующих, изучение экономической структуры общества. Иллюстрацией такого подхода можно считать экономические таблицы Ф. Кенэ. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а цель экономической теории – изучение не человеческого поведения вообще, а законов, регулирующих производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Такой подход позволял признавать деление общества на классы в отличие от субъективистов, представлявших общество как совокупность равноправных субъектов.
- Диалектико-материалистический подход считается наиболее приемлемым для решения научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении и во взаимосвязи – и в этом диалектика.
В системе
методов, применяемых в экономической
науке, выделяются всеобщие (философские,
мировоззренческие), общие научные
и частные методы.
- Всеобщие методы. В экономической теории применяются два противоположных всеобщих (философских) метода – метафизический и диалектический.
Метафизический
метод рассматривает все явления
изолированно, в состоянии неизменяемости.
Диалектический
метод позволяет более точно
отразить действительность, поскольку
имеет следующие особенности:
- он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
- он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
- он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).
2.Общенаучные
методы включают метод научной
абстракции, анализ и синтез, индукция
и дедукция, единство исторического
и логического подходов, качественный
и количественный анализ, системный
подход.
- Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
- Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.
- Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
- Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
- Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
- Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.