Экономическая наука и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Функции:
- познавательная функция заключается в научном познании законов, закономерностей и категории экономической жизни в ее основных проявлениях в круговороте общественного воспроизводства.
- Методологическая проявляется как теоретический фундамент для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных , историко-экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.

Файлы: 1 файл

1.Эконом теория.docx

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Попробуем построить  простейшую модель функционирования рыночной экономики. Разберемся сначала с  тем, кто является экономическими агентами. Это, конечно же, производители (фирмы) и потребители (домашние хозяйства). Однако хлопот у них сейчас заметно  прибавится.

Заметим, что  основой рыночной экономики является частная собственность вообще и  частная собственность на ресурсы  в частности. Труд принадлежит носителю труда, земля - землевладельцу, даже сами фирмы с их производственными  мощностями в конечном счете принадлежат  конкретным людям. Таким образом, каждое домашнее хозяйство оказывается  собственником некоторых факторов производства: почти наверняка труда, а иногда и земли и капитала. Часть этих ресурсов потребляется в  самих домашних хозяйствах, а что  происходит с остальными? Они предлагаются домашними хозяйствами для продажи  на рынке. Кто же является покупателем  на этом рынке? Конечно, фирмы, которые  предъявляют спрос на ресурсы, чтобы  изготовить из них товары для продажи  на другом рынке - на уже известном  нам рынке товаров, где покупателями являются в свою очередь домашние хозяйства. Круг замыкается (см. схему - рисунок).

 
Кругооборот денег и экономических  благ в рыночной экономике.

Потребители продают принадлежащие им ресурсы, чтобы купить на рынке товары и  удовлетворить свои потребности. Производители  покупают ресурсы, чтобы продать  произведенные товары и получить прибыль.

Заметим, что  через систему цен на рынке  товаров и услуг определяется - чту производить, а на рынке ресурсов - как производить. С вопросом: для  кого производить? - дело обстоит несколько  сложнее. На рынке ресурсов определяется лишь цена единицы ресурса, т. е. сумма  денег, которую получает каждый собственник  за реализацию этой единицы. Однако вопрос о распределении самих ресурсов между домашними хозяйствами  остается вне рамок рассматриваемой  модели (впрочем, как и экономической  теории вообще).

Если внимательно  посмотреть на схему, станет ясно, что  до сих пор мы имели дело лишь с верхней ее половиной, т. е. с  рынком товаров. Действительно, в вып. 2 "ЭШ" мы изучали спрос потребителей на товары и услуги, ничего не говоря о том, откуда берется и чем  определяется доход потребителей. В  вып. 3 мы рассматривали поведение  производителей на товарных рынках, а  цены ресурсов считали заданными  извне. Теперь понятно, что потребительский  доход и цены ресурсов определяются на нижней половине схемы - рынке ресурсов.

Заметим, что  в принципе мы могли построить  изучение микроэкономической теории по другой схеме, разделив рисунок на две  части воображаемой линией - не горизонтальной, как это мы делали, а вертикальной. В этом случае мы бы сначала рассмотрели  домашнее хозяйство как покупателя и продавца, а потом фирму - как  продавца и покупателя. Мы пошли  по другому пути, рассмотрев сначала  домашнее хозяйство как покупателя и фирму как продавца. Следовательно, нам осталось изучить домашнее хозяйство  как продавца и фирму как покупателя, чему и будет полностью посвящен настоящий выпуск "ЭШ".

После этого  в следующем, 5-м, выпуске мы сможем рассмотреть рынок всех товаров  и ресурсов одновременно (т. е. весь рисунок), проанализировав условия, в которых этот рынок находится  в состоянии равновесия. Мы пойдем даже несколько дальше и впервые  попробуем оценить, насколько "хорошо" работает этот рынок, т. е. как он справляется с задачей распределения ресурсов и как позволяет ответить на поставленные нами три вопроса: что? как? для кого?

Но это  впереди, а пока нас ждет рынок  ресурсов. Вообще говоря, изучать рынок  ресурсов, после того как рынок  товаров уже изучен, оказывается  в некотором смысле несложным. Во-первых, потому что используется тот же самый  технический аппарат кривых спроса и предложения и, во-вторых, потому что уже сделаны предположения  о том, чту является движущей силой  и критерием выбора экономических  агентов. Потребитель максимизирует  свою полезность, а производитель - получаемую экономическую прибыль.

В самом деле, механизм спроса и предложения действует  на факторных рынках точно так  же, как и на товарных. Однако само формирование спроса и предложения  на факторных рынках имеет некоторые  особенности. Так, со стороны спроса особенность здесь состоит в  том, что спрос на ресурсы является спросом производным, т. е. определяется спросом на продукт, в производстве которого используется данный ресурс.

Особенности предложения на рынках земли, труда  и капитала рассматриваются в  лекциях 36, 37 и 38 соответственно.

Конечно, представленная на рисунке схема функционирования рыночной экономики - это всего лишь весьма упрощенная модель, которая  абстрагируется от многих реальных процессов  и явлений. Однако эта модель для  изучающего экономику оказывается  довольно полезной, так же как путешественнику  оказывается полезной географическая карта, хотя она и не отражает всех особенностей местности.

Что же остается за рамками рассматриваемой модели? Назовем два важнейших для  нас момента.

Во-первых, на самом деле далеко не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними  хозяйствами. Потребители поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы (например, труд рабочего, землю под строительство гостиницы). Остальные ресурсы (гвозди, ксерокопировальные машины, нефтеналивные танкеры и т. д.) поставляются одним фирмам другими. В нашей модели, где все производство было агрегировано в единый производственный сектор экономики, не нашлось места для отражения этого явления. Заметим, что лишь предложение на рынках первичных ресурсов имеет свои специфические отличия от предложения на рынке товаров. На рынках же всех прочих ресурсов предложение формируется точно так же, как и на товарных рынках, просто фирма предлагает к продаже не потребительское благо, а производственный ресурс.

Во-вторых, "чистой" рыночной экономики, модель которой  мы построили, в действительности не существует. Даже самое либеральное  государство в той или иной мере регулирует рынок, причем особенно это относится к рынку ресурсов. Это и понятно: ведь именно на рынке ресурсов определяется доход членов общества, а значит, этот вопрос находится в самом центре общественных интересов. Поэтому государственное регулирование, например, рынка труда (основного источника существования подавляющего большинства людей в любом обществе) в форме установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т. д. - дело весьма обычное даже в самых "рыночных" странах.

 

1.10 Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка

 

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка принято  считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного  обмена, а следовательно рынка. Такой  причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что  в конечном счете и приводит к  возникновению обмена и формирования рынка.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке  являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и  в каком количестве производить  и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение  об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда  из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей  зависит от рыночной конъюнктуры, которая  изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

  • биржи
    • торговые
    • фондовые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • банки, страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно  связны друг с другом. Если они находятся  в равновесии, то вся экономика  также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок ценных бумаг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
    • совершенная конкуренция
    • монополистическая конкуренция
    • олигополия
    • монополия
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

ФУНКции РЫНКА

Информационная  функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

  • кол-во произведенной продукции
  • цена
  • ассортимент
  • качество

Посредническая  фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности.

Ценообразующая  функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты  для обмена продуктов. При этом рынок  сопоставляет индивидуальные затраты  труда на производство товаров с  общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения  не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую  несет товар для общества.

Регулирующая  функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом  и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к  созданию новой продукции, необходимых  товаров с наименьшими затратами  и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический  прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

 

 

 

2.1 Основы теории спроса

Любой рынок представляет сферу  взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке  формирует спрос на товары, способные  удовлетворить потребительские  потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция  множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Информация о работе Экономическая наука и ее функции