Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:55, курсовая работа
Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов, - в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Но что значит «быть экономистом»? Это означает учитывать в любом деле соотношение затрат и выгод. Такой учёт охватывает всю общественную жизнь, придаёт экономический аспект любой форме деятельности людей.
Введение
В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.
Экономика – особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам, отличительным от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности – политика, право, культура т.д. [2]
Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов, - в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Но что значит «быть экономистом»? Это означает учитывать в любом деле соотношение затрат и выгод. Такой учёт охватывает всю общественную жизнь, придаёт экономический аспект любой форме деятельности людей.
Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности (ресурсы). При этом они вступают во взаимодействие друг с другом [1].
1.Предмет и метод экономической теории
1.1.Возникновение и основные этапы развития экономической науки
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости [15].
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей [10].
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. СКУД
Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец) - заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был «чистым» экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. «Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли»[?]. Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти «труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать» можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.
Представителями
классической буржуазной политической
экономии во Франции в XVIII в. были Ф.
Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они
перенесли вопрос о происхождении
общественного богатства из сферы
обращения в сферу
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество «эгоистов-индивидов».
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.
Самым крупным
экономистом эпохи
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из «Капитала» Маркса.
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории [14].
1.2. Предмет экономической теории
Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира [6].
Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука
о видах деятельности, связанных
с обменом и денежными
- эта наука
о повседневной деловой
- эта общественная
наука, которая изучает
- эта наука
о том, как человечество
- эта наука о богатстве;
- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);
- А. Маршалл
сводит предмет науки к
- эта наука,
которая занимается
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.
Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки [4].