Экономическая природа рынка ценных бумаг и его особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономической природы рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, а также анализ состояния рынка государственных ценных бумаг России на современном этапе.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
Определение и раскрытие структуры рынка ценных бумаг;
Изучение механизма функционирования рынка ценных бумаг;
Выявление тенденций развития современного рынка ценных бумаг в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Природа рынка ценных бумаг и особенности функционирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………...5
Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг…………………...5
Структура современного рынка ценных бумаг……………………………..7
Основные свойства ценных бумаг. Виды ценных бумаг…………………..9
Рынок ценных бумаг России в современных условиях…………………...14
2.1 Причины возникновения кризиса на рынке ценных бумаг и негативное влияние кризиса на фондовом рынке на развитие реального сектора……….14
2.2 Институциональные трансформации как необходимый элемент повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг……17
2.3 Комплекс антикризисных мер по усилению регулирования рынка ценных бумаг, принятых Банком России………………………………………………..20
3 Регулирование рынка ценных бумаг в Европейском Союзе – возможность использования подходов………………………………………………………...23
3.1 Налогообложение на рынке ценных бумаг Европейского Союза. Нормы, упорядочивающие раскрытие информации на рынке ценных бумаг Европейского Союза…………………………………………………………….23
3.2 Модель единой инфраструктуры рынка ценных бумаг…………………...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая!!.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

В целом доходы корпоративного сектора и бюджетной системы  от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 г. стали снижаться. В январе–мае 2009 г. они приняли отрицательное значение, эти данные приведены в приложении Б. Произошло это как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг.

Важным последствием кризиса для банковской системы стали убытки от снижения курсов акций и облигаций. За июль–октябрь такие убытки составили почти 100 млрд. руб. В этих условиях Банк России был вынужден изменить учет стоимости ценных бумаг. Акции и облигации, купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1 июля 2008 г., т.е. по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить в ноябре–декабре 2008 г. около 60 млрд. руб.[9]

 

2.2 Институциональные  трансформации как необходимый  элемент повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг

Сегодня на российском финансовом рынке сложилась ситуация, когда  многие российские компании предпочитают размещать свои акции в виде депозитарных расписок на иностранных биржах, но не в России. Сам факт того, что российские компании выходят на иностранные биржи, является позитивным, ведь таким образом они получают доступ к иностранному капиталу.

 Однако для страны  предпочтительней, чтобы эмиссия  происходила в больших количествах  и внутри нее, что не противоречит цели привлечения иностранных инвестиций, с одной стороны, но создает дополнительные блага - с другой.

О том, что западные площадки являются для отечественных компаний более предпочтительными, свидетельствуют результаты исследования специалистами Всемирного банка зарубежных активов 111 американских взаимных фондов (Приложение В). В портфелях ценных бумаг российских компаний, находящихся у взаимных фондов США, 3/4 приходится на депозитарные расписки.

В России данный показатель значительно выше, чем на других развивающихся рынках, что позволяет говорить о недостаточном доверии крупных иностранных инвесторов к фондовому рынку России.

Подобная ситуация может быть объяснена рядом причин:

- слабые возможности российских инвесторов и, как следствие,

низкий спрос на акции эмитента в России;

- недоверие иностранного инвестора к России, как к стране, где его собственность защищена и неприкосновенна;

- несовершенство налогового законодательства;

- политические риски;

- наличие фактора неэффективности рынка ценных бумаг в России.[14]

По мнению автора, основные причины, по которым нерезиденты предпочитают быть совладельцами российских акционерных обществ преимущественно через депозитарные расписки, связаны с недоверием инвесторов к возможностям защиты их прав собственности на территории Российской Федерации. В данной ситуации, по мнению автора, государство должно решить две основные задачи:

  1. Повысить уровень мобилизации частных сбережений населения;
  2. Создать такие условия для иностранных инвесторов, чтобы они не боялись осуществлять инвестиции в российские компании, в том числе напрямую, минуя такой инструмент, как депозитарная расписка.

Решение этих двух задач  очень важно не только для изменения  соотношения между размещением эмиссий заграницей и в России. Мобилизация частных капиталов приведет к качественному экономическому росту национальной экономики, а укрепление института собственности привлечет иностранные инвестиции в реальный сектор экономики.[1]

Мы с оптимизмом смотрим  на программу российских депозитарных расписок, тем не менее, считаем, что на сегодняшний день не наблюдается предпосылок для того, чтобы компании из дальнего зарубежья размещали акции на российских биржах. По нашему мнению, для этого, помимо желания правительства РФ, необходимо, чтобы выполнялось еще несколько условий, таких как:

- наличие существенных инвестиционных ресурсов внутри страны;

- защищенность инвестиций от бюрократических, политических и криминальных рисков;

- благоприятный налоговый климат; 
            - низкие издержки на размещение ценных бумаг;

- развитая инфраструктура рынка ценных бумаг.[6]

Анализируя условия, которые мы считаем необходимыми для финансового успеха отечественного рынка в деле привлечения иностранных эмитентов, мы пришли к выводу, что в ближайшей перспективе российскому рынку ценных бумаг под силу увеличить свое влияние на мировой арене.

Говоря о  задачах, которые стоят перед государством, надо отметить, что некоторые из задач, те, которые мы отнесли непосредственно к институту рынка ценных бумаг, решить не так сложно.

Перед государством стоят и более сложные, комплексные задачи. Именно внешние по отношению к институту рынка ценных бумаг задачи, касающиеся инвестиционного климата в целом, являются наиболее важными и наиболее труднодостижимыми.

 Действительно, какой  превосходной инфраструктурой ни обладал бы рынок ценных бумаг, как бы хорошо ни функционировали его институты, без развитой правовой системы и независимого суда не удастся обеспечить защищенность иностранных инвестиций в России, а, следовательно, и их приток на фондовый рынок страны.[5]

Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что целью России на глобальном инвестиционном рынке должно стать региональное домини-рование в Восточной Европе и на территории бывшего СССР.

При этом государство  должно продолжить планомерные реформы правовой системы, судопроизводства, системы налогообложения и развитие реального сектора экономики. При положительном развитии событий, в случае успеха реформ, одним из результатов станет создание по-настоящему благоприятного инвестиционного климата в России.

2.3 Комплекс антикризисных  мер по усилению регулирования  рынка ценных бумаг, принятых  Банком России

Для преодоления кризиса  на рынке ценных бумаг необходимы в первую очередь антикризисные меры со стороны основных регулирующих органов.

Комплекс мер по усилению регулирования рынка, принятых Банком России:

- выход на качественно новый уровень банковского регулирования фондового рынка - создание банковского консорциума во главе с Централь-ным Банком  РФ. В состав консорциума должны входить: Банк России, Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и др. Задачи консорциума: массовая скупка ценных бумаг для увеличения спроса на них; поддержание процентных ставок на фондовом и кредитном рынках; стабилизация доходности государственных ценных бумаг и курсов корпоративных бумаг;

- создание ЦБ РФ совместно с Федеральной Службой по Финансовым Рынкам единой депозитарной сети по государственным и корпоративным ценным бумагам. Это позволит иметь полную информацию о капиталопотоках на фондовом рынке, обеспечить практически абсолютную сохранность ценных бумаг, пресекать недоброкачественные сделки на рынке;

- административные меры в отношении участников рынка, проводи-мые ЦБ РФ совместно с ФСФР: приостановление права коммерческих банков использовать короткую позицию по денежным средствам; недопущение их к операциям РЕПО; отстранение банков от торгов в случае их игры на пони-жение котировок ОФЗ и корпоративных облигаций; закрытие фондовых бирж на короткие промежутки времени; разрешение эмитентам скупать на биржах собственные акции в неограниченных размерах.

Данные меры по регулированию  рынка должны применяться ком-плексно. Только их совместное применение может дать существенный

эффект.

Комплекс мер по усилению регулирования рынка, принятых Министерством финансов РФ:

1) изменение структуры рынка госбумаг, прежде всего за счет увеличения выпуска наиболее надежных ценных бумаг – облигаций сберегательных займов;

2) разработка рейтинга государственных и корпоративных ценных бумаг. Создание агентства, рейтинги которого стали бы основой для ориентации государственных органов и коммерческих структур, особенно актуально в период кризиса.

 Хотя международные рейтинги присваиваются для оценки возможности внешних кредитов и займов, они не могут служить единственным критерием для оценки кредитоспособности на внутреннем рынке;

3) варьирование суммарной короткой позицией участников рынка. В предкризисный период короткая позиция по деньгам могла составлять200–300% собственных средств участников торгов. Однако курсы акций в течение короткого времени могут резко измениться. Практика показала, что они могут снизиться за один день более чем на 20, а за четыре дня – на 40–60%. Если инвесторы вложили в акции весь собственный капитал и заемные средства в размере свыше 100% собственного капитала, их массовое банкротство неминуемо. Поэтому короткую позицию по деньгам целесообразно установить в размере 50–70% от общей суммы собственных средств участников торгов;

4) ограничение сделок РЕПО. Особенность российского рынка заключается в том, что он развивался на основе маржинальных кредитов и сделок РЕПО.

Сделки РЕПО осуществлялись по определенной схеме. Участник рынка  производил короткую продажу (в рамках РЕПО) акций, купленных на маржинальные кредиты и собственные средства. На полученные деньги приобретались новые акции, которые также продавались в рамках операции РЕПО. Затем вновь на полученные деньги приобретались акции и т.д. Возникает пирамида. Подобные сделки очень эффективны на растущем рынке. Непосредственно перед кризисом на них приходилось до 90% сделок с акциями, а порой и больше.

Но в условиях падения  курсов акций кредиторы начинают принудительно погашать маржинальные кредиты, если они превышают собственные  средства заемщика. Чтобы расплатиться с кредиторами, заемщики продают «репованные» акции по любой цене.

В результате курсы акций  еще сильнее падают и т.д. Именно по такой схеме развивался кризис в августе–сентябре 2008 г. Поэтому  операции РЕПО, совершаемые на маржинальные кредиты, должны быть ограничены 10% общей суммы сделок на конкретной бирже, а совершаемые на собственные средства – 20% от общей суммы сделок на конкретной бирже.[15]

Мы считаем, что проведение данных антикризисных мер окажет позитивное влияние не только на рынок ценных бумаг, но и на финансовый рынок в целом. Снижение доходности облигаций будет способствовать уменьшению процентных ставок по кредитам. Стабилизация котировок ценных бумаг окажет положительное воздействие на устойчивость банковской системы, поскольку ценные бумаги являются важным объектом для вложения банковских ресурсов. Рост курсов государственных и корпоративных долговых бумаг расширит залоговую базу для рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков.

Кроме того, преодоление кризиса на фондовом рынке будет способствовать развитию реального сектора. В перспективе за счет эмиссии акций и облигаций корпоративный сектор сможет получать 45–50 млрд. долл. в год. Рост котировок акций даст возможность укрепить и увеличить залоговую базу для получения предприятиями кредитов. В целом все это позволит преодолеть кризис и даст экономике России импульс для дальнейшего развития.

3 Регулирование  рынка ценных бумаг в Европейском  Союзе - возможность использования подходов

 

3.1 Налогообложение  на рынке ценных бумаг Европейского Союза. Нормы упорядочивающие раскрытие информации на рынке ценных бумаг Европейского Союза

 

В последние годы Россия движется по пути международной экономической  и финансовой интеграции: ведутся  переговоры по вступлению во Всемирную Торговую Организацию, увеличился приток иностранных инвестиций в российскую экономику, включая портфельные инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг. Вместе с тем иностранные инвесторы все активнее проявляют интерес к инфраструктуре российского финансового рынка: создаются банки, инвестиционные и страховые компании с полным или частичным иностранным капиталом.

В то же время процесс  международной интеграции невозможен без обеспечения «единых правил игры» и прозрачности функционирования финансовых рынков сторон, а именно без гармонизации и унификации законодательного регулирования.

Говоря о европейском  регулировании рынка ценных бумаг  необходимо понимать, что большинство  крупнейших стран Европы объединены сегодня в общее экономико-политическое пространство – Европейский Союз. Такая интеграция в том или ином виде существует с 1957 года и в различных областях достигла значительных высот. На сегодняшний день одной из целей данного интеграционного объединения является постепенный переход к единому финансовому рынку, что отражается в закреплении значительного числа соответствующих норм в законодательстве наднационального характера. Важным направлением регулирования является налогообложение на рынке ценных бумаг. Речь идет о налогообложении доходов как от владения ценными бумагами (дивиденды), так и от реализации ценных бумаг.[10]

Вопросы гармонизации налогообложения  на рынке ценных бумаг ЕС содержатся в основном в национальном законодательстве государств-членов ЕС. Однако отдельно следует остановиться на положениях учредительных договоров ЕС, касающихся налогообложения на финансовом рынке ЕС. На основании положений статьи 58 Учредительного договора ЕС были приняты 4 важнейшие директивы ЕС в области исключения двойного налогообложения при трансграничных преобразованиях компаний, при функционировании компаний одновременно в нескольких государствах - членах ЕС, получении доходов по вкладам и т. д.

Информация о работе Экономическая природа рынка ценных бумаг и его особенности в современной России