Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить экономическое развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений. Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем, экономические функции правительства федерального, местных органов власти играют в ней существенную роль. Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью.
ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
ГЛАВА 1. Основы экономического развития._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __4
Показатели уровня экономического развития. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.2. Экономическое развитие и экономический рост._ _ _ _ _ _ _ _ _ __9
ГЛАВА 2. Уровень развития стран мира _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
2.1Высокий и низкий экономический уровень._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17 2.2Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
2.2.1. Объем и динамика ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __26
2.2.2. Структурные сдвиги в экономическом развитии._ _ _ _ _ _ _ _ 30
2.2.3. Показатели и динамика качества жизни населения._ _ _ _ _ _ _35
ГЛАВА 3. Проблемы и решения экономического развития России. _ _ _ _ 39
3.1. Долгосрочная перспектива стратегии экономического
развития России. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39
3.2. Этапы экономической стратегии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44
3.3. Увеличения объемов производства ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 48
3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _51
3.4. Улучшение качества жизни. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59
Таблица 11. Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в период 2005 - 2008 г.г.
2003 г. |
2004г. |
2005 г. |
2006 г. |
2008 г. | |
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб….. Превышение темпов роста заработной
платы темпов инфляции………………………………………………………… Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц………………………………………………………………. Соотношение заработной платы и прожиточного минимума…. |
5078
2602
1,95 |
6360
1,14
3052 2,08 |
7599
1,12
3052 2,08 |
8601
1,07
3669 2,25 |
9875
1,10
3950 2,50 |
Цель политики государства в этой области заключается в ослаблении социальной напряженности и экономического неравенства. Однако деятельность государства по перераспределению доходов не должна приводить к их уравниванию. Ведь важнейшим положением кокурентно-рыночной экономики является то, что неравенство доходов есть важное условие высокоэффективного функционирования рыночной системы, действенный фактор мотивации к высокорезультативному творчеству, к труду, к росту инвестиционной активности наци. В связи с этим важнейшей задачей государства следует считать устранение неравенства до таких пределов, чтобы, с одной стороны, происходил экономический рост, а с другой - всем гражданам обеспечивался общественно нормальный уровень жизни. При этом не следует забывать, что не «уравниловка» в доходах, а именно неравенство присуще современному рыночному хозяйству. В то же время экономисты едины в том, что для эффективного функционирования экономики следует обеспечить равенство экономических прав и возможностей.
Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Но механизм рыночного ценообразования на факторы производства приводит к существенному неравенству в распределении доходов между различными собственниками данных факторов и другими слоями населения, что объясняется, прежде всего, логикой конкуренции и динамической эффективностью рыночного механизма. Кроме того, всегда существуют нетрудоспособные члены общества, которые вообще остаются далеко за пределами рыночного распределения факторных доходов. В связи с этим на государство возлагается задача по регулированию социально-экономических условий жизни общества, по поддержанию отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечению условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданию социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает подчинение системы задачам развития личности и обеспечения принципа справедливости. Но очень часто социальная справедливость противоречит экономической эффективности. Например, государственное перераспределение дохода может привести к уменьшению совокупной нормы сбережений нации, так как высокие ставки налогообложения сокращают располагаемые личные доходы обеспеченных домохозяйств, у которых при этом уменьшается предельная склонность как к потреблению, так и к сбережению. Кроме того, все граждане, включая и бедных, в условиях действия множества программ социального обеспечения сокращают уровень сбережений сегодня, надеясь на государственную помощь завтра.
III. Проблемы и решения экономического развития России
3.1 Долгосрочная перспектива стратегии экономического развития России.
Сочетание мощного производственного и научно-технического потенциала с высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, наличием колоссальной по масштабам и разнообразию природно-ресурсной базой и необходимыми финансовыми ресурсами - уникальная черта современной России. Во всех остальных государствах, добившихся за последние десятилетия экономических успехов, отсутствовал по крайней мере один из указанных компонентов. Успех долгосрочной социально-экономической стратегии определяется не только наличием адекватного ей ресурсного потенциала, но и тем в какой мере выбранная стратегия отвечает объективным тенденциями общественного прогресса. В этой связи следует отметить, что мировая научная мысль все в большей степени опирается на концепцию устойчивого экономического роста, как условия дальнейшего социально-экономического прогресса человеческой цивилизации. Характерной же чертой устойчивого экономического роста выступает его социальная ориентация выражающаяся в:
· преимущественно положительных значениях экономической динамики, когда экономические спады не приобретают характер острых и затяжных кризисов;
· тесной увязки показателей экономического роста с экологическими императивами;
· связи экономической динамики с социально-экономическим
положением всех слоев общества таким
образом, что неизбежная и необходимая
социально-экономическая дифференциация не превышает
некоторых пороговых величин при относительном
и абсолютном возрастании доли, так называемого,
среднего слоя.
Вместе с тем переход к современной модели устойчивого экономического роста предполагает все более полную реализацию наметившихся тенденций в изменении как базовых основ, так и механизмов функционирования экономических систем.
Во-первых, речь идет о тенденции к преобразованию экономических отношений собственности в направлении смены господства какой-либо одной формы присвоения целостной системой органически взаимоувязанных форм (частных, коллективных, корпоративных, государственных, муниципальных, общественных и т.д.), когда существование и развитие каждой обусловлено всей их совокупностью. В результате формируется экономическая система смешанного, многоукладного типа, основанная на сочетании различных форм собственности и ее деперсонификации. На этой основе начинают действовать механизмы, преодолевающие отделение какого-либо класса (значимого социального слоя) от использования материальных факторов, следовательно, и от результатов производства. Юридически это находит оформление в расщеплении прав собственности. Следствием становится размывание социально-классовых границ и формирование пересекающихся социальных групп по критериям общности среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения, ценностных ориентиров и интересов.
Во-вторых, речь идет о тенденциях к качественным изменениям в самом механизме функционирования национальных экономических систем, обусловленных, прежде всего:
· усложнением всей системы хозяйственных связей, порождаемых современной непрерывно развивающейся и изменяющейся системой отношений собственности;
· использованием производственных мощностей и технологий, способных привести к необратимым глобальным нарушениям экологического равновесия;
· глобализацией хозяйственной деятельности на основе современных форм разделения труда, формирования транснациональных и межнациональных корпораций, создания и развития единого мирового информационного пространства;
· новой ролью финансовых рынков, от состояния которых экономическое положение любой страны зависит не меньше, чем от состояния реального сектора, дополняющееся их глобализацией и "втянутостью" в финансовые отношения подавляющей части населения.
Соответственно указанным изменениям происходит адаптация рыночных институтов регулирования хозяйства к новым условиям их функционирования прежде всего в направлении включения в качестве своих органических элементов общественных и государственных институтов, как на национальном, так и наднациональном уровнях.
Современная экономическая наука преодолевает противопоставление общественного, государственного и рыночного регулирования экономики. Дискуссии все в большей степени разворачиваются в направлении определения места и функций государственных и общественных институтов в качестве неотъемлемых элементов современных рыночных систем. Экономическая наука преодолевает противопоставление общественного, государственного и рыночного регулирования экономики. Научные дискуссии все в большей степени направлены на определение места и функций государственных и общественных институтов как элементов современных рыночных систем. Глобализация хозяйственной жизни предполагает действие таких институтов не только на национальном, но и международном уровнях. В результате рыночные механизмы начинают подвергаться такими глубокими качественными преобразованиями, которые позволяют говорить о появлении новых механизмов саморегуляции экономики.
Естественно, что каждое государство преломляет глобальные тенденции общественного развития применительно к исторической, геополитической и т.п. реальности. Россия, двигаясь в указанном направлении, также должна будет "выйти" на собственные пути, механизмы и формы общественного прогресса, учитывающие многонациональный состав населения, специфику развития федеральных начал, особое (евразийское) геополитическое положение, размер территории, своеобразие природно-климатических условий, во многом уникальный тип исторического развития и выпекающий из этого образ жизни, традиции ее населяющих народов. Единая по своему типу модель общественного устройства России, по-видимому, будет иметь ряд существенных региональных модификаций. Одновременно нельзя закрывать глаза и на имеющиеся негативные реалии сложившейся социально-экономической ситуации.
Прежде всего нельзя недооценивать долговременных последствий тотального огосударствления экономической, да и всей общественной и индивидуальной жизни, подавленности в течение длительного времени рыночного способа экономического оборота, что не могло не наложить соответствующий отпечаток на экономическое мышление и поведение населения, низкие уровни правовой и технологической культуры, отсутствия сколько-нибудь развитых демократических традиций, наличие утяжеленной и в значительной степени устаревшей материально-технической и технологической структуры народного хозяйства, тяжелейшей, накапливавшейся буквально столетиями ситуации в аграрном секторе, непростыми условиями реализации природного потенциала, по существу тотальной криминализации экономической жизни. Добавив к этому действие внеэкономических факторов (национальных и внутриполитических проблем) следует признать, что оценка экономического потенциала России с точки зрения возможностей его реализации в рамках действия современных рыночных механизмов должна быть существенно снижена.
Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что может существенно снизить их эффективность.
В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально-экономического развития оформляется в политических документах, как правило, имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и законодательство.
Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы подсистемы развития. Согласно законодательству правительство обязано регулярно разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие нормативы финансирования науки и образования при планировании федерального бюджета, планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в рамках прежней системы регулирования экономики эти элементы оставались невостребованными и практически атрофировались.
Так участники Х Всероссийского экономического форума сошлись во мнении, что "в свете исторического опыта страны, в частности последних 15 лет, закономерен вывод: России необходима долгосрочная стратегия". /1/
Стратегия развития должна включать в себя определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение их реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности.
Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой стратегии должно быть индикативное планирование. Она должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий и условия для выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста.
Необходимо иметь ясный образ задач управления социально-экономическим развитием. В качестве первого приближения образом цели мы можем считать некоторую заданную величину годового ВВП страны на душу населения.
Причем здесь надо сделать несколько оговорок и внести некоторые ограничения. Первым ограничением является численность населения. Демографические процессы довольно инерционны. Определяющие их динамику факторы зависят от предыстории на интервале десятков и даже сотен лет, от экологии, от уровня технологии. Существует и очень большая зависимость от состояния экономики и от ожиданий населения в конкретный исторический момент. Поэтому мы можем с довольно большой степенью точности оценить, для какого числа граждан в обозримой перспективе мы должны создать достойные условия жизни.
Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек. Это не значит, что надо ориентироваться на силовые методы регулирования численности Должна быть создана такая экономико-правовая и социальная среда, что тенденция к оптимальной численности становится "осознанной необходимостью".
Информация о работе Экономическая роль государства в современной России