Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:23, курсовая работа
В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем.
В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:
структурообразующие критерии;
социально-экономические (содержательные) критерии;
объемные и динамические критерии.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. История экономических систем. Понятие экономической системы……...5
Доиндустриальное общество……………………………………………………….6
Индустриальное общество……………………………………………………….....8
Постиндустриальное общество………………………………………………….…9
Глава 2. Виды экономических систем……………………………………………….12
2.1 Административно - командная (плановая) экономика…………………………12
2.2 Рыночная экономика……………………………………………………………....17
2.3 Смешанная экономика…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………………36
Закон стоимости - это объективный закон регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.
Экономические законы - это законы общественных
действий людей. Они выражают сущность
производственных отношений, устойчивые,
постоянно повторяющиеся связи в развитии
экономических процессов и проявляются
через повседневную деятельность людей
в сфере хозяйствования как такового,
но и в правовой, идеологической и политической
сфере. Ни какими нормативными актами
и идеологическими установками нельзя
заставить частного товаропроизводителя
работать себе в убыток. Во взаимодействиями
с другими товаропроизводителями он просто
обязан добиваться возвращения своих
затрат на создание или продвижение экономического
блага с прибылью. При том не меньшую по
сравнению с другими. В противном случае
он окажется неконкурентоспособным и
разорится. Сущность закона стоимости
сводится к определению стоимости товаров
общественно-необходимым трудом. Он проявляется
как закон цен и его действие напоминает
движение маятника: с повышением цены
деятельность предпринимателя становится
более активной, понижается цена - товаропроизводитель
оказывается вынужденным сворачивать
производство и принимать меры к сокращению
своих затрат, к удешевлению производства.
Как крайность - он бывает вынужденным
покинуть данную сферу приложения капитала
и своих усилий. Тогда приток данного блага
на рынок уменьшается и при прежнем объеме
спроса цена снова пойдет в верх. Следовательно
закон стоимости, действуя в общей системе
экономических законов через поведение
людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной
деятельности. Абсолютного равновесия
и пропорциональности не бывает, но и длительные
нарушения, и диспропорциональности невозможны.
В этом плане мы можем говорить о том, что
закон стоимости является регулятором
распределения ресурсов между разными
сферами производства. С
проявлением действия закона стоимости
в современной экономической жизни встречается
каждый предприниматель: кто-то обогащается,
другие терпят крах. Закон стоимости обусловливает
дифференциацию товаропроизводителей.
2.3
Смешанная экономика
Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства послужило постоянным импульсом, стимулирующим государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.
Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970-1980-е:
●американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни;
●западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства;
●японская
патриархально-корпоративная модель,
когда правительство занимается преимущественно
стратегией экономического роста.
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
· Германская социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие
разных моделей экономики объясняется
различными возможностями, традициями
тех или иных стран.
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
● прогнозирование в системе государственного регулирования;
● внутрифирменное планирование;
● коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
● регулирующий механизм федерального правительства;
● механизм штатов и местных органов власти;
● государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
● аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
Важнейшим
инструментом государственного регулирования
экономики США является государственный
(федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое
регулирование применяется
Система
государственных финансов США отражает
трехступенчатую организацию
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая
система в США включает прямые
и косвенные налоги (акцизы). По степени
пропорциональности к облагаемой сумме
они делятся на прогрессивные и регрессивные.
На всех уровнях взимаются: индивидуальные
подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций,
налоги и взносы в фонды социального страхования,
налоги на наследство и дарение, акцизы,
таможенные пошлины. Штаты и местные органы
управления взимают налоги с розничной
продажи, налоги на движимую и недвижимую
собственность. Применяется льготное
налогообложение. В США развита кредитная
система. Ее основным государственным
компонентом является Федеральная резервная
система (ФРС), выполняющая функции центрального
банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную
политику государства, воздействуя на
экономику через сферу кредита и денежного
обращения. В США целый ряд отраслей именовался
«регулируемыми», потому что в отношении
их действовал особый правовой режим.
Так, в начале 80-х гг. федеральные органы
контролировали параметры ценообразования,
производства продукции в отраслях на
которые приходилось около 24% ВНП (гражданская
авиация, железные дороги, автомобильный
грузовой транспорт, телефонная связь
были национализированы). Но регулирование
отраслей все больше оказывалось направленным
в пользу производителей, а не потребителей.
Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование»,
т.е. снятие ограничений на предпринимательскую
деятельность.
Особенность
общегосударственного регулирования
в Японии заключается в использовании
системы социально-
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель
таких планов-прогнозов
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один
признак умелого преодоления
кризисных явлений - это проведение
антидепрессионной политики правительства,
которое в период ухудшения общеэкономической
конъюнктуры увеличивало ассигнования
на общественные строительные работы,
снижало налоги и ставку учетного процента
банка Японии.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская
модель организации экономической
и политической жизни позволяет
выделить те принципы, которые обеспечили
этой стране развитие на протяжении длительного
времени без социальных потрясений,
глубоких политических конфликтов, обеспечивая
при этом высокий уровень жизни и социальных
гарантий для большинства населения.
Главные
принципы:
● высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);