Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.
Введение
3
1. Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ
5
1.1. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса и ее смещение
5
1.2. Эластичность спроса
15
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ
23
2.1. Закон предложения, факторы предложения, кривая предложения и ее смещение
23
2.2. Эластичность предложения
27
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ и Проблемы соотношения спроса и предложения
32
3.1. Сущность рыночного равновесия
32
3.2 Проблемы соотношения спроса и предложения
39
Заключение
45
Список использованной литературы
46
- прочие факторы (B).
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).
Отразить такое множество
переменных на обычном двумерном
графике невозможно. Однако их влияние
может быть учтено иным образом. Если изменение
цены в графической интерпретации спроса означало
движение вдоль кривой спроса, то изменение
неценовых факторов спроса
Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса на рис. 2 сместится из положения D в положение D2 и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q2 вместо Q).
Соответственно
Рис. 2. Сдвиги кривой спроса
Действие неценовых факторов
Необходимо
различать изменение величины
Во втором случае
происходит сдвиг функции спроса вправо
или влево (рис. 4). В этом случае при той
же цене покупается больше (меньше) продукции.
Рис. 3. Изменение величины спроса
Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т. е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.
Рассмотрим
некоторые из перечисленных неценовых фактор
Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т. е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше [14, c. 101].
Так, ситуация со спросом на большинство потребительских товаров на российском рынке после девальвации рубля в августе 1998г. и последовавшего за ней падения уровня реальных доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары. На графике (см. рис. 2) это выглядит как сдвиг кривой спроса из положения D в положение D2.
Повторим, однако, что так обстоит дело в большинстве, но не во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов - растет.
Рассмотрим для примера товары-заменители - маргарин и масло. Дешевый маргарин воспринимается как масло для бедных. Поэтому с ростом доходов населения следует ожидать падения спроса на него и переключение потребителей на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор.
Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т. е. не падать, а расти.
На рис. 4 представлен реальный пример реакции спроса на нормальные и аномальные товары в условиях падения доходов населения в начальный период реформ в России. С понижением достатка люди стали потреблять больше хлеба (на 10%) и картофеля (на 19%), т. е. увеличили спрос на аномальные товары.
Одновременно они сократили потребления мяса (на 19%) и фруктов (на 16%), уменьшив спрос на нормальные товары. Да это и понятно: стараясь сэкономить на еде, люди вынужденно увеличивают потребление дешевых (и менее качественных) продуктов.
Рис. 4. Спрос на товары в начальный период реформ в России (1990 - 100%): а) аномальные товары; б) нормальные товары
Кстати, динамика потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.
По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай - кофе, говяжье мясо - куриные окорочка, уголь - нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар (см. на рис. 2 это сдвиг кривой влево вниз к D2), т. е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.
Конкретнее, если мы анализируем спрос на уголь в связи с забастовками шахтеров в России, а нам известно, что цены на товар-субститут угля нефть снижаются, то, как это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет [14, c. 202].
Изменение цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т. е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен - синхронно увеличивается.
Так, рост цен
на сахар в сезоны приготовления
варенья ведет к уменьшению
Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами - уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно было наблюдать на российском рынке в последние годы.
Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.
Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.
Но не только
мода меняет предпочтения. Куда более
масштабной причиной их изменений является
технический прогресс. На глазах нынешнего
поколения российской молодежи спрос на
пластинки был практически «убит» распространением компакт-
1.2. Эластичность спроса
Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по своей интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели при уменьшении цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, и хлеб и молоко - с другой: в одном случае объем продаж может существенно возрасти, в другом - изменится мало.
Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой [3, c. 203].
Данное понятие весьма важно с практической точки зрения. Так, проведение разумной ценовой политики фирмой немыслимо без понимания того, как понижение стоимости телевизоров или стиральных машин может сказаться на объемах их продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать (измерять), как изменяется объем продаж или покупок того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по-разному, например, в штуках, в тоннах, в тех или иных денежных единицах. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят.
Так, фраза: «Увеличение цены колбасы на 5 руб. вызвало сокращение ее продаж на 12 т», без дополнительных разъяснений почти бессмысленна. Велико ли было изменение цен? Если дело происходило в 1997г. и она стоила 25000 руб., то, конечно, невелико. А если в начале 1998г. при исходной цене 25 руб., то его вполне можно признать значительным. Столь же неясно, насколько катастрофично снижение продаж. Одно дело, если первоначальный уровень составлял 50 т и совсем другое, если - 500 т.
Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать подобной путаницы и построить единый показатель для всех случаев. Такой показатель называют коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:
1) эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;
2) единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;
3) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.
Эластичность
можно измерить с помощью уже
упомянутого коэффициента
(3)
Приведенная формула
позволяет количественно
Рис. 5. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши: драгоценностей, мехов, черной икры и т. п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами: на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.
Давая графическую
интерпретацию эластичности (
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно указать еще два абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. На рис. 6 даны графики спроса для этих двух случаев.
Рис. 6. Экстремальные случаи эластичности спроса:
а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
В случае абсолютно эластичного спроса - это горизонтальная кривая спроса (рис. 6, а), потребители платят одну и ту же цену за товар, независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая вырождается в вертикальную прямую (рис. 6, б).
В качестве примера спроса,
Информация о работе Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ