Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.
Введение
3
1. Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ
5
1.1. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса и ее смещение
5
1.2. Эластичность спроса
15
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ
23
2.1. Закон предложения, факторы предложения, кривая предложения и ее смещение
23
2.2. Эластичность предложения
27
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ и Проблемы соотношения спроса и предложения
32
3.1. Сущность рыночного равновесия
32
3.2 Проблемы соотношения спроса и предложения
39
Заключение
45
Список использованной литературы
46
Особенно важны
экстремальные случаи эластично
Хотя мы и
проиллюстрировали различные ви
На рис. 7, а показана кривая спроса, имеющая на всем протяжении одинаковый наклон (именно поэтому эта кривая и выглядит, как прямая). Убедимся, что она имеет различную эластичность в различных точках. В верхней части кривой (на графике - точки 1 и 2) спрос эластичен, поскольку при малом процентном изменении цены (отношение Р1/Р1) велико процентное изменение количества (отношение Q1/Q1).
Рис. 7. Эластичность на различных
участках прямой линии
В нижней части кривой ситуация меняется на противоположную. Чтобы сделать это наглядным, мы специально повторили ту же самую кривую еще раз на графике 7б и выделили точки 3 и 4 в ее нижней части. Сразу бросается в глаза, что процентное изменение цены (отношение Р3/Р3) здесь велико, она упала чуть ли не вдвое. Напротив, процентное изменение количества (отношение Q3/Q3) мало, оно выросло лишь на незначительную долю исходной величины.
В силу описанных
обстоятельств изображение
Изменение объема
продаж, к которому мы апеллировали,
давая определение эластичности спроса по
цене, влияет на объем выручки и финансовое
положение продавца. Ведь зная размеры
спроса, можно легко вычислить объем выручки,
это произведение P и Q или площадь прямоугольника,
одна сторона которого равна цене товара,
а вторая - количеству товара, проданного
по этой цене. Проанализируем ситуацию
с объемом выручки при различных вариантах эластичности
1) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);
2) при спросе единичной
3) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).
Рис. 8. Изменение выручки продавца
при различной эластичности спроса: а) эластичный
спрос; б) спрос единичной
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие [26, c. 305]:
1) незаменимость. Если
у товара есть заменители (товары
- субституты), то спрос будет более эластичным,
2) значимость товара для
потребителя. Как правило,
3) удельный вес в доходах
и расходах. Товары, на которые
тратится значительная доля
4) временные рамки. Эластичность
Кроме эластичности спроса по цене, важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):
(4)
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Но возможна и противоположная ситуация, когда значение EI отрицательно (EI < 0). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т. п.), т. е. те товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.
На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход - расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной).
Такие графики называют кривыми Энгеля. На рис.9 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат – расходы на потребление данного блага (С) [23, c. 402].
Рис. 9. Кривые Энгеля
Как мы уже отмечали,
реакция потребителей на изменение
цены зависит от цен на другие товары.
Зависимость эластичности спроса на одно
благо относительно изменения цен на другие
блага называется перекрестной эластичностью,
(5)
где QА - объем спроса на товар А; PB - цена товара В.
Перекрестная эластичность
Если Ecross < 0, т. е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты.
Наконец, товары могут быть индифферентны друг к другу (Ecross = 0), т. е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ
2.1. Закон
предложения, факторы
Коль скоро рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.
Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Здравый смысл
и практика показывают, что объем
предлагаемого к продаже товара
при прочих равных условиях будет
тем больше, чем выше цена на товар,
т. е. между предложением и ценой существует
прямая зависимость; она называется законом
Причины подобного
характера связи между предложе
Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением - падает.
Как и в случае
со спросом, функциональная зависимость
между ценой некоего товара и величиной предложения
Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром - колбасой. При прочих равных условиях, т. е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения (табл. 2).
Таблица.2
Условный пример связи размера предложения колбасы
с ее ценой
Цена, руб. |
Объем спроса, кг |
10 |
50 |
20 |
100 |
30 |
150 |
40 |
200 |
50 |
250 |
Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в виде графика (рис.10), в координатах цены (Р) и количества (Q).
Рис. 10. Зависимость предложения от цены
Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.
В аналитической форме
QS = f (P). (6)
Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:
QS - b,?= aP, (7)
или в конкретной числовой форме:
QS = 5Р.
Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Изменение величины
Изменение предложения – это процесс, отражающий изменение готовности производителей представлять большее или меньшее количество блага при одной и той же цене (рис. 12).
Рис. 12. Изменение предложения
Об изменении предложения
Этот процесс не идентичен
тому, который наблюдался бы при увеличении
цены блага, так как не связан со сдвигом
кривой предложения. При повышении цены
блага с Р0 до Р1 величина предложения увеличилась
бы с Q0 до Q1. Но в нашем случае, как видно
из рисунка, для кривой предложения S1 цена
Р1 дает объем предложения не Q1, а Q3. В то
же время при предложении S1 объем Q0 обеспечивается
при более низкой цене, чем в случае предложения S0
. Другими словами, изменение предложения всегда
выражается в сдвиге кривой предложения. При
этом смещение кривой предложения вправо
(положительный сдвиг) будет означать
расширение рыночного предложения.
Информация о работе Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ