Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание работы

Введение
3
1. Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ
5
1.1. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса и ее смещение
5
1.2. Эластичность спроса
15
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ
23
2.1. Закон предложения, факторы предложения, кривая предложения и ее смещение
23
2.2. Эластичность предложения
27
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ и Проблемы соотношения спроса и предложения
32
3.1. Сущность рыночного равновесия
32
3.2 Проблемы соотношения спроса и предложения
39
Заключение
45
Список использованной литературы
46

Файлы: 1 файл

спрос и предложение.doc

— 746.50 Кб (Скачать файл)

Особенно важны  экстремальные случаи эластичности как полезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.

Хотя мы и  проиллюстрировали различные виды эластичности кривыми спроса с разными углами наклона, однако не следует напрямую отождествлять наклон кривой спроса и эластичность. Разумеется, обе величины связаны между собой. Ясно, например, что очень пологие кривые спроса будут весьма эластичны: малое изменение цены на них порождает большое изменение объема спроса. И все же это не одно и то же. Наклон кривой на обычном графике отражает абсолютные изменения цены и количества, а эластичность, процентные изменения. 

На рис. 7, а показана кривая спроса, имеющая на всем протяжении одинаковый наклон (именно поэтому эта кривая и выглядит, как прямая). Убедимся, что она имеет различную эластичность в различных точках. В верхней части кривой (на графике - точки 1 и 2) спрос эластичен, поскольку при малом процентном изменении цены (отношение Р1/Р1) велико процентное изменение количества (отношение Q1/Q1). 

 
Рис. 7. Эластичность на различных участках прямой линии

В нижней части  кривой ситуация меняется на противоположную. Чтобы сделать это наглядным, мы специально повторили ту же самую кривую еще раз на графике 7б и выделили точки 3 и 4 в ее нижней части. Сразу бросается в глаза, что процентное изменение цены (отношение Р3/Р3) здесь велико, она упала чуть ли не вдвое. Напротив, процентное изменение количества (отношение Q3/Q3) мало,  оно выросло лишь на незначительную долю исходной величины.

В силу описанных  обстоятельств изображение более  или менее эластичного спроса в виде кривых разного наклона следует рассматривать лишь как приблизительную иллюстрацию. Для простоты мы будем пользоваться такими графиками и в дальнейшем. Чтобы придать графическим изображениям математическую точность, их, однако, следует строить в так называемых двойных логарифмических шкалах, где каждое новое деление осей координат изображается в 10 раз более сжатом масштабе. Не заостряя на этом специального внимания, мы уже использовали такие шкалы на рис. 6.

Изменение объема продаж, к которому мы апеллировали, давая определение эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса, можно легко вычислить объем выручки, это произведение P и Q или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара, а вторая - количеству товара, проданного по этой цене. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности графически. На рис. 8 показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса:

1) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);

2) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны);

3) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).

Рис. 8. Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса: а) эластичный спрос; б) спрос единичной эластичности; в) неэластичный спрос

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие [26, c. 305]:

1) незаменимость. Если  у товара есть заменители (товары - субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;

2) значимость товара для  потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;

3) удельный вес в доходах  и расходах. Товары, на которые  тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;

4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Кроме эластичности спроса по цене, важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):

          (4)

 

Поскольку потребитель  по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

Но возможна и противоположная ситуация, когда значение EI отрицательно (EI < 0). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т. п.), т. е. те товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.

На основе анализа  взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход - расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной).

Такие графики  называют кривыми Энгеля. На рис.9 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат – расходы на потребление данного блага (С) [23, c. 402].

 

Рис. 9. Кривые Энгеля

 

Как мы уже отмечали, реакция потребителей на изменение  цены зависит от цен на другие товары. Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

         (5)

где QА - объем спроса на товар А; PB - цена товара В.

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, т. е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу, а подорожавший рис заменять более дешевым картофелем. 

Если Ecross < 0, т. е. повышение цен на товар ведет  к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты. 

Наконец, товары могут быть индифферентны друг к  другу (Ecross = 0), т. е. изменение цен  на один из них ничего не меняет в  количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.

2. СУЩНОСТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ

 

2.1. Закон  предложения, факторы предложения,  кривая предложения и ее смещение

 

Коль скоро  рынок - это взаимодействие продавцов  и покупателей, то анализ логики поведения  покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

Предложение аналогично спросу можно определить как желание  и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

Здравый смысл  и практика показывают, что объем  предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет  тем больше, чем выше цена на товар, т. е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

Причины подобного  характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т. е. рыночное предложение будет расти [28, c. 108].

Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением - падает.

Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего. Эта взаимосвязь также может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и аналитическом виде.

Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром - колбасой. При прочих равных условиях, т. е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения (табл. 2).

Таблица.2  
Условный пример связи размера предложения колбасы с ее ценой

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

50

20

100

30

150

40

200

50

250


 

Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в виде графика (рис.10), в координатах цены (Р) и количества (Q).

Рис. 10. Зависимость предложения от цены

 

Линия (S) носит  название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.

В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен:

QS = f (P).               (6)

Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:

QS - b,?= aP,           (7)

или в конкретной числовой форме:

QS = 5Р.

Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Изменение величины предложения отражает изменение величины предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов предложения. Так как закон предложения декларирует положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены, например, с Р0 до Р1, приведет к увеличению объема предложения с Q0 до Q1, а снижение цены с Р0 до Р2 – к его уменьшению с Q0 до Q2. На графике это выразится в том, что оба изменения будут находиться на той же кривой, однако в первом случае новая точка (Р1, Q1) окажется выше исходной (Р0, Q0), а во втором (Р2, Q2) - ниже. Следовательно, изменение величины предложения всегда выражается в виде движения вдоль кривой предложения. 

 
 
Рис. 11. Изменение величины предложения

Изменение предложения – это процесс, отражающий изменение готовности производителей представлять большее или меньшее количество блага при одной и той же цене (рис. 12). 

Рис. 12. Изменение предложения

 

Об изменении предложения говорят в том случае, когда при той же цене блага, например, Р0, объем предложения может увеличиться, допустим, до Q1 или уменьшиться, предположим, до Q2.

Этот процесс не идентичен  тому, который наблюдался бы при увеличении цены блага, так как не связан со сдвигом кривой предложения. При повышении цены блага с Р0 до Р1 величина предложения увеличилась бы с Q0 до Q1. Но в нашем случае, как видно из рисунка, для кривой предложения S1 цена Р1 дает объем предложения не Q1, а Q3. В то же время при предложении S1 объем Q0 обеспечивается при более низкой цене, чем в случае предложения S0 . Другими словами, изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой предложения. При этом смещение кривой предложения вправо (положительный сдвиг) будет означать расширение рыночного предложения. Смещение кривой предложения влево (отрицательный сдвиг) будет означать сокращения рыночного предложения.

Информация о работе Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ