Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………...…..14

3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список литературы…………………………………………………………...….30

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

     С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению  автомобилей катализаторами из-за значительного  увеличения продажной цены на них. Тогда  государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем  выбросов вредных веществ в атмосферу  значительно уменьшился. Так экологическая  проблема была решена с использованием налоговых механизмов.

     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

     В связи с введением единого  налога на вмененный доход (ЕНВД) у  налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения – повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

 

     3. Налоговая политика и налоговая система России. 

     Один  из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

     Сложившиеся в государстве налоговые отношения  отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении  финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий  для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

     Налоговая политика определяет роль налогов в  обществе, которая может быть позитивна  или негативна по отношению к  субъектам хозяйствования. Для государства  рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для  субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

     Центральный вопрос налоговой  политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

     Субъект налоговой политики – государство.

     Объект  налоговой политики – налогообложение.

     Налоговая политика многогранна и включает в себя:

  • выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
  • определение основных направлений и принципов налогообложения;
  • разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

     В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

     Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

     Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

     В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

     Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

     Внутренняя  налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

     Практическое  проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.

     Основу  функционирования налоговой системы  РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

     Налоговый кодекс Российской Федерации состоит  из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков,формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

     Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых  льгот в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала (ст. 3 НК РФ).

     Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в  зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

     Допускается установление особых видов пошлины  либо дифференцированных ставок ввозных  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара в  соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

     Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

     Не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ, в частности прямо  или косвенно ограничивающие свободное  перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую  деятельность физических и юридических  лиц или создавать препятствия  для такой деятельности.

     Налоги, сборы, пошлины и другие платежи  формируют бюджетную систему  РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой  составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость – около 36%, таможенные платежи – около 23%, акцизы – 22%, налог на прибыль – 9%, налог на доходы физических лиц – 6,3% и т.д.)4.

     Часть первая НК РФ регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

     При уплате налога возникают имущественные  отношения между плательщиком и  получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому  к налоговым отношениям неприменимы  нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ).

     В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога.

     Важной  характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое  определено ст. 5 НКРФ (табл. 3). 

     Таблица 3.

     Действие  во времени законодательства о налогах  и сборах5

Направленность  актов Не ранее
Акты  законодательства о налогах Одного месяца со дня официального опубликования  и 1-го числа очередного налогового периода
Акты  законодательства о сборах Одного месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых  налогов и сборов 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы 1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  законодательства о налогах и  сборах, улучшающие положение налогоплательщика С момента официального опубликования

 

     Официальным опубликованием федеральных законов  считается первая публикация их полного  текста в «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

     Часть вторая НК РФ устанавливает порядок  исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

     Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) – теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

     Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

Информация о работе Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства