Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5
2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………...…..14
3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список литературы…………………………………………………………...….30
С
помощью налогов решаются и проблемы
экологии: в свое время промышленность
развитых стран сопротивлялась оснащению
автомобилей катализаторами из-за значительного
увеличения продажной цены на них. Тогда
государство снизило налог на
автомобили, оснащенные катализаторами,
а также акцизный сбор на виды бензина,
потребляемого этими
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С
распределительной и фискальной
функциями тесно связана контро
В связи с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения – повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.
3.
Налоговая политика
и налоговая система
России.
Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
Сложившиеся
в государстве налоговые
Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.
Центральный вопрос налоговой политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.
Субъект налоговой политики – государство.
Объект налоговой политики – налогообложение.
Налоговая политика многогранна и включает в себя:
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.
В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.
Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.
Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:
Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков,формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.
Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не
допускается устанавливать
Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость – около 36%, таможенные платежи – около 23%, акцизы – 22%, налог на прибыль – 9%, налог на доходы физических лиц – 6,3% и т.д.)4.
Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
При
уплате налога возникают имущественные
отношения между плательщиком и
получателем, основанные на властном подчинении
первого последнему. Именно поэтому
к налоговым отношениям неприменимы
нормы гражданского законодательства,
основанного на равенстве, автономии
воли и имущественной
В
соответствии с НК РФ каждое лицо должно
уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается на
признании всеобщности и
Важной
характеристикой
Таблица 3.
Действие во времени законодательства о налогах и сборах5
Направленность актов | Не ранее |
Акты законодательства о налогах | Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода |
Акты законодательства о сборах | Одного месяца со дня их официального опубликования |
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов | 1 января года,
следующего за годом их |
Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы | 1 января года,
следующего за годом принятия,
но не ранее одного месяца
со дня официального |
Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика | С момента официального опубликования |
Официальным
опубликованием федеральных законов
считается первая публикация их полного
текста в «Парламентской газете», «Российской
газете» или «Собрании
Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.
Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) – теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.
Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.
Информация о работе Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства