Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:33, курс лекций

Описание работы

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 296.60 Кб (Скачать файл)

1)Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и  предпочтения человека при покупке  им товара или услуги.

Существуют методы, позволяющие  предугадать возможное поведение  потребителя.

Маркетинговое изучение поведения  потребителей ориентируется на запросы  и требования потребителей. Маркетинговое  изучение опирается на экономическую  теорию, научную психологию и социологию.

Системный анализ. Общие  принципы и методы исследования опираются  на экономическую теорию, объясняют  поведение и спрос потребителя.

В рамках системного анализа  изучение поведения потребителя  начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три  версии потребительского выбора. Эти  версии связаны, во-первых, с изучением  концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта  замещения, в-третьих, с анализом потребительских  предпочтений.

Потребительский выбор по третьей версии – совмещение потребительских  предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие  сочетания товаров потребители  выберут для покупки, чтобы максимизировать  удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка  приводит к истощению его ограниченного  денежного дохода. Сталкиваясь с  экономическим фактором редкости, потребитель  должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными  ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный  набор продукции.

От выбора, который сделают  люди, после того как они соотнесут  свои желания с доступными возможностями  покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость  спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает  покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос  – желание и способность людей  покупать товары или определенное соотношение  количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей  спроса на приобретение этого количества товара.

Затраты принято делить на две группы:

денежные затраты, связанные  с ценой;

неденежные затраты, обусловленные неценовыми детерминантами, – субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.

2) Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество  вариантов классификации потребностей. У экономистов одни критерии классификации, у психологов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физиологические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). Потребность в безопасном физическом и эмоциональном окружении (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребности в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, религия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовлетворения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее  свойство: они безграничны или  полностью неутолимы. Потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнообразны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, планеты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вторых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развивается само человечество. Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП способствуют формированию новых потребностей. Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэкономические и экономические блага. Неэкономические (бесплатные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть присвоены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую очередь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их количество не может удовлетворить потребности всех желающих. Такими благами являются мебель, автомобили, юридические услуги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и теоретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы, их виды. Ограниченность ресурсов

Блага, необходимые для  удовлетворения потребностей, создаются в процессе производства.Производство — приспособление человечеством вещества (ресурсов) к удовлетворению своих потребностей. Иными словами, основой любого производства являются ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы — имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства.

Экономическая теория выделяет две группы ресурсов — материальные и людские. Материальные ресурсы — капитал и земля, людские — труд и предпринимательская способность. Различные комбинации этих факторов применяются для производства всего многообразия товаров и услуг. Понятие «земля»охватывает все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д. На земле, на определенном пространстве располагаются народы и государства. Исторически сложилось так, что одни государства располагают большими территориями — Россия (17 075 тыс. км2), США (9629,0), Китай (9560 тыс. км2), а другие меньшими -- Андорра (467 км2), Лихтенштейн (160 км2), Сан-Марино (61 км2), Монако (2 км2). Земля может использоваться как для сельскохозяйственных (выращивание урожая), так и для несельскохозяйственных (строительство зданий, сооружений, дорог) нужд. Сельскохозяйственные угодья планеты занимают 51 млн км2. В среднем надушу населения в мире приходится 0,3 га пашни. Размеры пашни на душу населения существенно дифференцированы по разным странам. Например, в США надушу населения приходится 0,67 га пашни, а в Японии только 0,03 га. Кроме того, в недрах земли находятся разнообразные полезные ископаемые. Например, Саудовская Аравия располагает более чем 25 % разведанных запасов нефти, в России сосредоточены крупнейшие в мире разведанные запасы природного газа — около 40 %, а США занимает первое место в мире по разведанным запасам угля — 26 %.

Понятие «капитал» — одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, экономисты понимают под ним средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал — ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом. Капитал, еще не инвестированный в производство, представляет собой сумму денег. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал используется для закупки машин, оборудования и других средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал является продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер.

Понятием «труд» обозначают физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы — это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—59 лет (включительно), у женщин — 16—54 гола (включительно). Границы трудоспособного возраста различаются по странам. В одних нижняя граница составляет 14—15 лет, а других —18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лег для всех или 65 лег — для мужчин и 60—62 гола — для женщин. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной страны, так и мировой экономики также ограничены. Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает численность пенсионеров. В 1950 г. на одного пенсионера приходилось 12 человек 15—64 лет. Сегодня средний мировой показатель — 9, и по прогнозам ожидается его снижение до 4. Гели количественно трудовые ресурсы растут вместе с ростом населения, то качественно — по мере развития образования. По уровню высшего образования Россия находится на четвертом месте в мире (после Израиля, Норвегии и США)2. Уровень грамотности среди взрослого населения в России составляет 99,6 % и является самым высоким в мире; среднее образование имеет 95 % населения. Для сравнения: данный показатель в Германии — стране с самым высоким уровнем образования в ЕС — 78 %, в Великобритании — 76 %, в Испании — 30 %, в Португалии — меньше 20 %.

Понятие «предпринимательская способность» предполагает способность эффективно использовать в хозяйственной деятельности все прочие экономические ресурсы с целью получения прибыли. Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. Предпринимательская способность (предприимчивость, предпринимательский потенциал, предпринимательский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Предприниматель — центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для экономики раскрывается через функции, которые выполняет предприниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осуществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций — новых товаров, технологий, новой информации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск — неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Предпринимательский ресурс является редким даром. Исследователи Гарвардского медицинского центра разработали тест для выявления способностей человека в разнообразных сферах. Они обнаружили, что только 1 % людей одарены «исключительной творческой потенцией», т. е. им доступны выдающиеся достижения в области искусств и предпринимательской деятельности; 10 % обладают «высокой творческой потенцией»; еще 60 % обладают «умеренной или некоторой» творческой потенцией; менее 30 % людей не проявляют вообще или в очень малой степени свою творческую активность'. Сегодня многие специалисты отмечают, что экономическая теория как наука связана с психологией, которая, в свою очередь, сопряжена с генетикой. Доказано, что одна из форм гена рецептора дофамина обуславливает у людей обостренную тягу к новым впечатлениям. У американцев эта аллель встречается в среднем 25 раз чаще, чем у других жителей планеты, что во многом определяет уровень предпринимательской активности в США.

Факторы производства являются собственностью различных экономических  субъектов, готовых предоставить их за определенную плату для производственного использования. Плата за использование земли — рента, капитала — процент, труда — заработная плата, предпринимательской способности — прибыль.

Таким образом, все экономические  ресурсы обладают общим свойством: они ограничены или редки.

Экономическая эффективность

Проблема эффективности — важнейшая проблема экономики. Хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макроуровне предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономическая эффективность — показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Следует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной системы. Имеются существенные различия при определении экономической эффективности па уровне отдельной хозяйственной единицы или всей хозяйственной системы.

Экономическая эффективность  отдельного предприятия оценивается по ряду показателей. Например, в статистике бывшего СССР для подобной оценки применялось более 500 показателей. Технический аспект эффективности оценивается качеством используемого сырья, материалов, полуфабрикатов; прогрессивностью применяемой технологии, уровнем квалификации работников и пр. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность) и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результата с одним из факторов производства (трудом, капиталом, материалами и т. д.). Примерами показателей ресурсной эффективности являются производительность труда, материалоотдача, материалоемкость.

Производительность труда  — основной показатель эффективности. Сегодня часовая производительность груда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции — в 3,8 раза, США — 3,6 раза, Японии и Германии — в 2,8 раза. По результатам исследования, проведенного Международной организацией труда, производительность труда одного человека в год составляет: в США — 63 885 долл., Ирландии — 55 986 долл., Люксембурге — 55 641 долл., России — 18 ООО долларов.

Информация о работе Экономическая теория