Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:33, курс лекций
Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.
Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения. Значение и функции цены в рыночной экономике
До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.
Если цена оказывается зафиксированной на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно единица товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давление на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.
Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:
Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) иравновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.
К сведению. Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Так, если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот, если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается (график D1 смешается влево), равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.
Выше описаны простые
случаи изменения рыночного
4) Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:
Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.
В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.
В масштабах национальной
экономики все локальные рынки
тесно связаны между собой. Опыт
показывает, что несогласованность
в действиях на одном рынке
по цепочке порождают проблемы на
других рынках. В связи с этим
в любой национальной экономике
возникает необходимость
Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.
Основные макроэкономические цели:
Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
Стабильный рост цен. Стабильные
цены создают условие
Высокий уровень занятости.
Он является одним из главных условий
социального спокойствия и
Достижение равновесного внешнеторгового баланса.
Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.
Её основными видами являются:
Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
Социальная политика
Внешняя экономическая политика,
позволяющая с помощью тарифов,
квот и лицензий регулировать объёмы
и структуру экспорта, воздействовать
на обменный курс национальной валюты
и на размеры национального
Нормативный и позитивный подход в экономике
На протяжении длительного
времени работы экономистов включали
в себя как рассмотрение различных
экономических законов и
Микроэкономика и макроэкономик
Позитивный подход анализирует:
к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
какова будет цена ее достижения
Кроме того позитивный подход предполагает:
объяснение и прогнозирование экономических явлений;
изучение общеэкономических закономерностей;
выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями
Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.
Экономические показатели: поток и запас
Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока, и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса.
Фактор времени играет
большую роль в экономике. Так
ценность денег для людей сегодня
и в будущем различна. Сегодняшняя
оценка будущих экономических
Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.
В экономической теории различают номинальные и реальные величины. Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах. Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен, называют реальными. Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.
В экономической теории выделяют три периода времени:
Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные
Экономика — это общественная
наука. Она изучает определенную
сторону жизни общества — поэтому
тесто связана с другими
Основные методы исследования экономической теории
Яндекс.ДиректИнтернет Магазин Одежды Большой выбор одежды. Бесплатная доставка и возврат! Низкие цены!Женская Одежда·Мужская Одежда·Детская Одеждаwildberries.by
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.
Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
Метод научной
абстракции
Отвлечение в процессе познания от внешних
явлений, не экономических сторон, выделение
более глубокой сущности предмета или
экономического явления
Метод функционального
анализа
Используется зависимость функция-аргумент
для проведения экономического анализа
и выведения заключений
Метод графических
изображений
Этот метод позволяет оценить соотношение
между различными экономическими показателями,
их поведение под влиянием изучаемой экономической
ситуации
Метод сравнительного
анализа
Сопоставление частных и обобщающих показателей
с целью выявления наилучшего результата
Метод Экономико-математического
моделирования
Описание экономических явлений
на формализованном языке с помощью математических
символов и алгоритмов
Индуктивный и
дедуктивный методы
Индуктивный метод — выведение положений,
теорий и выводов из фактов — от фактов
к теории. При использовании дедуктивного
метода экономисты опираются на случайный
наблюдения, логику и интуицию, на основе
основе которых формируется предварительная
гипотеза. Дедукция и индукции представляют
собой взаимодополняющие методы исследования.
Метод позитивного
и нормативного анализа
Позитивный метод исследует фактическое
состояние экономики; нормативный метод
определяет конкретные условия и экономические
аспекты, которые желательны, либо нежелательны
в обществе