Экономические кризисы: теоретические аспекты и практические проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Стабильность в экономике – это один из хороших показателей для человечества, но это и негативный показатель для самой экономики. Это означает, что развитие науки и техники остаётся на прежнем уровне. Ведь все стремятся увеличить прибыль и уменьшить издержки на производство, а это невозможно без развития новых технологий и принципов работы. Как раз на последние экономические циклы большое внимание оказали НТР и государственное регулирование экономики с целью сглаживания циклических колебаний и остроты кризисов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общее понятие кризиса
1.1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов
1.3. Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов
1.3.1.Промышленный экономический цикл
1.3.2.Эволюция экономических циклов
1.3.3. Типы экономических циклов
Глава 2. Проявления экономических кризисов
2.1. Экономические кризисы первой половины XX в.
2.1.1. Экономический кризис 1900—1901
2.1.2. Формирование государственно - монополистического капитализма
2.1.3. Экономический кризис 1929-1933 гг.
2.1.4. Варианты выхода из кризиса
2.2. Экономические кризисы второй половины XX в.
2.2.1. Экономический кризис1974-1975 гг.
2.2.2. Структурные кризисы
2.2.3. Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
2.2.4. Антикризисное государственное регулирование
Глава 3. Мировой финансовый кризис 2008г.
3.1. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки
3.2. Как выжить России?
3.3. Война как способ ликвидации экономического кризиса
Заключение

Файлы: 1 файл

переделаное готовое тело курсовой.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Главной чертой антикризисной  политики, таким образом, становится тотальная милитаризация народного  хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными - прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929—1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И, тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты ив конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

В период Второй мировой  войны, как уже отмечалось, шло  быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство  государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда"11.

 

2.2. Экономические кризисы второй половины XX в.

2.2.1. Экономический кризис1974-1975 гг.

Кризис 1974-1975 г. по своим  масштабам превосходил все предшествовавшие послевоенные кризисы. Начался он в  США, Англии и ФРГ и почти одновременно охватил все развитые капиталистические  страны, в том числе Японию и страны Западной Европы. Такая синхронность кризиса в послевоенный период наблюдалась впервые, что объясняется новыми явлениями в развитии мировой экономики. После Второй мировой войны произошла глубокая трансформация современного капитализма, обусловленная динамичными изменениями в развитии производительных сил в связи с третьей научно-технической революцией (см. гл. 19), ростом интернационализации производства, углублением международного разделения труда и специализации. На основе этих процессов были достигнуты схожесть технико-экономического уровня ведущих капиталистических стран и большая взаимозависимость между национальными экономиками. Именно эти факторы обусловили значительный спад производства во время кризиса даже в странах, переживших так называемое "экономическое чудо" - быстрый экономический рост (ФРГ, Японии, Италии). В этих странах кризис 1974-1975гг. был первым крупным послевоенным кризисом.

В ведущей стране мира - США кризис начал развиваться  почти во всех отраслях промышленности. Особенно остро он повлиял на инвестиционную деятельность и жилищное строительство (спад более 50%) и производственное строительство (спад был еще глубже). Кризис захватил и современные отрасли — машиностроение, химическую, электротехническую. В них падение достигало 20-30%. В США кризис не затронул только одну отрасль - каменноугольную. Число безработных в этой стране в 1975 г. составило 8,5 млн. чел. При этом сократилось число лиц, вынужденных работать по сокращенной рабочей неделе. Уменьшилась реальная зарплата, инфляция обусловила повышение стоимости жизни. Росло число обанкротившихся фирм. Потери от кризиса определились в 400 млрд. долл.

Сочетание спада производства с ростом цен вызывалось влиянием инфляционных процессов. Инфляция была обусловлена различными факторами и, прежде всего, развитием военного производства. Война всегда приводит к инфляции, поскольку выпускаемая продукция не поступает на рынок. В период после Второй мировой войны во всех странах усиленно развивался военно-промышленный комплекс. В связи с НТР за 50-80-е гг. армия, например США,  полностью перевооружалась три-четыре раза. Военные расходы из года в год увеличивались: в 50-е гг. они составляли 50 млрд. долл., а в конце 70-х гг. - 150 млрд. долл.

Инфляционный рост был  вызван и тем, что политика оказания поддержки экономического роста в США была изменена с краткосрочной на долгосрочную. Это означало форсирование бюджетных ассигнований, рост бюджетного дефицита и государственного долга. Для его погашения государство выпускало государственные облигации, что увеличивало средства обращения и приводило к инфляции. Аналогично действовала кредитно-денежная политика - переход к дешевому кредиту требовал увеличения объемов средств обращения и вел также к инфляции. Инфляцию генерировали и монополии, поскольку завышали цены.

Циклический кризис 1974-1975 гг. переплелся с топливно-энергетическим и сырьевым. Высокие темпы роста  капиталистической экономики в 50—60-е  гг. вызвали рост мирового потребления  первичных видов энергии, которое  увеличилось за 1950-1972 гг. в три раза. Изменилась структура энергобаланса — резко возросла доля нефти, ее потребление за эти годы увеличилось в пять раз. Рост потребления нефти обусловил усиление зависимости развитых капиталистических стран от импорта энергоресурсов, падение их доли в производстве источников тепла и энергии, ухудшение их положения как импортеров. Даже США, где с конца XIX в. сальдо торгового баланса было активным, в 70-е г. XX в. имели дефицит торгового баланса.

В то же время в мире происходили важные сдвиги в соотношении сил между ведущими капиталистическими и развивающимися странами. Освободившиеся от колониального господства страны стали добиваться увеличения своей доли в доходах от нефти и поставили вопрос о повышении цен.

В условиях резкого повышения цен капиталистические страны вынуждены были пересмотреть свою энергетическую политику. Они ограничили импорт нефти за счет энергосберегающих мероприятий, увеличили производство собственных энергоресурсов (например, Англия стала добывать нефть со дна Северного моря), осуществили замену нефти углем, ядерным топливом, активизировали научные исследования, разработки и использование энергосберегающего оборудования и технологий, поиск новых источников энергии.

Наиболее ярким проявлением  сырьевого кризиса был бурный рост цен на сырье, так как многих видов сырья не хватало. За 1970-1974 гг. цены на сырьевые товары возросли на 87%. Развитые страны использовали в качестве поставщиков сырья бывшие колонии. Рост производительных сил усилил зависимость капиталистических стран от импорта минерального сырья. В 70-е г. молодые национальные государства - экспортеры сырья предприняли шаги к повышению доходов. Но здесь они не смогли выступить единым фронтом, как в случае с нефтью. Добыча сырья - капиталоемкое производство, а развитые страны перешли к политике создания заменителей.

Продовольственный кризис был вызван недостатком продовольствия, особенно зерновых. Сказались неурожаи 1972 и 

1974 гг. Запасы зерновых  сократились в 2 раза, а цены  в середине 70-х гг. повысились на 70-90%12.

 

2.2.2. Структурные кризисы

Спутниками циклических  кризисов стали структурные кризисы  капиталистической экономики, порождаемые  диспропорциями между развитием  отдельных сфер и отраслей производства. Как правило, они носят более  длительный характер и не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла.

Структурный кризис поражает отрасли, спрос на продукцию которых  растет медленнее, чем экономика  в целом, а иногда даже сокращается  абсолютно. В этом случае выявляются относительное пере накопление основного капитала и его обесценение. Поэтому структурный кризис вызывает отлив капитала из этой отрасли, а также вынуждает предпринимателей искать пути снижения издержек производства, идти на технические инновации (нововведения) и обновлять капитал на более высокой технической базе. Такого рода кризисы охватили, например, отрасли черной металлургии, которые столкнулись с конкуренцией новых конструкционных материалов и сокращением спроса на свою продукцию в результате перехода к ресурсосберегающим, малоотходным и безотходным технологиям. Энергетический и сырьевой кризисы, о которых говорилось выше, являются также примером структурных кризисов.

Структурные кризисы  не носят циклического характера, они  обеспечивают временное преодоление  противоречий, накапливающихся за длительный период. Однако, переплетаясь с циклическим кризисом, как это было в 1974-1975 гг., они резко усиливают размах и продолжительность кризисных потрясений.

 

2.2.3. Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.

Самым продолжительным за послевоенный период был мировой экономический кризис 1980-1982 гг. Длившийся три года. Кризис охватил весь капиталистический мир, все страны: промышленно развитые, малые и крупные, а также многие развивающиеся страны, из них в наибольшей степени — Аргентину и Бразилию. При общем затяжном характере кризис в США и Канаде проходил двумя волнами. Индекс промышленного производства в развитых капиталистических странах составил в 1982 г. 95,5% по отношению к 1979 г., в развивающихся странах - 87,5%. Падение производства в США в-1982 г. равнялось 8,2%, в странах - членах ЕЭС - 1,2%. В мировом экономическом кризисе 1980—1982 гг. выделяют два этапа. Сначала он охватил Великобританию и Францию, а затем США и другие развитые страны. На первом этапе кризис развернулся в отраслях, производящих предметы личного потребления, на втором он охватил тяжелую промышленность (в том числе черную металлургию). Сохранились симптомы энергетического кризиса.

Синхронизация циклических  колебаний в основных капиталистических  странах проявилась и в этом кризисе. Выше отмечалось, что объективная основа этого процесса - интернационализация хозяйственной жизни капиталистических стран, возросшая зависимость всех стран от внешней торговли, деятельность транснациональных корпораций.

Синхронизации экономического развития капиталистических стран способствовали либерализация движения товаров и капиталов; почти полная ликвидация таможенных пошлин и других ограничений в торговле между странами Западной Европы; существенное снижение пошлин в торговле между тремя мировыми центрами капитализма (Западной Европой — США — Японией);

отмена количественных ограничений импорта большинства  товаров. Эти процессы сузили возможности  национальных государств в приостановке притока товаров из других стран  и предотвращении их перепроизводства в собственной стране. После этого кризиса государства начали вводить импортные ограничения.

 

2.2.4. Антикризисное государственное регулирование

Основным направлением государственного вмешательства в  экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50—60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, — к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.

В результате в 50—60-е  гг. наблюдалась тенденция к росту  государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу.

Новой формой государственного регулирования в некоторых странах становятся программирование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).

В 60-70-е гг. общая экономическая  ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.

Информация о работе Экономические кризисы: теоретические аспекты и практические проявления